Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Русская «Метелица» — первая женская экспедиция на Ледяном материке, которой пришлось преодолеть не только погодные условия, но и сложившиеся традиции. Рассказываем как это было.
По ледяному куполу Антарктиды, ложась на ветер, идут пять человеческих фигурок, впряженных в сани. Их мучает горная болезнь и холод. Ими движет цель — дойти до Южного полюса. Они шли к нему 30 лет.
… Это не героическая команда Амундсена, не погибшие на обратном пути сподвижники Скотта. Это русская «Метелица» — первая женская экспедиция на ледяном материке. Южный полюс — их третий поход в Антарктиду.
Семью годами ранее была станция «Восток» — южный геомагнитный полюс и самая недоступная полярная станция планеты, место, где полярники не живут, а выживают. Потому что — 3,5 км над уровнем моря и нулевая влажность. Минимальная температура воздуха за всю историю наблюдений — - 89,6°С — тоже здесь. В январе 1989 года девять девушек достигли полюса холода на лыжах, преодолев 1420 км за 57 дней. В их нартах лежал провиант, палатка без подогрева, личные вещи, оборудование для связи и медицинских исследований и два примуса. В их сердце горел огонь — Дойти!
Начало. Сверхмарафон
1966 год. Выпускницы МАИ во главе с мастером спорта Валентиной Кузнецовой пробежали от Москвы до Ленинграда на лыжах за 7,5 суток, преодолевая около 100 км в день, и стали первыми женщинами, совершившими что-то подобное.
«После Ленинграда в какой-то момент появилась пустота: неужели все? Не будет больше дальней лыжни, снега и радости успеха? Сами себе возразили: будет! С метелями мы теперь на “ты”. Так пришло название команды, а с ним появилось и все остальное» — рассказывает Татьяна Кузнецова, однофамилица Валентины и тоже участник команды.
Затем появилась идея сверхдальнего пробега Москва — Ленинград — Хельсинки — Турку — Торнио. 2600 км, 33 ходовых дня — даже выговорить страшно. Тренировки шли несколько месяцев.
В день «икс» температура воздуха упала до -30°С. Но Валентина Кузнецова, Светлана Александрова, Татьяна Дьяконова, Надежда Кузина и Антонина Егорова вышли на старт.
На целый месяц «Метелица» овладела вниманием Финляндии. Газеты сообщали, как идут русские лыжницы, приводили график прохода через населенные пункты. Школьников освобождали от уроков, и они выходили на лыжах встречать сверхмарафонцев. Отметив, что «Метелица» вышла за грань критических физических нагрузок в лыжном спорте, специалисты взялись за пересмотр методики тренировок сильнейших лыжников.
А ведь капитан команды Валентина Кузнецова 2000 км бежала с трещиной в лодыжке, получив травму почти в самом начале пробега!
Почему не Антарктида?
Попасть в Антарктиду в те годы девушке было почти нереально. Существовал негласный запрет на работу представительниц слабого пола в антарктических экспедициях. Мужчины ерничали даже в официальных отказах: «Здесь нет магазинов и парикмахерских, а, значит, нет условий для женщин». В 1988 году «Метелица» станет первой женской лыжной экспедицией на материке. Но до этого еще надо было дойти.
Первой женщиной-исследователем в Антарктиде стала советский геолог Мария Кленова в 1956 году. Через 10 лет ее прорыв удалось повторить аргентинским женщинам-ученым. США и Великобритания сняли формальный запрет на работу дам в экспедициях только в конце 60-х и 70-х годов. С 1984 года немка Моника Пускеппеляйт пыталась пробиться на Ледяной континент, но смешанных составов на базе не хотели и удалось ей это только в 1989 году, когда она возглавила первую в истории исключительно женскую экспедицию, которая перезимовала на базе в Антарктиде.
