Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Уход из лунной программы США ставит перед РФ новые задачи в космосе
Разрыв сотрудничества по окололунной станции Gateway является ожидаемым событием, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
РИА Новости сообщает, что российских представителей исключили из экспертной группы по созданию окололунной станции Gateway. Решение было сделано после многократных заявлений РФ о недостаточной роли в проекте.
Лунная орбитальная платформа-шлюз (Gateway по-английски означает ворота или шлюз) является программой по строительству международной обитаемой окололунной станции. Проект возглавляется NASA, а значит США.
Gateway представили в марте 2017 года в качестве одного из этапов подготовки пилотируемого полета на Марс. Планировалось, что перед ним проведут годовой полет на орбите Луны для проверки возможностей организма и систем.
Участие РФ в Gateway невозможно
«В проекте Gateway речь идет о постоянно действующей станции на хитрой окололунной орбите. Участвуют США, Евросоюз, Канада и Япония, а с РФ были проведены переговоры по двум рабочим группам проекта», - заключает Моисеев.
Первая группа предполагает участие России в строительстве. РКК «Энергия» предлагала сделать шлюз для Gateway: это небольшой объект типа пирса, существующий на Международной космической станции (МКС). Второй группой, по которой РФ вела переговоры, являлась медицина, но это делалось неактивно из-за отсутствия вразумительных перспектив.
«Было понятно, что ничего не сходится. Шлюзовой отсек мы сделать смогли - РФ есть такой опыт, но нет ракеты, чтобы доставить объект на нужную орбиту, и нет финансирования для самого участия в Gateway», - констатирует Моисеев.
Исключение РФ из Gateway было ожидаемым. Еще, как утверждает эксперт, оно связано с политической линией Роскосмоса, часто выглядевшей антиамериканской: это не нравится нашим партнерам из NASA.
«Только, если бы нас не исключили, толка для России от этого проекта все равно не было. У Москвы нет возможности для сотрудничества с США по таким проектам, как лунная орбитальная станция», - резюмирует Моисеев.
У США большие амбиции по Луне
Американцы уделяют большое внимание Луне. В апреле 2020 года бывший президент США Дональд Трамп подписал указ, определяющий американскую политику по лунным ресурсам. Во-первых, указ противоречит международному праву, а во-вторых, предполагает промышленное освоение лунных ресурсов для нужд американской экономики.
В 2019 году Трамп инициировал программу Artemis, которая должна вернуть астронавтов на Луну.
«Данная программа не является предвыборным популизмом, а демонстрирует характер Трампа. Бывший президент США интересуется космонавтикой, он много сделал для нее во время президентства», - заключает Моисеев.
Трамп пытался ускорить реализацию космической программы, а высадка «следующего мужчины и первой женщины», по плану бывшего президента США, должна была состояться в 2024 году. Такая дата является сложной для реализации, поэтому в НАСА ориентируются на прежний временной диапазон, а именно на 2028 год.
«2028 год вполне реален: у США есть ракета, корабль для полета на Луну, но не хватает взлетно-посадочного модуля для высадки на естественный спутник Земли. Они его заказали у трех фирм. В 2021 году NASA должна выбрать один из этих проектов, а сам модуль, учитывая высокие требования безопасности, будет готов к 2028 году», - констатирует Моисеев.
Сотрудничество с американцами маловероятно из-за международной обстановки и отставания Роскосмоса. Нет почвы для новой МКС: в девяностые годы у нас не было денег, зато были готовые и отработанные технологии.
РФ придется развивать космическую программу самостоятельно, в условиях ограниченного бюджета и с проблемами, которых не было в прошлые десятилетия: тогда у нас были зарубежные контракты, обкатанные от и до технологии.
России надо заняться производительностью труда
«У России есть программа развития до 2025 года. Многие указанные в ней проекты перенесены и затягиваются. Было бы хорошо то, что там прописано, выполнить. Про высадку на Луну речи не идет, но есть научные аппараты», - резюмирует Моисеев.
С 2006 года мы откладываем проект «Луна-25», необходимый для возвращения технологий посадки на Луну, которые у СССР были еще в семидесятые годы. Советская программа «Луна» прекратилась на 24 проекте серии в 1976 году.
«Если программу выполнить в полном объеме, это будет великолепным результатом, однако это маловероятно, а так нужно заняться производительностью труда в космической отрасли», - заключает Моисеев.
Мы отстаем в производительности от развитых стран и идем вровень с китайцами. Проблема заключается не в инженерах и рабочих, а в организации и планировании отрасли, постановке и реализации эффективных задач.
«Мы истратили деньги на строительство сверхтяжелой ракеты, хотя изначально было понятно, что она не будет создана. Если таких трат избежать, то РФ поднимет производительность труда и сделает космическую программу для собственных нужд», - констатирует Моисеев.
Что касается совместных космических проектов, то после закрытия МКС они в большом масштабе не ожидаются.