Сибнедра выдали лицензию Кузбассразрезуглю на добычу угля открытым способом в самом важном районе водосбора реки Томь.
Фактически, этот горно-таежный район, примыкающий к Кузнецкому Алатау - сердце образования реки Томь в силу своих географических и климатических условий. В этом районе образуется наибольшее количество речного стока Томи.
Не случайно именно эта территория всегда считалась сакральной и неприкосновенной для антропогенного воздействия у местного шорского населения.
Если планы по организации здесь угольного разреза осуществятся, удар по реке Томь будет нанесен непоправимый.
Огромный участок площадью более 55 кв. км уже выкуплен под угольный разрез. Еще примерно такой же по площади участок с границей по периметру планируемого разреза выделен, судя по разрешенному на нем виду деятельности, под сплошную вырубку леса.
Итого, в ближайшее время планируется к сплошной вырубке и взрывным работам более 110 кв. км. тайги в красивейших и важнейших для наших рек местах.
Около нового угольного разреза планируется построить обогатительную фабрику, проложить сначала автомобильную, а позже и железную дорогу.
Ни угольщиков, ни местные власти не смущает, что рядом находится заповедник "Кузнецкий Алатау", в котором обитают в том числе краснокнижные животные, птицы, рыбы и произрастают краснокнижные растения.
От границ планируемого разреза до территории заповедника всего несколько километров, а участок под разрез вплотную прилегает к охранной зоне заповедника, повторяя ее контуры.
В ближайшем будущем Кузбасс фактически останется без чистой пресной воды, если дальнейшая добыча угля открытым способом (в угольных разрезах) в горно-таежной зоне Кузбасса не будет полностью запрещена. Потому что притоки Томи постепенно исчезают, их уничтожают угольные разрезы, растущие стремительно, как раковая опухоль.
Подземные воды находятся в тесной взаимосвязи с поверхностными, иссякнут поверхностные воды - иссякнут и подземные.
И это в то время, когда именно чистая пресная вода в обозримом будущем станет самым ценным природным ресурсом.
Угольщиков интересует только прибыль и стоимость акций, местным властям интересен рост показателей, большие цифры, какими можно отчитаться перед выше стоящими структурами о добыче угля.
Ни угольщики, ни местные власти, которые выдают лицензию на разработку угля открытым способом, не знают, либо не хотят знать, что река Томь образуется из слияния множества больших и малых притоков. Не будет притоков, не будет и Томи.
Уже существующие разрезы уничтожили ряд притоков Томи, вследствие чего среднегодовой сток Томи последние годы неуклонно снижается. Об этом есть данные в научных работах, но ни угольщиков, ни местные власти это не интересует.
В этом году снижение стока Томи незаметно, по причине обильных летних осадков, обильных зимних осадков, очень раннего и резкого потепления и небывалой длительной интенсивной летней жары. В результате такого необычного лета произошло активное таяние снежников в Кузнецком Алатау, что привело этим летом к увеличению речного стока против обычного.
Но в прежние годы летнее обмеление Томи и Мрас-су было очень ярко выражено. Площадь водосбора реки Мрас-су очень сильно пострадала в результате появления Сибергинского разреза и разреза АО "Междуречье".
Неведомо угольщикам и местным чиновникам также про водоохранные леса (защитные леса), которые способствуют тому, чтобы реки не исчезали, не пересыхали, а были естественно самовозобновляемым ресурсом.
В советское время в законодательстве существовало положение о водоохранных (защитных) лесах, а после развала СССР, ради превращения России в сырьевой придаток Запада, законодательство было переписано и теперь осталась только водоохранная зона, вдоль реки, охраняющая водоем от загрязненных поверхностных стоков.
Однако угольщикам и водоохранная зона - не помеха, жители Мысков постоянно наблюдают черную воду в реках.
Сам порядок выдачи лицензии на добычу угля открытым способом заточен под то, чтобы практически не было никаких препятствий для угольщиков. Ни реки, ни лес никак не фигурируют в документах и в законодательстве относительно разработки недр, словно их не существует.
Непонятно ( а точнее - понятно) в угоду кому уголь отнесен к полезным ископаемым местного значения, и выдача лицензий на угольные разрезы находится полностью в ведении местных властей.
Поэтому ни наличие заповедника, ни вред, наносимый рекам и лесу, никак никем не рассматривается ни при выдаче лицензии, ни про проектировании угольного разреза.
И, как обычно, общественность об этом не знает. Подготовка к появлению здесь разреза велась много лет, а местные жители узнали об этом только сейчас, когда услышали взрывы и увидели тяжелую технику.
А Новокузнецк и другие города Кузбасса пока даже не подозревает, какие "веселые" времена нас ждут, когда Томь катастрофически обмелеет.
Кузбасс привык к тому, что воды у нас достаточно, а ведь совсем рядом, с восточной стороны Кузнецкого Алатау, где нет тех самых уникальных климато-географических условий, какие сейчас намереваются уничтожить разрезом, находятся очень сухие степи и совершенно лысые горы.
Обеспеченность Кузбасса водой существует только благодаря наличию в данном месте именно таких природно-географических условий, какие есть сейчас, и какие ни в коем случае нельзя нарушать.
На дополнительном файле "Разрез и карта годового стока" черным показан контур выкупленного под разрез участка, а также территории среднегодового стока площади водосбора реки Томь, в л/с с кв. км.
На дополнительном файле "Разрез и заповедник" толстым черным показаны существующие разрезы в районе Мысков-Междуреченска. В районе Распадской тоже появились зияющие раны на земле, пока не очень большие. Междуреченск превращается из города в тайге в город на разрезе.
На этом же файле большой зеленый контур - это заповедник "Кузнецкий Алатау", розовым большой контур - охранная зона заповедника. Тонким черным - выкупленный участок под новый разрез. Его площадь намного больше, чем площадь Талдинского разреза.
Если вам не безразлично то, что здесь написано, поделитесь этой информацией со своими знакомыми, чтобы кузбассовцы знали, какие перспективы с водоснабжением нас ожидают.
Очень надеемся, что мнение русского народа, по-истине настоящего хозяина нашей Земли Сибирской, возымеет действие, и горно-таежное правобережье Томи обретет статус неприкосновенности для антропогенного воздействия.