А что, если… не просто идти по Антарктиде на лыжах, а еще и проводить научные исследования? Автономный (т.е. без сопровождения) женский коллектив в экстремальных условиях — прекрасная тестовая группа. Ученые идею одобрили. Валентина Кузнецова принялась собирать команду. В нее вошли не просто лыжницы, но одновременно врачи, психологи, радисты, ориентировщики-навигаторы и кинооператоры.
Тренировочным полигоном команды стала Арктика. Югорский полуостров, восточное побережье Таймыра, мыс Челюскин, Северная Земля, восемь экспедиций на Землю Франца-Иосифа … — лыжня «метелиц» расчертила глубокое Заполярье 13 раз.
В высокоширотных экспедициях в момент пиковых нагрузок измерялись показатели организма, брались анализы, которые замороженными попадали в Институт экстремальной медицины. По данным физико-биологических исследований, полученным в трех антарктических экспедициях «Метелицы», до сих пор пишутся научные работы.
Из воспоминаний:
«В экспедицию 1976 г. на Северную Землю срочно искали доктора. Шура Рогова прилетела в Москву и сразу включилась в дела. А в момент старта, увидев внушительные нарты, ...на полном серьезе спросила:
— А где собаки? Ведь нарты для них?
Ответом ей был дружный хохот. Через минуту в нарты впряглись сами».
Земля Франца-Иосифа. Три медведя
В походах читали дневники первопроходцев. За полярным кругом, в местах, где прошли экспедиции Седова и Русанова, сопричастность с героями Арктики была особенно острой. В мае 1979 года шестеро «метелиц» прошли по следам Георгия Седова — 400 км от места его гибели (о. Рудольфа) до о. Хейса. Единственным мужчиной в команде был пес Амур, один из лучших медвежатников Арктики.
Из дневника Риммы Диденко:
«9 мая. Впереди — Земля Карла Александра…. Трещит айсберг. Идет подвижка льдов. Открытая вода рядом, в 8-10 км от нас. На душе тревожно. Пишу и думаю: "А может не спать сегодня? Подежурить на всякий случай?". Одним словом, я трусиха и паникер. А первого медведя мы уже сегодня видели. Он подошел близко, метров на 200. Я легла на снег, положив карабин на нарты. С упора легче стрелять. Карабин тяжеленный, доисторический, 4-зарядный, выпуска 1941 года. Таня выстрелила из ракетницы, и медведь убежал».
Из воспоминаний Татьяны Кузнецовой:
«Кто-то из девушек смотрит в бинокль: “Вижу три медведя», а другая: «Вижу пять медведей…” Стало ясно: пора отбирать бинокли».
«Если медведь охотится на вас, вы его не увидите. Если вы его увидели, значит, он идет мимо», — инструктировали полярники. И давали с собой то ружье, то специальную собаку-медвежатницу.
Из дневника Риммы Диденко:
«12 мая. <…> Как и все, кладу под голову нож. На тот случай, если оторвет льдину и понесет в море. Можно будет разрезать палатку и выскочить наружу. При условии, если будет куда выскакивать».
В долгих переходах команда стала монолитом: один за всех и все за одного. Вернувшись из Арктики на Большую Землю, кто-то сказал: «Давайте не будем никому звонить и еще день поживем вместе».
Северный полюс. Год 1995
Из архива Татьяны Кузнецовой
Из архива Татьяны Кузнецовой
Фото: river34
В этом походе «Метелицу» ждали открытая вода, морозы и дрейфующие льды. Состояние девушек перед стартом профессионально четко определила Татьяна Кузнецова: «С отклонениями у нас все нормально». С чувством юмора, судя по всему, тоже. Это главное.
До последнего было неясно, состоится ли поход. В середине марта все-таки вышли. Для безопасности в команду впервые был включен мужчина, Сергей Печенегов, уже бывавший на полюсе.
Преодолели 500 км труднопроходимых торосов, разломы, трещины. По пути нашли японского путешественника-одиночку Мицури Оба, подавшему по дороге к полюсу сигнал SOS… Врачи Ольга Федоткина и Татьяна Кузнецова оказали ему помощь.
