Представьте, что рабство разрешено и есть белый европеец, который вдруг решил приобрести себе дешёвую рабочую силу. Что ему делать и куда идти? Белых людей он не сворует, за это наказать могут. Негров можно, но появляется вопрос: как их достать? Не будет же он по Африке, по незнакомой ему местности бегать, отлавливая людей. Так могут его самого поймать.
В исламских государствах Северной Африки рабство существовало вплоть до колонизации этих земель европейцами в XIX веке; основными источниками рабской силы были как пленные, захваченные в Европе, так и африканцы. В Мавритании, которую европейцы колонизировали сравнительно поздно, рабство продолжало существовать и в колониальный период, и даже после обретения независимости.
Рабство, практически повсеместно в Европе заменённое крепостничеством, было восстановлено в Новом Свете в XVI веке, после начала эпохи великих географических открытий. В ходе освоения белыми европейцами Африки обнаружилась возможность достаточно легко получить практически неограниченное количество работников, захватывая и обращая в рабство коренных африканцев. Основным перевозчиком рабов была Британская империя.
На конец XVII века четверть кораблей Британии перевозили рабов. Крупнейшими пунктами базирования таких судов были Ливерпуль и Бристоль. Африканцев захватывали в их родных землях (как правило, сами же африканцы. Об этом чуть позже подробно), грузили на корабли и отправляли в Америку. В Азии африканские рабы использовались мало, поскольку в этом регионе гораздо выгоднее было использовать на работах многочисленное местное население («рабочие-кули»).
Но почему не проще было использовать местных аборигенов? Этот вопрос появляется у многих, когда тема касается рабства в Америке. Зачем везти через океан негров, когда рядом находится множество племён с индейцами?
К тому же многие негры просто не доплывали до Америки (всего в Британскую Америку и позднее в США было ввезено около 13 млн африканских рабов. В среднем из 3—5 захваченных рабов на плантацию доставлялся лишь один, остальные погибали во время захвата и транспортировки. По оценкам исследователей, в результате работорговли Африка потеряла до 80 миллионов жизне), а те что доплывали, работали слабо. Плюс, что индейцы рядом и не нужно никуда ехать за рабами.
И вот тут сразу же первый плюс превращается в огромный минус. Индейцам было куда бежать. Неграм бежать было некуда. Местность они не знали, вывезенные далеко от своих мест обитания, не имеющие никакого представления о том, как вернуться домой, они были менее склонны к побегам. В Европе задолго до Америки поняли, что рабов нужно привозить издалека. Так они не сбегают и лучше подчиняются. Поэтому уже 27 декабря 1512 года испанское правительство запретило использовать в колониях американских индейцев как рабов, однако одновременно разрешило ввозить в Новый Свет рабов из Африки. Использование рабов-африканцев было весьма выгодным для плантаторов.
Второй аспект и физической силе и выносливости негров. Якобы негры в среднем были лучше приспособлены для изнурительного физического труда в жарком климате, чем белые европейцы или индейцы. Это миф. Индейцы очень даже выносливые и способные (судя по записям первых переселенцев, индейцы были крепкого телосложения. Впрочем, и сейчас можно увидеть, что индейцы в большинстве своём коренастые), а вот производительность негров была низкой, тем не менее, они работали. Для них это не являлось неким когнетивным дисосансом, им было это уже весьма знакомо.
Дело в том, что негры из Африки росли в культуре, где есть понятие рабства (опять же, об этом чуть позже). У индейцев был иной менталитет и другая культура, и рабство они не принимали и просто переставали как-либо функционировать и коммуницировать с миром, а просто умирали, лишенные жить в своем мире охоты, промысла и быта. Свободолюбивому индейцу проще сесть на месте и ждать смерти, чем выполнять бессмысленный рабский труд. И никакой кнут или травля псами это исправить не могли. А если индейца принуждали, то толку от такой работы практически не было.
В большинстве случаев, вырванный из своего мира зацикленного времени неолита (зима лето зима, охота рыбалка зима), индеец просто не понимал как жить. По степени стресса это можно сравнивать с переселением на другую планету или же "переход в другой мир" (а другой мир у людей из обществ дологического мышления это равно смерть, уход из этого мира).
Тут важно понимать, что речь вовсе не о дикарях как принято считать, о примитивах и т.д. Люди первобытных обществ дологического мышления не дикари в общепринятом понимании - это люди мыслящие и понимающие не так как вы. Для них скорее вы дикарь: по говну медведя не можете распознать его возраст и пол, стрелять из лука не умеете, не слышите духов, едите какие-то странные продукты вместо мяса, живете зачем-то только с одной женщиной... ну точно отсталые.
Но это вовсе не значит, что у самих индейцев не был рабства как такового. Еще как было. Например, в Канаде, где был более холодный климат и не было необходимости в массовой рабочей силе на плантациях, рабство было перенято европейцами у местных индейских племён. Численность рабов в Канаде никогда не была высокой, среди них преобладали индейцы-пленники, захваченные другими племенами и проданные европейским колонистам, но также было небольшое количество чёрных рабов.
Поскольку католическая церковь активно поощряла обращение рабов в христианство и их приём в общину, фактически рабство в Канаде пришло в упадок ещё до его формального запрета британским законом. Если капнуть еще чуть глубже в историю, то прекрасно узрим что на самом деле "свободолюбивые" индейцы прекрасно знали что такое рабство и до прихода Конкисты. Даже у самых мирных племен Таино, проживающих на Кубе было распространено рабство. Не говоря уже об остальных. Испанцы просто усовершенствовали его, подстроив под свои нужды. Особенно хорошо было развито рабовладение в развитых индейских цивилизациях: у майя, у ацтеков и инков.
