Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Что будет, если Брежнева ударить по голове? БАМ! (советский анекдот)
Байкало-Амурская Магистраль относится к числу достопримечательностей, которые можно не рекламировать. Для многих русских и зарубежных путешественников поездка по ней входит в число идей, обязательных к воплощению. И это логично: даже не выходя из поезда, можно не только оценить масштабность «стройки века» и героизм её участников, но и больше, чем где либо, прочувствовать, насколько велика Россия, и увидеть красоты её природы разносторонность жизни. Много чего можно найти вокруг БАМа — большие города и крошечные, затерянные в тайге посёлки, озёра и пустыни (sic!), заводы и месторождения, на которых держится экономика нашей страны, малые народы и своеобразие местной русской культуры… И, в каждом городке — людей, которые строили этот город.
Короче говоря, проще всё увидеть самому, что «Неизвестная Россия» и предлагает вам сделать с 12 по 26 июля, посетив попутно сразу 5 регионов России. Разумеется, мы не первые, кому пришла идея организованного тура по БАМу, но, как всегда, мы покажем вам то, чего не покажут другие.
День 0 и 1 (12-13 июля)
Путешествие по БАМу мы начнём в его восточной точке — Советской Гавани, образующей цепочку посёлков у моря вместе с портовым городком Ванино. Ведь «стройка века» Брежневской эпохи была лишь вторым подходом: начинали строить БАМ ещё при Сталине. От Транссиба до Лены на западе и от моря до Амура на востоке — так называемый Старый БАМ, в истории которого вместо комсомольской романтики — мрачный лагерный дух.
Ванино хоть и окружено цепочкой портовых посёлков, а расположено чрезвычайно неудобно, а если точнее — от всего далеко. Из города, где есть ближайший приличный аэропорт, — а это Хабаровск, — добираться сюда сутки на машине или поезде или пару часов на самолёте «Хабаровский авиалиний». У последних есть серьёзный недостаток — самолёт летает не каждый день. В том расписании, которое есть сейчас, указаны рейсы по понедельникам, средам и пятницам, и если расписание не изменится, то наш рейс — в понедельник 12 июля. А вот если изменится (о чём станет ближе к весне) — то и сама поездка может сдвинуться на день-два в обе стороны.
Обратите внимание, что аэропорт, равно как и станция, называют не Ванино, а Советская Гавань:
Поэтому ориентировочная точка сбора - аэропорт Советская Гавань около полудня 9 июня. Дальше мы отвезём вас на горячие источники в глухую падь у посёлка Гатка: тихая турбаза в тайге — идеальное место для акклиматизации после джетлага. Кроме того, возможно некоторые участники выезда решат добираться в Ванино поездом, так что 12 июля — это «нулевой» день, а знакомство с миром БАМа мы начнём с утра 13 июля.
Рано утром, если позволит погода, самые упорные из нас могут поехать встречать рассвет. Ведь Дальний Восток – это там, где всходит Солнце. У Советской Гавани для такого дела даже есть мыс Красных Партизан со старым маяком на обрыве.
Однако в кои-то веки мы сами рекомендуем вам поспать подольше: нам предстоит немало ночей в поезде и практики прерванного сна. Но всё по порядку. Пока главное для нас — просто осознать, где мы находимся. За Татарским проливом – Сахалин, за Сахалином – Охотское море, дальше Курилы и открытый Тихий океан.
С тихоокеанским морями мы и поедем знакомиться в первую очередь. На северной окраине Ванино есть бухта Токи, посреди которой лежит небольшой невзрачный островок.
На этом островке – птичьи базары и лежбище тюленей ларга. От асфальтовой дороги вахтовка (популярный в этих краях транспорт!) довезёт нас к берегу, где мы пересядем на моторные лодки и отправимся на прогулку по морю. С моря и стоит любоваться островом Токи: к лодкам тюлени настроены вполне дружелюбно, а вот при виде человека в полный рост – сигают в море и стараются не попадаться на глаза.