Из дневников экспедиции:
«В палатке прекрасный климат. Много шуток. Дискуссия на тему: “Что буду делать, когда стану бабушкой” для многих подразумевает очевидный ответ: “Мне некогда быть бабушкой, надо сходить на Южный полюс, а потом еще поставить памятник Нансену”».
Поход посвятили 50-летию победы над фашизмом.
Антарктида. Сбывшаяся мечта
Из архива Татьяны Кузнецовой
Станция «Восток»
Станция «Мирный»
Пробный поход на Антарктиду уже был. В декабре 1988 года девять девушек из молодого состава «Метелицы» во главе с бессменным капитаном вышли на свой экстремальный маршрут от станции «Мирный» до станции «Восток». Ночью казалось, что дыхание вот-вот остановится. Утром, поднявшись, собирали лагерь и впрягались в сани. Почти два месяца ходу. Обгоревшие лица, сбитые ноги, узкие от отеков глаза, гипоксия и 30-градусные летние морозы. Девушек на «Востоке» ждали, как большого праздника.
Маршрут решающего этапа экспедиции к Южному полюсу должен был идти от станции «Восток». Но с 1989 года не удавалось найти транспорт, который перекинул бы туда команду от побережья. К концу подходил 1995. Из-за денежных трудностей количество участников сократили вдвое. Дважды из-за погоды отменяли рейс. Времени оставалось мало. Людмила Титова, Антонина Егорова, Татьяна Кузнецова, Ольга Федоткина, Светлана Зубкова и Ольга Лещикова (радистка на базе) долго смотрели вслед самолету, уносящему на Большую землю подруг во главе с капитаном команды.
«Для возвращения людей с Южного полюса не было денег. И Валюша Кузнецова, которая столько лет вела нас к нему и мечтала достичь его вместе с нами, полетела в Москву, чтобы, пока мы идем на Полюс, найти эти деньги» — Татьяна Кузнецова.
Дойти до Южного полюса без мужчин? «Метелицам» и самим это казалось невозможным. Они не витали в облаках, не желали казаться сильнее мужчин и охотно принимали помощь. Друзья и мужья были им крепким тылом. В атмосфере обсуждений, походов и песен росли их дети. Дочь Валентины Ирина Кузнецова со временем тоже влилась в команду.
30 декабря на 87°ю.ш. они встали на лыжи. На поход оставалось две недели, а не месяц, как планировалось. Мороз, предельная сухость воздуха, сильные встречные ветра, низкое атмосферное давление и недостаток кислорода. Высота росла, сани тянули назад. Лыжи отказывались скользить по снегу, больше похожему на песок. В первый день смогли идти только 2,5 часа. На второй одолели семь км за 3,5 часа. А вечером отметили самый памятный в жизни Новый год — 1996.
25 минут хода и пять минут передышка. Норма — 20-30 км. в день. Поставить палатку, приготовить еду, взять анализы, записать показатели, сравнить изменения… На шестой день пути до полюса оставался всего один градус по широте. На восьмой день самочувствие команды улучшилось, а мороз стал крепче. В мыслях крутились шаги, градусы, часы, километры. Только бы не сняли с маршрута, только бы дойти до цели!
12 января 1996 года первая в Антарктиде женская лыжная экспедиция «Метелица» водрузила флаг России на Южном полюсе.
В 2017 г. капитан «Метелицы» Валентина Михайловна Кузнецова посмертно была удостоена звания «Путешественник-легенда».
Полярная команда «Метелица»:
— единственный в мире женский коллектив, осуществляющий научно-спортивные экспедиции в высоких широтах Арктики и Антарктики;
— входит в число самых значительных женских экспедиций планеты; единственная команда от России и СССР, внесенная в этот список;
— входит в список 200 самых выдающихся экспедиций за всю историю человечества.
— осуществила 13 автономных экспедиций в Арктике и три — в Антарктиде. Среди них — экстремальный переход от станции «Мирный» до Южного геомагнитного полюса и экспедиция к Южному географическому полюсу.