Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Чем отличается палеонтолог от археолога? Казалось бы – этот вопрос не имеет смысла, мы говорим о разных профессиях и разных сферах деятельности. И тем удивительней тот факт, что палеонтологию и археологию нередко путают.
Попробуем взглянуть на ситуацию со стороны.
Группа загорелых людей в походной одежде что-то усердно выкапывает из земли. Это точно не геологи, ведь всем известно, что геологи ищут нефть. А эти… этим подавай какую-то древность. Так и тянет спросить: ну что, нашли золото? А динозавров? Сокровища инков, скифские курганы, кости тираннозавра и окаменелые шишки араукарии – все это следы далекого прошлого и заниматься этим прошлым должен кто-то вроде Индианы Джонса.
Но давайте вместе копнем поглубже, и попробуем разобраться, в чем сходство и отличие между палеонтологией и археологией.
Что изучают палеонтология и археология?
И археолог, и палеонтолог изучают прошлое нашей планеты. Когда об этом заходит речь, нередко сталкиваешься со скепсисом. Многие люди не понимают, как вообще можно заглянуть на тысячу или миллион лет назад. По отношению к событиями прошлого не возможны ни наблюдение, ни эксперимент. Не удивительно, что история считается некоторыми людьми выдумкой.
Действительно, у ученых нет возможности увидеть, «как оно было на самом деле». Но это и не требуется. Объектом изучения наук о прошлом является не само прошлое, а его материальные следы в настоящем. Окаменелости и артефакты реальны, их можно измерить, зафиксировать, изучить, а будущие находки – спрогнозировать. Ученые, восстанавливающие картины прошлого по его следам, напоминают скорее криминалистов и детективов. И нередко используют похожие методы.
Разница интересов
Прошлое, которое интересует археологов и палеонтологов, имеет свои границы, и они почти не пересекаются. Археология является частью исторической науки. Палеонтология тесно связана с геологией и биологией.
Археология сосредоточена на изучении культуры и останков человека. Археологи ищут следы человеческой деятельности, останки архитектуры, захоронения, отдельные артефакты. Из 4,5 млрд лет существования нашей планеты археологов интересуют последние 2,5 млн – менее 0,06%.
Палеонтология занимается древними формами жизни. Верхняя граница интересов палеонтологов находится примерно на уровне 10 тыс. до н.э. Нижняя уходит в седую древность катархея, на 3,5 млрд лет назад и дальше, к истокам возникновения жизни.
Обе науки могут пересекаться, если речь идет о периоде, известном в археологии как палеолит, а в палеонтологии – как плейстоцен и голоцен.
Допустим, найдена стоянка первобытного человека. Каменные орудия, предметы быта и прочие следы человеческой деятельности будут изучаться археологами. Кости мамонта и других животных – палеонтологами. Геологи смогут рассказать о самих осадочных отложениях, в которых найдена стоянка. А скелетом и особенностями биологии первобытного человека займутся антропологи.
Сходство методов
Определенное сходство в методах работы с находками у археологов и палеонтологов есть. Оно определяется характером самих находок. Что артефакты, что окаменелости могут быть хрупкими вещами, требующими бережного подхода.
Но не всегда, и в палеонтологии в этом плане все гораздо проще. Все-таки, любая окаменелость – это прежде всего камень, устойчивый к внешним нагрузкам. Например, к удару молотка. Или к взрыву. Иногда, работая в полярных условиях с промерзшим массивом горной породы, палеонтологи просто взрывают нужный участок и собирают материал, чтобы склеить образцы в теплой лаборатории. Археолог пришел бы в ужас от таких радикальных методов.
Общность методов хорошо проявляется в такой сфере, как датирование объектов прошлого. И палеонтология, и археология для установления абсолютного возраста находки использует метод радиоизотопного датирования. Метод работает одинаково: если известно изначальное количество изотопов в образце и период их полураспада, то посчитав, сколько изотопов осталось, можно вычислить возраст образца.
Изотоп углерода 14C имеет период полураспада 5730 лет и используется для датирования образцов с содержанием органики не старше 60 000 лет. С его помощью можно определить возраст большинства археологических и «молодых» палеонтологических находок.
Возраст большинства палеонтологических находок определяется по возрасту вмещающих горных пород, а он, в свою очередь – калий-аргоновым или свинец-урановым радиоизотопными методами.
Результаты поиска
Для археолога интерес представляет не только сам предмет, но и его культурно-исторический контекст. Слой грунта, хранящий следы человеческой деятельности, носит название «культурный слой», и его сохранность крайне важна для понимания тех артефактов, которые в нем содержатся. На месте разовой стоянки первобытного человека этот слой может быть очень тонким, практически незаметным. На месте постоянных поселений он достигает десятков метров. Археологических памятников мало, они легко разрушаются, и каждый представляет ценность для понимания человеческой истории.
Поэтому во многих странах приняты законы, запрещающие или регулирующие деятельность археологов-любителей. Бесконтрольная деятельность «черных археологов» нередко приводит к разрушению археологических памятников и утрате информации о прошлом.
В палеонтологии дело обстоит иначе. Большая часть информации извлекается из самого образца, и если что-то и содержится во вмещающей породе, риск уничтожить эту информацию невелик из-за ее огромного объема. Разумеется, и здесь есть места, представляющие особый интерес для науки из-за высокой сохранности окаменелостей и их уникальности. Случаются и единичные находки колоссальной важности. Но все-таки на стороне палеонтологов массовость.
Осадочные породы, содержащие окаменелости какого-то периода – эдакий аналог культурного слоя – могут иметь толщину в сотни метров и занимать огромные площади. Иногда они слагают целые горные массивы, и почти всегда являются предметом интереса горной промышленности. К примеру, Путиловские карьеры (Ленинградская область), в которых добывается известняк, содержат окаменелости ордовикских трилобитов, имеющих высокую сохранность. Хольцмаденские сланцы в Германии, известные своими морскими лилиями и ихтиозаврами, использовались для добычи битума.
Деятельность палеонтологов, как ученых, так и коллекционеров, и просто любителей, помогает найти и сохранить следы жизни среди гигантских наслоений осадочных пород.
Заключение
В заключении хотелось бы упомянуть еще один аспект, объединяющий археологию и палеонтологию. Это научное мировоззрение.
Обе науки, пересекаясь и дополняя друг друга, дают представление об удивительном странствии, пройденном жизнью на планете Земля. Из горячих источников архея, через болота каменноугольного периода, мимо джунглей юрского периода и тундры плейстоцена протянулась нить, связывающая нашу историю с историей всех живых существ на планете.