Посадка ровера Perseverance в кратере Йезеро на Марсе пришлась в расчетный эллипс размером 6,6 км на 7,7 км, поэтому команда миссии рассматривает возможность прохождения по заранее подготовленному маршруту, который нанесен на схему. Главной задачей ровера помимо исследования геологии и климата планеты является поиск следов древней жизни на Марсе, если она там была. Кратер Йезеро представляет собой наиболее подходящий для этого район, поскольку в нем примерно 3,5 млрд лет назад находилось древнее озеро, а ровер сел в обширной дельте высохшей реки, впадавшей в Йезеро. Такие системы на Земле богаты отложениями, содержащими признаки жизни. Поэтому ученые рассчитывают найти такие биосигнатуры на дне кратера, в дельте реки или у края кратера высотой 610 метров.
«Мы ожидаем, что лучшие места для поиска биосигнатур будут на дне озера Йезеро или в отложениях вдоль береговой линии, которые могут содержать карбонатные минералы, особенно подходящие для сохранения следов ископаемой жизни, как на Земле, - сказал Кен Уиллифорд, научный сотрудник миссии Perseverance. – Но когда мы ищем доказательства существования древних организмов в инопланетном мире, важно сохранять непредвзятость».
Пятый марсоход NASA Perseverance несет самый совершенный набор инструментов, когда-либо доставленных на другую планету. Охоту за биосигнатурами будет вести камера Mastcam-Z, расположенная на мачте ровера и способная с большим увеличением рассматривать потенциально интересные объекты. Также это камера SuperCam, которая может испускать лазерный луч на минерал, чтобы испарить его часть, а полученное облако проанализировать для определения химического состава.
Если данные, полученные этими камерами, будут достаточно интересными, ровер может изучить минералы с помощью приборов на своем манипуляторе. Один из них - PIXL (Planetary Instrument for X-ray Lithochemistry) – может искать химические биосигнатуры с помощью рентгеновского излучения. А инструмент SHERLOC (Scanning Habitable Environments with Raman & Luminescence for Organics & Chemicals) оснащен собственным лазером и может обнаруживать концентрации органических молекул и минералов, образованных в водной среде. Вместе эти инструменты позволят составить карты элементов, минералов и молекул в марсианских породах и отложениях с высоким разрешением, что поможет астробиологам оценить их состав и определить наиболее перспективные керны для отдельного сбора.
Собранные и закупоренные образцы будут сохранены для отправки на Землю с помощью совместной разрабатываемой миссии NASA и ESA.
Но главная надежда – найти какую-то особенность в минеральной структуре, которую нельзя будет отнести ни к чему иному, кроме как к продукту древней жизни. Одной из таких структур может быть что-то наподобие строматолита. На Земле эти минеральные структуры образованы древними микробными организмами на мелководье и вдоль берегов. Такую заметную особенность трудно отнести к геологическим продуктам.
«Есть определенные формы и структуры, образованные в минералах, когда сложно представить, чтобы они могли возникнуть без участия древней жизни, - сказал Уиллифорд. – Но все же существуют разные химические и геологические механизмы, которые могут приводить к образованию самых причудливых структур и пород, так что нужно быть осторожными в оценках.
У нас есть веские доказательства того, что в кратере Йезеро когда-то были условия, подходящие для жизни. Даже если после доставки образцов с Марса мы придем к выводу, что озеро было необитаемым, это даст нам определенные сведения о размахе жизни в космосе. Был Марс когда-то обитаемым или нет – любой однозначный ответ даст улучшенное понимание развития и формирования условий на скалистых планетах как Марс и Земля. И поможет ответить, почему Земля осталась приемлемой для жизни, а Марс превратился в пустыню».