Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мауна-Лоа, Мерапи, Мутновский, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Эрта Але, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2024-06-08 14:02

Очень интересная статья вышла в середине мая в журнале Current Biology за авторством Альфио Кьяренцы и его соавторов

Очень интересная статья вышла в середине мая в журнале Current Biology за авторством Альфио Кьяренцы и его соавторов. Их научное исследование посвящено возникновению эндотермии («теплокровности») у трёх основных групп динозавров: теропод, птицетазовых и завропод.

Учёных заинтересовал вопрос, как динозавры адаптировались к долгосрочным изменениям мезозойского климата, который, вопреки распространённому мнению, не всегда был тёплым и влажным, особенно в высоких широтах. Известно, что современные эндотермные животные (птицы и млекопитающие) населяют все климатические зоны от тропиков до полярных регионов. Напротив, большинство рептилий и амфибий обитают в регионах, близких к тропикам. Но как динозаврам удалось развить независимую акклиматизацию птичьего типа? И всем ли динозаврам это удалось?

Чтобы ответить на эти вопросы, Кьяренца с коллегами изучили распространение окаменелостей динозавров по земному шару и объединили их с макроэволюционными и палеоклиматическими моделями. Получившиеся результаты указали на отдельные эволюционные пути трёх основных линий динозавров. Помимо этого, учёные предположили, что на освоение динозаврами климатических ниш напрямую влияла их способность к терморегуляции.

Динозавроморфы диверсифицировались в раннем триасе, в засушливой среде с высокими температурами. Различные климатические ниши принялись осваивать сначала завроподоморфы, при этом некоторые ранние расходящиеся радиации существовали в относительно более прохладных условиях. Затем в первую очередь они распространились по более сухим и тёплым нишам, где продолжали обитать при высоких температурах, но смещаясь в сторону более сезонных и влажных условий.

Ранние завроподоморфы начали свою эволюцию при достаточно высокой температуре в 25,4° C. Различные их группы развивались с медленной скоростью при отчётливых, но близких температурных оптимумах: «комфортная» температура для неозавропод составляла 24,7° C, а для сомфоспондил (более поздних дивергентных титанозавров) — 23,3° C. Особое значение для эволюции группы сыграло тоарское аноксическое событие, когда в результате извержений вулканов в атмосферу попало много углекислого газа, а среднегодовая температура на Земле выросла на 5 градусов. Представители большинства групп в это время вырастают в размерах, а завроподы становятся экологическим доминантом.

Птицетазовые динозавры довольно быстро перешли от тёплых климатических ниш, начиная с 26,8° C в ранней юре, к более прохладным нишам у тиреофор с температурой в 15,25° C. Ранее отделившиеся неорнитисхии (орнитоподы и маргиноцефалы) занимали более тёплые и сезонные условия, близкие к своим динозавроморфным сородичам. Тягу к холодным нишам со средней температурой 16,6° C они демонстрируют только в мелу. Переход между нишами произошёл на границе сеномана/турона (100,5—93,9 млн лет назад). Предпочтение более прохладным климатическим условиям отдавали не только поздние тиреофоры, но и цератопсы и гадрозавриды.

Тероподы же демонстрируют резкое снижение оптимальных температур между корневыми группами и более продвинутыми (целурозаврами и авиалами). Построенная климатическая модель показывает снижение скоростей освоения климатических ниш, с оптимальными температурами от 24,7° С у корневых групп теропод до нижнего оптимума 19,9° С у целурозавров. Авиалы осваивали ниши с удвоенной скоростью, при этом пик такого освоения приходится на всё то же тоарское аноксическое событие.

Предпочтение завроподоморфов к тёплой среде можно рассматривать либо как вторичный результат их большого размера, либо систематической ошибкой выборки. Крупные наземные первичные потребители преимущественно населяют регионы с повышенной продуктивностью, поэтому они, возможно, отдавали предпочтение более низким широтам. Чтобы связать распространение завроподоморфов с занятыми ими биомами, учёные нанесли таксоны, использованные в анализе филогенетического моделирования, на палеогеографические карты, предположив, что климатические зоны могут эффективно служить в качестве маркера распространения. Завроподоморфы одинаково процветали в тропических, умеренных и засушливых регионах по сравнению с холодными и умеренными зонами и отсутствуют в полярных регионах. Вопреки ожиданиям, эта группа динозавров сравнительно меньше представлена в тропических регионах, чем птицетазовые и тероподы, показывая более высокую распространённость в засушливых регионах с низкой продуктивностью, особенно в период поздней юры – раннего мела. Напротив, птицетазовые широко распространены в тропических зонах, одинаково разнообразны и в холодных, и в полярных регионах.

Эти наблюдения согласуются с летописью окаменелостей в богатых остатками завроподов областях, таких как полузасушливая и сезонная позднеюрская формация Моррисон и засушливая или сезонная палеосреда позднемеловой формации Уинкуль в Аргентине. В этих формациях найдены самые крупные представители завропод.

Регионы высоких широт с низкими температурами, возможно, были непростыми для заселения завроподами. Альтернативная гипотеза состоит в том, что завроподы, хотя физиологически и способны были выживать в условиях высоких широт, были менее приспособлены к этому, чем другие динозавры. Конкуренция с орнитоподами и цератопсами в Северном полушарии могла привести к их крупномасштабному конкурентному вымиранию, что привело к отсутствию завропод в фауне высоких широт. И наоборот, отсутствие цератопсов в Южном полушарии и поздняя миграция туда гадрозаврид могли позволить завроподам дольше сохраняться в южных регионах.

Предпочтение более прохладных и влажных условий у птицетазовых, особенно у более поздних тиреофор, цератопсов и гадрозаврид, предполагает тенденцию к повышению влажности и сезонности в их местообитаниях. Эта адаптация, возможно, способствовала их постоянному проживанию в высоких широтах и ??освоению более широких климатических зон, от тропических до полярных. Тероподы также демонстрировали широкий спектр климатических предпочтений: некоторые таксоны сохранили изначально более теплые и сухие ниши, в то время как другие адаптировались к более прохладным и немного более сезонным условиям.

К каким же выводам пришли исследователи? Их четыре:

?Теплокровные динозавры процветали в различных климатических условиях.

?Группы динозавров адаптировались к климату по-разному, что предполагает разную термофизиологию.

?Эндотермия у теропод и, возможно, птицетазовых возникла в ранней юре.

?Консерватизм ниши завропод предполагает более высокую термическую чувствительность и пойкилотермию.