В библиотеке Академии наук Санкт-Петербурга хранится самая большая коллекция рукописей из собрания Антониево-Сийского монастыря. Одна из них — сборник–конволют XVI-XVIII веков, так называемый, черновой список летописей Антониево-Сийского монастыря.
Во второй части документа, помимо различных записей, в том числе описание пожара в монастыре в1658 году и описание чудесного спасения от пожара иконы Божией Матери Смоленской, приводится описание необыкновенного природного явления, произошедшего в1663 году. Описание представляет собой копию челобитной местного батюшки старцу села Новые Ерги, видимо Кирилло-Белозерского монастыря, Павлу.
«Список. Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу Кириллова монастыря ваш государев нищей богомолец села Новые Ерги Богоявленский поп Иванище челом бьет. В нынешном, государи во 171 (1663) –м году ноября в 29 день, в субботу по захождении солнца у нас в селе на Новой Ерги и в деревнях многие люди видели на небесех знамение страшно. Толко лишь солнце зашло, и от того места солнечьнаго запада аки звезда велиа долга скоро вышла и показалася по небу. И кабы, мнится, небо надвое роздвоилося скоростию, аки молния, стояла кабы полчаса, а свет неизреченен, аки огнь. И многия видели в том свете выспрь в темя человеку зрак велик: глава, и очи, и руце растягнуте, и перси, и нозе, а весь огнен. А мраз , государи, в то время велик был, и чисто на воздухе , и тихо. И потом аки облак стал мутен, невелик на том месте, где зрак был, а небо аки затворилосе, и огнь на землю падал по многим дворам, и на путех, и по хоромам, аки купели, горят. И люди от него бегали, а он катается за ними, а никого не ожегл,а потом поднялся вверх во облак, и в том облаце стал шум и дым, яко гром или яко глагол велик страшен надолго, кабы и земля тряслась. А хоромы стряслись, и многия люди от ужасти на землю падали, а скотина всякая в кучу метались и рты зажали, и с кормом, и главы на небо подняли и рычали, коя как умеет. И потом камение падали с великою яростию, великое и малое горячее, а иное з жару рвало, а Бог помиловал, государи. Людей и скота на полях и на улицах пало, а на дворы еще Бог помиловал милостию своею, а потому знати, что падало горячее в снегу, около отаивало, и иные кои болше, и землю уходили в мерзлую. А по иным, государи, волостем около нас не было камения, токмо знамение видели все то и огнь. И я, государи, не смею таити такова Божия чюдеси и возвестил вам, государем, и камения небесного послал к вам, государем. И того камения смотрел государь наш отец игумен Феодосий, поедучи к Москве, и иные многие люди видели же».
На одном из сайтов интернета мы нашли упоминание о том необычном природном явлении. Вот что там написано: «Все сведения о том, как происходили падения небесного тела дошли до наших времен благодаря письму священника Ивана Богоявленского, которое тот адресовал монахам Кирилло-Белозерского монастыря. Вот, какие сведения в нем содержались. 29 ноября 1663 года, в субботу, вечером, во время захода солнца, в небе над селом Новые Ерги, произошло необычное явление, которое местные крестьяне сочли страшным знамением. На небосклоне после захода солнца появилась будто бы молния, которая наблюдалась около получаса. Крестьяне и другие люди, проживающие тут, увидели в том необычном свете образ человеческой фигуры, сотканный из света и огня. В тот день стоял лютый мороз, поэтому в тишине и безветрии холодного вечера, явление смотрелось необычайно эффектно. Затем небо словно затворилось, выпуская небольшое мутное облачко.
После этого с небо по всем дорогам и дворам посыпался огонь, который, однако, никого не обжигал, а просто поднялся вверх к облаку. Также современник отметил страшные звуковые эффекты, сопровождавшие падение. Его сравнивали с грохотом или страшным голосом, который слышался долго. Дрожали земля и перепуганные люди, которые с криками бросались наземь, орала скотина, хаос охватил селение. А после начался камнепад: с неба падали камни разной величины, некоторые из них раскалывались. Говорится о том, что во время камнепада огонь продолжал пожирать скот и людей, оказавшихся за пределами дворов. Камни были горячими, так как оставляли подтаявшие лунки. Особенно крупные — уходили глубоко в мерзлоту. Тут же сообщается о том, что в иных волостях камнепада не было, однако, знамение видели и там.
Благодаря этому историческому письму, которое было извлечено из переписной книги Сийского монастыря Архангельской губернии до нас дошли сведения от очевидцев столь необычного события. Подробный анализ сведений, изложенный в письме, позволил установить точную дату падения метеорита – 29 ноября 1663 года, Позже появились иные источники, где описывалось искомое падение, например, донесение монастырской канцелярии к властям, где уже не сообщается ни о каких жертвах падения метеорита.
Ученые считают, связано это с тем, что письмо священника Ивана Богоявленского писалось, так сказать, по «горячим следам», оно было эмоциональным и основанным на рассказах местных жителей, переживших нешуточное потрясение. Однако, на момент написания монастырского донесения, все сведения о жертвах были проверены и не подтверждены. Монах Иван Богоявленский к своему письму прилагал образцы метеоритных камней, однако, искомые не сохранились. Есть сведения о двух камнях, доставленных в монастырь. Один из них хранился на паперти, второй вложили в стену монастыря. Увы, поиски в монастырских стенах ничего не дали. Есть предположения, что камни были затребованы в Москву. Несмотря на то, что образцы были утеряны, сам факт того, что явление падения метеорита было подробно задокументировано, вызывает немалый интерес».
Источник: meteoritica.ru