Перед вами реконструкция внешнего вида дейтерозавра (Deuterosaurus) — необычного представителя диноцефалов (Dinocephalia, «ужасноголовые») из отряда терапсид. В переводе с греческого дейтерозавр означает «другой ящер» . Правда, на этой реконструкции он скорее напоминает гигантскую крысу, но зато это изображение соответствует представлениям куратора палеозойского зала Палеонтологического музея (где висит картина) Михаила Феодосьевича Ивахненко об амфибиотическом образе жизни дейтерозавра.
Диноцефалы доминировали на нашей планете в течение всего среднего пермского периода, и хотя в конце концов они вымерли, не оставив прямых потомков, их долгий период благоденствия породил множество удивительных форм, до сих пор поражающих людское воображение. Именно к диноцефалам принадлежат крупнейшие представители синапсид — растительноядный тапиноцефал (Tapinocephalus atherstonei), достигавший веса в две тонны, и хищные антеозавр (Anteosaurus magnificus) и титанофон (Titanophoneus potens), обладавшие черепами длиной до 80 сантиметров, вдвое длиннее, чем у современного белого медведя! На их фоне обнаруженный в медистых песчаниках Башкирии дейтерозавр размером с племенного быка выглядит не таким уж примечательным, но всё же это было довольно интересное животное, о котором, к сожалению, до сих пор мало что известно.
Впервые окаменелости дейтерозавра — часть позвоночного столба с ребрами, обнаруженная в Ключевском руднике-2 в Башкирии, — были описаны в 1846 году Карлом Эдуардом Эйхвальдом, российским естествоиспытателем и палеонтологом немецкого происхождения; в 1861 году было также добавлено описание задней части черепа из того же рудника. В 1954 году выдающийся советский палеонтолог и писатель-фантаст Иван Антонович Ефремов переописал дейтерозавра на основании черепных фрагментов, и теперь этот вид — биармийский дейтерозавр (Deuterosaurus biarmicus) — считается типовым для всего рода. Второй вид — юбилейный дейтерозавр (Deuterosaurus jubilaei) — был описан в 1891 году британским палеонтологом Гарри Говиром Сили (в то время находки из Приуралья нередко уходили за границу, в том числе и в Британский музей) на основании черепа, добытого в оренбуржских Каргалинских рудниках.
Череп юбилейного дейтерозавра. Фото с сайта zoochat.com
Среди российских синапсид дейтерозавр был одним из самых крупных: длина его короткого, почти квадратного черепа оценивается в 45–50 сантиметров, а общая длина тела была от 2,5 до 4 метров. В целом животное напоминало этакого грузного медведя, о чем дополнительно свидетельствуют его зубы, похожие на зубы других хищных диноцефалов, но также демонстрирующие некоторые черты сходства с зубами растительноядных тапиноцефалов. Судя по местам прикрепления мышц, укус дейтерозавра был давящим и очень сильным, а если учитывать его массивные клыки с режущими кантами и мощные заклыковые зубы с округлыми коронками, то вырисовывается образ этакого неспециализированного хищника-падальщика, время от времени разбавлявшего мясную диету подходящей растительностью. Возможно, рацион дейтерозавров менялся в течение года, как у многих современных млекопитающих (например, летом барсуки и енотовидные собаки питаются в основном животной пищей, а осенью — растительной), тем более что для его мест обитания предполагается тропический или субтропический климат с резко выраженными сухим и дождливым сезонами. Таким образом, дейтерозавр был редким примером всеядного диноцефала: его ближайшие родственники были либо хищниками, либо вегетарианцами.
Рисунок черепа (а) и реконструкция головы (б) дейтерозавра. Рисунок из книги М. Ф. Ивахненко, 2001. Тетраподы Восточно-Европейского плакката — позднепалеозойского территориально-природного комплекса
Дейтерозавр был представителем малокинельской фауны, названной по реке Малый Кинель, — одной из последних «диноцефаловых» фаун на территории России. К сожалению, эта фауна плохо изучена. Но мы знаем, что эти животные обитали не на морском побережье, которое могло бы лучше сохранить их остатки, а на берегах обширных соленых озер, питаемых неглубокими и, скорее всего, сезонными реками, исчезавшими с приходом засухи. Вдоль береговой линии таких озер кормились огромные толстоголовые диноцефалы улемозавры (Ulemosaurus gigas), питавшиеся как мягкой водной растительностью, так и гниющими стволами гигантских хвощей-каламитов, медленно преющими и прорастающими грибками. У взрослых улемозавров, достигавших трех-четырех метров в длину, естественных врагов практически не было, а вот молодым животным явно стоило опасаться встречи не только с дейтерозавром, но и с более мелкими плотоядными — небольшими хищными диноцефалами и примитивным тероцефалом поростеогнатом (Porosteognathus efremovi), внешним видом и размером напоминавшим собаку. Благодаря своим габаритам взрослый дейтерозавр легко мог отогнать от добычи или от обнаруженной падали других хищников, тогда как при изобилии растительного корма его, скорее всего, можно было обнаружить вполне мирно пасущимся неподалеку от улемозавров — точно так же, как современные бурые медведи могут набивать брюхо травой всего в нескольких десятках метрах от оленей или вместе с кабанами кормиться на овсяном поле.
Портретная реконструкция дейтерозавра. Рисунок © Дмитрий Богданов с сайта ru.wikipedia.org
Царство дейтерозавра, как и вся империя диноцефалов, не протянуло долго: всего через пару миллионов лет это биологическое сообщество, столь причудливое и удивительное, внезапно исчезнет, чтобы смениться уже экосистемами позднего пермского периода, в которых доминировали совсем другие группы животных. Предполагается, что основной причиной исчезновения «ужасноголовых» терапсид послужили климатические изменения: 260 миллионов лет назад мир начал становиться более сухим и жарким, а значительное сокращение водных ресурсов могло легко погубить почти всех гигантских растительноядных диноцефалов, которые собирали пищу в воде или около воды. Крупные хищники, для которых других подходящих по размеру жертв в те времена попросту не существовало, тоже остались без пищи. Так что в конце концов и те, и другие «ужасноголовые» терапсиды исчезли, уступив место мигрировавшим с юга Пангеи новичкам — парейазаврам и дицинодонтам, на которых стали охотиться тероцефалы и горгонопсы (см. картинку дня «Южные варвары» на Вятке). Но это, впрочем, уже совсем другая история.
Рисунок © Г. Н. Соколов, 1986 год. Из экспозиции Палеонтологического музея РАН.
Анна Новиковская
Источник: elementy.ru