Английский ученый Эрвин Эдвардс совместно с коллегами из США оценил возможные последствия таяния ледников в результате глобального потепления. По его мнению, уменьшение льдов Арктики может привести к распространению ядерных отходов, неизвестных вирусов и устойчивых к антибиотикам бактерий, содержащихся в них.
Исследователи из Университета Аберистуита (Великобритания), Лаборатории реактивного движения НАСА и нескольких вузов США подготовили доклад, в котором объяснили, что во время таяния ледников Арктики могут высвободиться радиоактивные отходы атомных подводных лодок и реакторов времен холодной войны. Рассказываем об этом и о других опасных веществах, которые хранят ледники.
Ядерные отходы и химические вещества
Таяние вечной мерзлоты и ледников способствует выбросу большого количества парниковых газов, содержащихся в почве. Однако ученые считают, что это не единственные последствия изменения климата.
С 1955 по 1990 год Советский Союз провел более 130 испытаний ядерного оружия в атмосфере и поверхностном слое океана на ядерном полигоне архипелага Новая Земля. В результате было высвобождено около 265 мегатонн ядерной энергии, а в близлежащих Карском и Баренцевом морях было затоплено более 100 атомных подводных лодок.
Несмотря на то, что российское правительство приступило к осуществлению стратегического плана очистки территорий, в докладе ученых отмечается, что в этом районе все равно были обнаружены радиоактивные цезий и плутоний во льдах, в растительности и в воде.
Также на сохранение ядерных отходов во льдах повлиял секретный американский проект «Ледяной червь» (Project Iceworm) 1958-1966-х годов. Тогда планировалось провести под ледяным щитом Гренландии систему туннелей длиной 4000 километров и развернуть в ней около 600 межконтинентальных баллистических ракет, нацеленных на СССР. С 1960 по 1963 годы поставка электроэнергии осуществлялась посредством первого мобильного ядерного реактора «Alco PM-2A».
Эксплуатация этого объекта была прекращена в 1967 году, но остатки его сооружений и отходы, включая радиоактивные, решили оставить на месте — предполагалось, что они будут навечно погребены под слоем снега. Однако исследования 2016 года показали, что эта часть гренландского ледяного щита может начать таять к концу столетия, и тогда остатки инфраструктуры и биологические, химические и радиоактивные отходы могут попасть в окружающую среду и нарушить близлежащие экосистемы.
Кроме того, свою роль в заражении льдов Гренландии сыграла авиакатастрофа над базой ВВС США Туле в 1968 году. Тогда стратегический бомбардировщик B-52 выполнял боевое патрулирование в рамках операции «Хромированный купол» и нёс четыре термоядерные бомбы B28FI. Из-за пожара на борту самолет стал падать, а термоядерные боеприпасы разрушились, вызвав радиационное заражение местности.
Бактерии, устойчивые к антибиотикам
Вечная мерзлота глубиной более трех метров является одной из немногих областей на Земле, на которой никогда не использовались современные антибиотики.
Исследователи обнаружили, что более 100 разнообразных микроорганизмов, «законсервированных» в сибирской вечной мерзлоте устойчивы к антибиотикам. И в процессе потепления они могут смешиваться с талой водой и создавать новые устойчивые к антибиотикам штаммы существующих бактерий.
Ископаемое топливо
Помимо побочных продуктов, выделяемых в процессе добычи ископаемого топлива, в Арктике содержатся залежи различных веществ, включая мышьяк, ртуть и никель. Согласно отчету, добыча этих полезных ископаемых в течение десятилетий вызывала огромное загрязнение площади в десятки миллионов гектаров.
Эти загрязнители хранятся в вечной мерзлоте, однако по мере ее таяния, могут оказаться в атмосфере и воде, нанося огромный ущерб животным, птицам а также людям.
За последние 70 лет на территории вечной мерзлоты было создано более 1000 поселений — для добычи различных ресурсов, проведения научных и военных проектов. В этой области также присутствует местное население, то есть, людей там не так уж мало. Ученые отмечают, что это увеличивает вероятность случайного контакта с залежами различных веществ и их высвобождения.