Продолжение поста о том, как ледниковый период разделил Европу на Восток и Запад. Возникает вопрос, - не рано ли делать выводы на основании единственного анализа каких-то там зубов? Конечно, все это весьма предварительные выводы, - что-то уточнят, что-то вовсе пересмотрят. А пока нам остается опираться на то, как они соотносятся с данными других исследований.
А они есть! В начале прошлого года в Nature вышло исследование 356 геномов охотников-собирателей, живших от 35 000 до 5000 лет назад на территории 14 стран – от Пиренейского полуострова до степей России.
В пересказе этого исследования я опираюсь на обзор, сделанный в Science, - это, в основном, цитаты с сокращениями. Вот главные выводы:
1. Тридцать тысяч лет назад Европа была страной степей со стадами пасущихся мамонтов и другой мегафауны — и поразительно единообразной человеческой культурой. Ее жители, которых археологи называют граветтийцами, вырезали из бивня мамонта скульптуры животных размером с ладонь и стилизованные женские фигурки с преувеличенными грудями и ягодицами, - их находят всюду от Испании до России.
«Граветтийцев можно считать первой общеевропейской культурой», — говорит археолог из Тюбингенского университета Николас Конард. Но граветтийцы не были единым народом – люди с территорий Франции и Испании генетически отличались от групп, живших на территории нынешних Италии, Чехии и к востоку от них. Эти генетические данные помогают объяснить тонкие региональные различия в типах инструментов и стратегиях жизнеобеспечения, которые десятилетиями озадачивали археологов. Например, только люди в Восточной и Центральной Европе строили убежища из костей мамонта. Даже женские фигурки на востоке и на западе сделаны разными способами из разных материалов, и найдены в разных контекстах.
2. ДНК также проливает свет на то, что случилось с этими древними европейцами, когда климат ухудшился и настал последний ледниковый максимум между 25 000 и 19 000 лет назад, когда большую часть Северной и Центральной Европы покрывал ледник, - кстати, толщиной более километра! Археологи предполагали, что люди отступили в свободные ото льда районы на юге Европы, начиная примерно с 26 000 лет назад, а затем просочились обратно на север несколько тысяч лет спустя, когда ледники растаяли. Этот сценарий, по-видимому, справедлив для Пиренейского полуострова и юга Франции. А итальянский полуостров, который долгое время считался безопасным климатическим убежищем, оказался тупиковым путем - граветтийское население там полностью исчезает и Италию заселяют новые люди, по генетическим данным прибывшие с Балкан.
3. Около 14 000 лет назад, когда температура в Европе резко поднялась в течение нескольких столетий, археологи фиксируют культурные изменения – их, кстати, некоторые трактуют как деградацию в сравнении с великими рисунками из пещер Ласко или Альтамиры и другими произведениями мадленской культуры, доминировавшей в Европе во времена ледникового максимума. Археологи думали, что эти изменения отражают жизнь все той же пережившей ледниковый максимум популяции, которая стала адаптироваться к охоте в более теплых и более лесистых ландшафтах. Но вместо этого данные ДНК показывает почти полную замену популяции: люди, пережившие ледниковый максимум, известные как мадленцы, практически исчезли и были заменены популяциями, двигавшимися из послеледниковой Италии дальше на север. В целом данные двух исследований сходятся - население Западной Европы в какой-то момент было заменено мигрантами с востока.
4. Исследование также рассмотрело последнюю эпоху охотников-собирателей в Европе, начавшуюся 10 000 лет назад, когда потепление продолжало преобразовывать открытые степи в густые леса и богатые водно-болотные угодья. И снова генетические данные выявили удивительную картину: несмотря на общее происхождение и схожий образ жизни охотников-собирателей, люди в Западной Европе стали еще более генетически отличными от тех, кто живет к востоку от Балтийского моря.
Как они успели? «От 14 000 лет назад до 8000 лет назад они вообще не смешивались», — говорит ведущий автор исследования Козимо Пост, генетик из Тюбингена. Почему-то, несмотря на отсутствие географических барьеров между Германией и Россией, эти две группы провели тысячелетия, не смешиваясь.
Они даже выглядели по-разному: генетические данные свидетельствуют о том, что до прибытия земледельцев охотники-собиратели в Западной Европе имели темную кожу и светлые глаза. А у людей в Восточной Европе и России была светлая кожа и темные глаза.
Козимо Пост признает, что образцы команды не покрывают континент полностью, а в вероятных зонах контакта — например, в Польше и Беларуси — образцов нет. Дополнительные генетические данные из этих областей могут показать, что две популяции смешивались локально.
Что же все-таки мешало им смешиваться? Есть и третье исследование на эту тему, подождите немного…