Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Везувий, Йеллоустоун, Кальбуко, Кампи Флегрей, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Майон, Мутновский, Невадо-дель-Руис, Толбачик, Убинас, Узон, Фаградальсфьядль, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2023-11-05 10:25

Необычное природное явление в 1663 году в летописях Антониево-Сийского монастыря

упавший метеорит

В библиотеке Академии наук Санкт-Петербурга хранится самая большая коллекция рукописей из собрания Антониево-Сийского монастыря. Одна из них — сборник–конволют XVI-XVIII веков, так называемый, черновой список летописей Антониево-Сийского монастыря.

Во второй части документа, помимо различных записей, в том числе описание пожара в монастыре в1658 году и описание чудесного спасения от пожара иконы Божией Матери Смоленской, приводится описание необыкновенного природного явления, произошедшего в1663 году. Описание представляет собой копию челобитной местного батюшки старцу села Новые Ерги, видимо Кирилло-Белозерского монастыря, Павлу.

«Список. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу Кириллова монастыря ваш государев нищей богомолец села Новые Ерги Богоявленский поп Иванище челом бьет. В нынешном, государи во 171 (1663) –м году ноября в 29 день, в субботу по захождении солнца у нас в селе на Новой Ерги и в деревнях многие люди видели на небесех знамение страшно. Толко лишь солнце зашло, и от того места солнечьнаго запада аки звезда велиа долга скоро вышла и показалася по небу. И кабы, мнится, небо надвое роздвоилося скоростию, аки молния, стояла кабы полчаса, а свет неизреченен, аки огнь. И многия видели в том свете выспрь в темя человеку зрак велик: глава, и очи, и руце растягнуте, и перси, и нозе, а весь огнен. А мраз , государи, в то время велик был, и чисто на воздухе , и тихо. И потом аки облак стал мутен, невелик на том месте, где зрак был, а небо аки затворилосе, и огнь на землю падал по многим дворам, и на путех, и по хоромам, аки купели, горят. И люди от него бегали, а он катается за ними, а никого не ожегл,а потом поднялся вверх во облак, и в том облаце стал шум и дым, яко гром или яко глагол велик страшен надолго, кабы и земля тряслась. А хоромы стряслись, и многия люди от ужасти на землю падали, а скотина всякая в кучу метались и рты зажали, и с кормом, и главы на небо подняли и рычали, коя как умеет. И потом камение падали с великою яростию, великое и малое горячее, а иное з жару рвало, а Бог помиловал, государи. Людей и скота на полях и на улицах пало, а на дворы еще Бог помиловал милостию своею, а потому знати, что падало горячее в снегу, около отаивало, и иные кои болше, и землю уходили в мерзлую. А по иным, государи, волостем около нас не было камения, токмо знамение видели все то и огнь. И я, государи, не смею таити такова Божия чюдеси и возвестил вам, государем, и камения небесного послал к вам, государем. И того камения смотрел государь наш отец игумен Феодосий, поедучи к Москве, и иные многие люди видели же».

На одном из сайтов интернета мы нашли упоминание о том необычном природном явлении. Вот что там написано: «Все сведения о том, как происходили падения небесного тела дошли до наших времен благодаря письму священника Ивана Богоявленского, которое тот адресовал монахам Кирилло-Белозерского монастыря. Вот, какие сведения в нем содержались. 29 ноября 1663 года, в субботу, вечером, во время захода солнца, в небе над селом Новые Ерги, произошло необычное явление, которое местные крестьяне сочли страшным знамением. На небосклоне после захода солнца появилась будто бы молния, которая наблюдалась около получаса. Крестьяне и другие люди, проживающие тут, увидели в том необычном свете образ человеческой фигуры, сотканный из света и огня. В тот день стоял лютый мороз, поэтому в тишине и безветрии холодного вечера, явление смотрелось необычайно эффектно. Затем небо словно затворилось, выпуская небольшое мутное облачко.

После этого с небо по всем дорогам и дворам посыпался огонь, который, однако, никого не обжигал, а просто поднялся вверх к облаку. Также современник отметил страшные звуковые эффекты, сопровождавшие падение. Его сравнивали с грохотом или страшным голосом, который слышался долго. Дрожали земля и перепуганные люди, которые с криками бросались наземь, орала скотина, хаос охватил селение. А после начался камнепад: с неба падали камни разной величины, некоторые из них раскалывались. Говорится о том, что во время камнепада огонь продолжал пожирать скот и людей, оказавшихся за пределами дворов. Камни были горячими, так как оставляли подтаявшие лунки. Особенно крупные — уходили глубоко в мерзлоту. Тут же сообщается о том, что в иных волостях камнепада не было, однако, знамение видели и там.

Благодаря этому историческому письму, которое было извлечено из переписной книги Сийского монастыря Архангельской губернии до нас дошли сведения от очевидцев столь необычного события. Подробный анализ сведений, изложенный в письме, позволил установить точную дату падения метеорита – 29 ноября 1663 года, Позже появились иные источники, где описывалось искомое падение, например, донесение монастырской канцелярии к властям, где уже не сообщается ни о каких жертвах падения метеорита.

Ученые считают, связано это с тем, что письмо священника Ивана Богоявленского писалось, так сказать, по «горячим следам», оно было эмоциональным и основанным на рассказах местных жителей, переживших нешуточное потрясение. Однако, на момент написания монастырского донесения, все сведения о жертвах были проверены и не подтверждены. Монах Иван Богоявленский к своему письму прилагал образцы метеоритных камней, однако, искомые не сохранились. Есть сведения о двух камнях, доставленных в монастырь. Один из них хранился на паперти, второй вложили в стену монастыря. Увы, поиски в монастырских стенах ничего не дали. Есть предположения, что камни были затребованы в Москву. Несмотря на то, что образцы были утеряны, сам факт того, что явление падения метеорита было подробно задокументировано, вызывает немалый интерес».


Источник: meteoritica.ru