Денисовский человек, или денисовец — вымерший около 40-50 тысяч лет назад подвид (или вид) людей. Насчёт статуса денисовцев — подвид или вид — ученые до сих пор спорят. Первые кости и зубы денисовцев были обнаружены еще в 80-х годах прошлого столетия на Алтае и в Тибете. Но долгое время считалось, что эти останки принадлежат неандертальцам.
Секвенирование ДНК из фаланги пальца, найденной в Денисовой пещере на Алтае, показало, что обнаруженная кость принадлежит не неандертальцам, а отдельной, ранее не описанной группе людей. В 2019 году ученые доказали присутствие денисовцев также и в Тибете. Из найденной в Тибетской пещере в 1980 году челюстной кости возрастом более 160 000 лет выделить ДНК не удалось, но анализ белков показал, что она принадлежит денисовцу.
Денисовцы и неандертальцы происходят из одной популяции, которая отделилась от современных людей около 550–765 000 лет назад. В Денисовой пещере были обнаружены и кости неандертальцев, а также, как показало недавнее исследование, один фрагмент кости принадлежал гибридной особи, у которой были отец-денисовец и мать-неандерталка. Обнаружение такой особи среди небольшого количества найденных останков денисовцев указывает, что скрещивание неандертальцев и денисовцев было распространенным явлением.
Компьютерное моделирование на основе анализа данных метилирования ДНК показывает, что денисовцы внешне были похожи на неандертальцев (удлиненное лицо и широкий таз), но имели длиннее челюсть и расширенный череп, больше коренные зубы, но более тонкие пальцы. Геномный анализ также показал, что денисовцы были темнокожими, кареглазыми и темноволосыми.
Последовательности ДНК денисовского человека были обнаружены у жителей Папуа-Новой Гвинеи, аборигенов Австралии и меланезийцев (около 5 % общих генов). Меньший процент денисовских генов встречается у охотников-собирателей Филиппин, жителей южных и восточных районов Азии. У 80% тибетцев есть особый вариант гена EPAS1, влияющий на синтез гемоглобина и унаследованный от денисовского человека. Это помогает тибетцам приспособиться к жизни в условиях высокогорья.
Больше всего денисовской ДНК встречается у людей, живущих к востоку от линии Уоллеса, воображаемой линии, разделяющей азиатскую и австралийскую флору и фауну. В эпоху последнего ледникового периода расположенные к западу от линии Уоллеса острова были связаны с азиатским континентом, а некоторые из островов восточнее от неё — с австралийским, образуя единый континент Сахул. Изоляция этого континента позволила сохранить больше денисовской ДНК у популяций этого региона.