Катастрофа американского космического челнока «Челленджер», случившаяся 35 лет назад, 28 января 1986 года, потрясла весь мир — на 73-й секунде полёта шаттл загорелся и развалился на части. Кабина с экипажем рухнула с высоты в 20 километров в Атлантический океан — все семеро астронавтов погибли. «Челленджер» должен был совершить уже десятую экспедицию менее, чем за три года. За стартом шаттла с мыса Канаверал наблюдало множество почётных гостей, в том числе и президент США Рональд Рейган, миллионы американцев наблюдали взлёт в прямом телеэфире.
Причины катастрофы выясняла специальная комиссия, которую возглавил бывший госсекретарь Уильям Пирс Роджерс. Она пришла к выводу, что определяющими факторами, приведшими к трагедии, послужили «недостатки корпоративной культуры безопасности и процедуры принятия решений NASA. Комиссией было установлено, что руководителям Космического агентства ещё с 1977 года было известно о потенциально опасных дефектах твёрдотопливных ускорителей для шаттлов, поставляемых компанией Morton Thiokol, однако они на обращали на это «должного внимания». Пренебрегли в NASA и предупреждениями конструкторов об опасности запуска корабля в условиях низких температур — в то утро на мысе Канаверал было достаточно холодно, а ночью прошёл ледяной дождь.
Шаттл «Челленджер» изначально предназначался для испытательных полётов, однако вскоре был переоборудован и подготовлен для полётов в космос. Его предположительные миссии носили не только гражданский, но и военный характер — захват советских спутников и сбор разведывательной информации. За год до трагедии, «Челленджер» готовился к вылету на перехват орбитальной станции «Салют-7», которая временно потеряла управление и могла упасть на Землю в совершенно непредсказуемом районе.
О предназначении «Челленджера» и мужестве советских космонавтов рассказывает автор сценария документального фильма «Битва за „Салют“ Космический детектив» Алексей Самолётов.
— 11 февраля 1985 года на космической орбите произошло ЧП: из-за неполадок в системе управления на беспилотном участке полета была потеряна связь с орбитальной станцией «Салют-7», — рассказывает Алексей Самолётов. — Отказала автоматика подзарядки буферных батарей, станция обесточилась и полностью вышла из строя. Неуправляемый космический дом, обжитый за восемь лет полёта десятью экипажами, остывает. И уже никто не может рассчитать, где он рухнет, и на кого упадут несгоревшие обломки. Дело чревато крупным международным скандалом.
И ещё одна опасность: станцию могут захватить конкуренты по космической гонке вооружений и овладеть военными секретами. Как раз в это время Америка разрабатывает глобальную систему стратегической инициативы, знаменитую СОИ, которая способна уничтожать в космосе любые ракеты и спутники. Уже через мгновение информация о происшествии на станции «Салют-7» попадает в американский космический центр НАСА в Хьюстоне. Начинается одно из самых острых противостояний между Америкой и Советским Союзом, которое чудом не закончилось третьей мировой…
Здесь можно предположить такой диалог, который состоялся 11 февраля 1985 года в час тридцать ночи между президентом США Рональдом Рейганом и директором Агентства Национальной Безопасности генерал-лейтенантом ВВС Линкольном Фаурером. «Господин президент, необходимо ваше личное распоряжение. С орбиты исчезла русская космическая станция», — доложил генерал. «И что я должен сделать? — спросонок спросил президент. — Слетать в космос и найти ее?» «Нет, Сэр, у нас есть другой вариант. На мысе Канаверал готовится к старту шаттл „Челленджер“. Если мы перенесем запуск и пересчитаем орбиту челнока, мы найдем в космосе эту станцию, попытаемся снять ее с орбиты и, если повезёт, вернём на Землю. Требуется ваше распоряжение и поддержка прессы», — ответил Фаурер.
Письменных подтверждений прямых указаний президента Соединенных Штатов о захвате в космосе русской военной станции нет. Документы и вся переписка до сих пор под грифом «Совершенно секретно». Однако ближайшие события покажут — Рейган в том ночном разговоре все-таки решится на безумный шаг и мир вновь окажется на грани катастрофы.
12 февраля 1985 ведущие американские газеты вышли под заголовками: «Русская смерть из космоса. Советская орбитальная станция летит на головы американцам». В каком-то смысле это было правдой. Неуправляемый «Салют-7» действительно может упасть. В диапазоне от 51 градуса северной широты, до 51 южной. Причем, не только на Америку, но и на Европу и Японию. В тот момент никто и не понимал, что вся эта пропагандистская шумиха, начало реализации грандиозного плана похищения на орбите, уничтожить на орбите любой спутник, или ракету.
Это означало только одно: мир на пороге «Звездных войн». Был частью СОИ и американский космический шаттл. Наш многоразовый «Буран» тогда ещё только испытывался.
Шаттл «Челленджер» готовый к старту на мысе Канаверал и русская станция на орбите потерявшая управление — для американцев это совпадение, как выигрыш по трамвайному билету. «Салют-7» можно было спокойно разместить в грузовом отсеке шаттла размером 14 на 6 метров. Грузоподъемность челнока — 27 тонн. Масса «Салюта» всего 20.
24 февраля, через 13 дней после потери управления станцией, на стол министра обороны Советского Союза ложится докладная записка Главного разведуправления: «…в состав нового экипажа космического челнока Челленджер включены два известных в СССР летчика-космонавта — французы Патрик Бодри и его дублер — Герой Советского Союза, кавалер ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Жан-Лу Кретьен, досконально знающие станцию «Салют-7».
Сумел бы «Челленджер» снять с орбиты станцию «Салют -7» и доставить ее на Землю? На этот вопрос однозначно не могут ответить даже сами конструкторы станции. В глубоком принципе эти проблемы были технически решаемы, но для этого надо было бы много времени, нужно разработать методику, потом затратить много времени, затратить много денег. Деньги у американцев были. Ну, а в случае удачи, выигрыш оправдал бы все затраты — о русском космосе можно просто забыть, плюс технологии, которыми владеют Советы, и которые так и не появились у Америки.
Для Советского Союза перехват станции грозил не просто международным конфликтом. Ну, конечно, захват американцами нашего космического корабля был равнозначен началу ядерной войны. Это то же самое, что американская атака на нашу ядерную подлодку, и наоборот. Однако на подготовку советского корабля и экипажа надо, как минимум, три месяца. А шаттл «Челленджер», в этот момент уже начинали выводить на стартовый стол. Это была катастрофа.
«Челленджеру» всё-таки удалось найти орбитальную станцию «Салют-7» и даже сделать её фотографии, но похитить не получилось — с торчащими во все стороны антеннами и солнечными батареями она в чрево шаттла не вписывалась и могла его банально повредить, поэтому американцы от затеи отказались. А потом состоялась героическая экспедиция на «Союзе Т-13» двух советских космонавтов — Владимира Джанибекова и Виктор Савиных, которые состыковались с «Салютом», сумели станцию реанимировать и она потом ещё шесть лет проработала на орбите.
С какой миссией 35 лет назад отправился в космос шаттл «Челленджер» доподлинно неизвестно, явно уже не на встречу с обжитой орбитальной станцией «Салют-7», которая уже была обжита. Но та трагедия стала самой крупной в истории освоения космоса.