В середине февраля 1600 года в Перу начались подземные толчки — сначала не слишком сильные, затем все более ощутимые. К 18 февраля они происходили примерно каждые пять минут. Никто еще не знал, что это просыпался могучий вулкан Уайнапутина (ударение на и, если что). 19 февраля в первой половине дня произошли два мощных толчка — в деревнях, находившихся неподалеку от вулкана, стали обрушиваться дома, началась паника. В 17 часов 19 февраля вулкан взорвался — это было грандиозное извержение, которое считается самым мощным из всех, когда-либо наблюдавшихся в Южной Америке.
Столб вулканических пород поднялся почти до стратосферы. Началось все с так называемого «плинианского извержения», похожего на то, которое погубило древнеримские Помпеи и было подробно описано Плинием Младшим. Вулкан извергал огромные массы пепла, которые погребли под собой много деревень. Одновременно, естественно, извергалась лава, продолжались землетрясения, грохот был слышен на расстоянии многих сотен километров от вулкана — испанский вице-король Перу даже решил, что на его владения напали английские пираты. На побережье обрушились цунами.
Следы пепла и других вулканических пород, вылетевших из жерла Уайнапутины, находят в Гималаях, в Антарктиде и в Гренландии. В разных местах мира выпали кислотные дожди. В деревнях, ставших жертвами вулкана, погибло около полутора тысяч человек. Целые районы Перу оказались разорены и опустошены — некоторые из них более или менее пришли в себя только к концу XVII века.
Извержение продолжалось до 6 марта. За это время испанцы пришли к выводу, что это бог карает индейцев, которые не отвернулись полностью от своих древних богов, а индейцы, наоборот, решили, что старые боги пытаются наказать испанских завоевателей. Распространилось представление о том, что Уайнапутина решил выгнать испанцев и попросил о помощи другой вулкан — Эль Мисти, но тот ответил, что уже стал христианином, и поэтому не поддержал бунт. Но так как нельзя было быть точно уверенным, что Эль Мисти не передумает, монахи-францисканцы возглавили процессию местных жителей, поднялись на склон «вулкана-христианина» и бросили в его кратер мощи святых.
Во многих местах совершались жертвоприношения по старинным обычаям, а в церквях, наоборот, устраивали процессии, в надежде умилостивить Господа. Когда Уайнапутина наконец затих, то для многих индейцев это послужило знаком того, что христианский бог победил, и подтолкнуло их к окончательному принятию христианства. Впрочем, может быть, это священники выдавали желаемое за действительное, и в других местах люди верили, что извержение закончилось, потому что они забили палками большое количество живых собак, принеся их в жертву вулкану.
Но это далеко не все последствия жуткого извержения. Уайнапутина выбросил в атмосферу такое количество вулканического пепла и пыли, что на Земном шаре изменился климат. Ученые и так считают, что где-то с конца XIII — начала XIV на Земле был Малый ледниковый период — общее похолодание, но перуанский вулкан резко усилил этот процесс. Судя по древесным кольцам, можно говорить о страшных морозах, во многих местах зима 1600–1601 года была самой холодной за много веков.
И конечно же, среди этих стран оказалось и Московское царство. Здесь свирепствовали холода, а лето 1601 года оказалось крайне дождливым, потом дожди опять сменились морозами — и начался тот самый жуткий голод, который многие ученые считают одним из важнейших факторов, вызвавших народные восстания, непопулярность Бориса Годунова ( который пытался кормить голодавших и государственных запасов, но хлеба не хватало), приход к власти Лжедмитрия I — и другие бурные события Смутного времени.
А ведь никто в Москве даже не подозревал о том, что где-то в каком-то Перу извергался вулкан… Вот так живешь-живешь и не знаешь, какие события в какой точке мира могут повлиять на твою судьбу…