Хотя тут был один нюанс. Если в остальных уголках мира основным источником рабства служили войны, то у некоторых индейских народов в рабство попадали, как правило, свои. Военных пленников индейцы приносили в жертву богам. Это важно в контексте отличия раб-воин и раб-ребенок, раб-женщина, раб-антисоциальный изгой племени. Выходит рабство "не убивает индейца", как красочно мы описали выше?
Тут стоит понимать, что рабство индейцев в мире индейцев (несмотря на то, что друг друга они считают абсолютно разными народами под одним небом, а не индейцами) это некий аналог условной "отработки": воина принести в жертву богам, остальные живите и работайте (как и условная "смерть" врага в межплеменных соперничествах: зачем убивать врага, если можно выследить его, ударить из-за дерева по плечу и убежать. Этого будет достаточно чтобы он понял, что ты мог его убить).
Так, например, у ацтеков в рабство попадали за кражу, в случае невозврата долга или за предательство начальника. Также родители продавали своих детей за непослушание или за какие-нибудь другие грешки. Торговля рабами в Ацтекском государстве имела широкое распространение. Посредниками здесь обычно выступали купцы. Наиболее крупные рынки работорговли находились в двух городах - Ацкапоцалько и Исокане. Рабы обменивались на самые различные вещи - ткани, накидки, драгоценные перья и т.п. Стоимость раба колебалась в зависимости от его достоинств, но обычная его цена равнялась 20 накидкам. Рабов продавали не только в близлежащие районы, но и на чужбину.
Использовали рабов индейцы по стандартной схеме: переноска тяжестей, сельскохозяйственные работы, строительство храмов, мостов и т.д. У инков существовало целое сословие государственных рабов - янакуна. Они обрабатывали государственные земли, пасли принадлежавшие государству стада лам, были слугами в домах инков. Знаменитые грандиозные сооружения инков сделанные из камней весом по несколько тонн были сделаны, понятное дело, не силой мысли продвинутых инков, а трудом огромной армии рабов.
Конечно, было бы просто прекрасно, если бы испанцы даровали бы всем индейцам свободу, индейцы бросили бы свои войны и жертвоприношения, и наступило бы большое хорошо. Но, к сожалению, как это часто бывает, люди не всегда выбирают гуманные пути.
Индейцы, несмотря на все их почтение к "белым богам" не торопились бросать свои обычаи, а кастильцы были слишком одурманены от радужных перспектив богатства и власти. В результате мы и получили , то что получили. Испанцы установили систему энкомьенде, которая состояла в том, что за конкистадорами закреплялись земли вместе с индейским населением, отрабатывавшем трудовую повинность. Причем эту повинность исполняли только мужчины возрастом от 15 до 50 лет. Женщины и дети к трудам не привлекались.
Африканцы же работали, несмотря ни на что. Выгоды от плантаций хлопка и сахарного тростника и возраставшая цена рабов в Южных штатах США (взрослый здоровый негр стоил в 1,5—2 раза дороже здорового взрослого белого) побуждали принимать всевозможные меры для охраны института рабства и для удержания рабов в подчинённом положении. Рабы находились фактически в полной власти своих хозяев.
Сейчас в США часто рассказывают о свободолюбивости негров. Пытаются избавиться от рабского клейма. Но любовь к свободе у индейцев оказалась выше. Конечно, они тоже попадали в рабство, и кто-то из них приспосабливался к такой жизни. Но массово этого сделать с народом не получилось. Когда поднимают тему вины белых людей за рабство негров, то можно только посмеяться. Внутри Африки было развито рабство. Негры сами массово отлавливали негров, особенно во время конфликтов между странами. Каких-то оставляли себе в рабы, а кого-то продавали. Яркий тому пример история государственности африканской Либерии, которая начинается с прибытия первых негритянских американских поселенцев — америко-либерийцев, как они себя называли, в Африку — на побережье которой они в 1822 году основали колонию «свободных цветных людей» (free men of color) под покровительством Американского колонизационного общества.
В 1820 году в США проживало 1,771 млн чернокожих, из них свободными были лишь 233 тыс. Одни добились этого в ходе войны за независимость, сражаясь в революционной армии; другие смогли заплатить за себя выкуп; третьих отпустили на волю хозяева, придерживающиеся аболиционистских (антирабовладельческих) взглядов.«Свободные негры» составляли меньшинство, особенно в южных штатах. Они были лишены избирательных прав, не могли занимать государственные должности и выступать в суде свидетелями против белых. Однако само существование такой категории людей крайне нервировало рабовладельцев Юга — тем более что свободные негры нередко принимали участие в движениях аболиционистов.
Решение проблемы многие видели в депортации смутьянов в Африку. Эту идею выдвигал еще Томас Джефферсон, а воплотить ее призвано было созданное в 1816 году в Вашингтоне Американское колонизационное общество (АКО). По соглашению с вождями местных племён, переселенцы приобрели территории площадью более 13 тыс. км? — за товары общей стоимостью 50 американских долларов. Но уже к 1828 году переселенцы захватили всё побережье современной Либерии (протяжённостью около 500 км), а затем также заняли части побережья современных Сьерра-Леоне и Кот-д’Ивуара и начали притеснять местное негритянское население, которое они считали варварами и людьми низшего сорта.
Они полностью переняли традиции довоенного американского Юга, вот только в роли плантаторов выступали теперь черные эмигранты из США. Мало того, что их активно отправляли на кораблях обратно в "мир рабства" на Юг США, плюс формально либерийские власти признали, что местное население имеет право на гражданство, лишь в 1904 году. Фактически же до второй половины XX века аборигены не участвовали в выборах и не занимали сколько-нибудь значимых государственных должностей. Сразу вспоминается «Раб мечтает не о свободе, а о своих рабах» Марка Туллия Цицерона.