Усмань снабжает водой несколько населенных пунктов. Она является притоком реки Воронеж, на которой стоит город-миллионник. А дальше по течению Дон, впадающий в Азовское море. Специалисты не исключают, что загрязнены уже бассейны всех трех рек, ведь началось бедствие еще в конце прошлого года. Оценить его масштаб трудно, пока не сошел лед. А вот источник отравы уже нашли.
«Вода нечистая. Такая же вода протекает в заповеднике. Вся Усманка отравлена, рыба мертва, и эта вода сейчас течет по Воронежской области и впадает в Воронеж, где миллионный город», — говорит руководитель регионального исполкома Общероссийского народного фронта Воронежской области Никита Панов.
Общероссийский народный фронт бьет тревогу. Сотрудники Воронежского заповедника всю зиму вылавливают из реки погибшую рыбу. Такого массового замора здесь не видели за всю столетнюю историю.
А вот кадры, снятые в декабре, когда все началось. Рыба жадно глотает воздух. Буквально через несколько дней река Усмань сплошь покроется рыбой, вмерзшей в лед.
В этой реке насчитывалось 24 вида рыб, два из них краснокнижных. Но стоит пробурить лунку сейчас — в нос ударяет просто нестерпимый запах. Вода черная. Река абсолютно мертва.
Сотрудники заповедника называют это настоящей экологической катастрофой. Количество вредных веществ в воде зашкаливает.
«Нефтепродуктов в 12 раз, сульфат в 1,2 раза, аммонийные ионы в 27 раз, фосфаты в 60 раз кислорода меньше в 3,7 раз по нормативам», — сообщила сотрудник Воронежского государственного природного биосферного заповедника имени В.М.Пескова Наталья Ромашова.
Очаг загрязнения выявили в соседней Липецкой области. Росприроднадзор установил: реку отравили местные предприятия. Сливная труба липецкого водоканала регулярно появляется в любительских роликах в соцсетях.
Значит, о проблеме известно давно. Отец и сын, Михаил и Владислав Калинины, как и остальные рыбаки-любители из города Усмань, несколько лет назад перестали промышлять на реке. Это может быть просто опасно для здоровья и даже жизни.
«Страдают все: и молодежь, которая не может в реке купаться, не может заниматься спортивной рыбалкой, и старики, и еще экология, природа, естественно», — говорит житель города Усмань Липецкой области Владислав Калинин.
Помидорная река — так жители другого населенного пункта в Липецкой области стали называть реку Усмань, когда заметили, что вода покраснела. Это хорошо видно с воздуха. Аграрное предприятие грубо нарушало технологию, стоки сбрасывали прямо в реку.
«Управление экологии и природных ресурсов Липецкой области провело внеплановую проверку компании «Овощи Черноземья», в результате были установлены экологические правонарушения. В настоящее время «Овощи Черноземья» привлечены к административной ответственности по нескольким административным статьям, общая сумма штрафов составила 600 тысяч рублей», — сообщила начальник Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области Галина Рощупкина.
Проверки и штрафы коснулись и Липецкого областного водоканала. Однако если аграрное предприятие выполнило предписания природоохранной прокуратуры, то стоки водоканала по-прежнему попадают в реку Усмань.
18-километровая Усмань — приток реки Воронеж, ее протяженность — больше 300 километров. Дальше — Дон, а это уже почти 2000 километров. Отравленная химикатами вода сейчас может быть уже в бассейне всех этих трех рек.
Усмань — памятник природы федерального значения. Воронежский государственный заповедник, — объект ЮНЕСКО, здесь водятся лисы, волки, олени. А создавался заповедник еще 100 лет назад для восстановления популяции бобров. Уже сейчас экологам понятно: из-за экологической катастрофы точно пострадают животные и птицы, питающиеся рыбой. Чтобы остановить загрязнение, в интернете составили петицию. Под ней — уже десятки тысяч подписавшихся.
«Я подписываюсь, потому что живу рядом, вижу, как гибнет река, которая еще несколько лет назад была любимым местом отдыха», — объясняет Анна Нечаева.
«Я хочу купаться в чистой реке!» — говорит Дмитрий Спирин.
«Здоровье планеты под угрозой, срочно нужно лекарство», — считает Дмитрий Подострел.
Какое лекарство поможет вылечить реку, сейчас не знает никто. Как неизвестен и истинный масштаб загрязнения. Скорее всего, его смогут оценить, когда полностью сойдет лед. Экологи планируют создать комплексную комиссию, которая должна решить, что теперь делать с отравленной Усманью. В Воронежском заповеднике предварительный ущерб особо охраняемой природной территории оценивают более чем в сто миллионов рублей.
Источник: первый канал