Толщина льда на реках Ямала бьет рекорды нескольких десятилетий и приближается к максимальному значению за всю историю гидрологических наблюдений. Это связано с сильными морозами, которые не отступают вот уже два месяца.
Без труда преодолевая неглубокие сугробы, Геннадий Кельчин наблюдает за природой. Северная тундра, говорит охотник, многое может рассказать. Так, малоснежная зима, по словам старожила, сулит нескорый приход весны. Все дело в реках и ледоходе – ведь именно с него начинается весна на Ямале.
«Снегу мало. Весной где воде взяться? И я делаю предположение, что весна будет средняя», – заметил северянин.
О том, что весной Оби будет сложно освободиться ото льда, гидрологи поняли еще в конце октября. Подсказками послужили высокая вода, поздние заморозки, малое количество снега и морозы. Сейчас толщина ледяной шубы на реке приближается к рекордной за 65 лет гидрологических наблюдений.
«Толщина льда в районе Салехарда составила 147 сантиметров при среднемноголетней толщине 80 сантиметров на эту же дату. Мы приблизились к историческому максимуму – 156 сантиметров в 1956 году», – отметил начальник отдела гидрологии Ямало-Ненецкого гидрометцентра Михаил Кузнецов.
Тем не менее, температура в марте, по словам синоптиков, ожидается несколько выше нормы, особенно в восточной части округа. В среднем она составит в пределах 12–18 градусов ниже нуля. И все же по ночам зима еще аукнется тридцатиградусным морозом. Окончательно она сдаст свои позиции в третьей декаде марта.
«На два-три градуса теплее нормы – это, в общем, среднестатистический март», – прокомментировала начальник отдела метеопрогнозов окружного ЦГМС Наталья Чулева.
А Геннадий Кельчин планирует выехать в тундру, пока не наступили мартовские метели. Он надеется, что домой вернется не только добычей, но и с пониманием, как скоро на Ямал придёт весна.
«Орел уже должен прилететь. Если не прилетел из-за холодов, то весна опять будет попозже», – рассказал охотник.