По возвращении на берег нас ждёт настоящий дальневосточный ланч – то есть, красная рыба с икрой и свежие крабы из моря. Трижды подумайте только, надо ли оно вам: разок попробовав свежего краба, вы поймёте, что мороженные морепродукты из магазинов Европейской части и Сибири – это какой-то позор эрзац.
Еды будет много — хватит ещё и на предстоящую поездку в поезде. Пускай соседи думают, что нынче такое питание выдают РЖД! Зато у нас лица при этом будут вот такие:
Вернувшись с острова Токи, осмотрим и само Ванино. Это посёлок с богатой и мрачной историей, которую в 1940-50-х писали заключённые, а в 1990-2000-х – бандиты. На мемориальном кладбище жертв «Дальстроя» мы узнаем о Ванино как пересылке на Колыму и о «сучьей войне», разразившейся в конце 1940-х в здешних бараках.
Напоследок – спустимся по главной улице. Ванино – настолько портовый город, что даже на главной улице тут стоят в ряд три маяка, причём самый верхний на крыше районной управы.
Завершим знакомство с Ванино мы на станции с непроизносимым названием «Советская Гавань–Сортировочная». Здесь сохранился красивейший деревянный вокзал, построенный в 1940-х годах пленными японцами. От вокзала до путей – натурально, небольшой парк. За которым нас будет ждать поезд.
Здесь начнётся наша путешествие собственно по БАМу. Первым его этапом станет ночной переезд из Ванино в Комсомольск-на-Амуре. Просторная река Тумнин, деревянные вокзалы на станциях… и неиллюзорный риск не самых приятных приключений. О специфическом контингенте ванинского поезда слагает легенды весь Дальний Восток, поэтому посещать, например, вагон-ресторан в ночное время тут крайне не рекомендуется!
День 2 (14 июля)
В 7 часов утра мы пребудем в город, имеющий романтическое прозвище Город Юности. Слава его, однако, от романтики далека – в крупнейшем промышленном центре Дальнего Востока нравы суровые, понятия чОткие, расправа скорая. В 1990-х и даже 2000-х КнА был «столицей» целой криминальной империи ОПГ «Общак».
Мы сразу же заселимся с гостиницу «Бизнес-центр», где можно будет отдохнуть после ночной дороги.
А затем отправимся исследовать город. Посетим музейно-выставочный центр авиазавода. И сам авиазавод! Увидим, как строят те самые машины, о которых вам все уши прожужжали в новостях. Только будьте морально готовы оставить на проходной (или в автобусе) все фотоаппараты и смартфоны – предприятие стратегическое.
Погуляем мы, конечно, и по центру Комсомольска-на-Амуре. Во-первых, потому что он и правда на Амуре, за которым глухая тайга. Во-вторых, это отличный образец город эпохи сталинской индустриализации и развитого социализма.
Самый нетривиальный памятник – хвост самолёта, торчащий из газона. На этом самолёте в 1930-каком-то году искали в тайге трёх лётчиц из первого в мире женского экипажа сверхдальнего полёта. До цели они не дотянули чуть-чуть и совершили аварийную посадку в болоте на севере Хабаровского края. Лётчиц нашли, а вот один из спасательных самолётов разбился.
А вечером нас снова ждёт поезд — едем исследовать дальше «стройку века».
День 3 (15 июля)
Весь этот день, равно как и предыдущую и последующие ночи мы проведём в поезде. Ничего не поделаешь — если мы будем выходить на каждой станции БАМа, у вас не хватит отпуска. Зато это будет прекрасная возможность по-настоящему прочувствовать длину магистрали и размеры территории Дальнего Востока и отдохнуть в промежутке между плотными экскурсионными программами. За окнами будет глухая тайга, маленькие посёлки, город Февральск и снова тайга…
В посёлках обязательно обращайте внимание на архитектуру вокзалов и жилых домов: ведь стройка на то и всесоюзная, что участвовал в ней весь Союз. Впрочем, вам и гид про это много расскажет. И скажем на станции Солони вокзал с ориентальными арками строил Таджикистан, а посёлок Новый Ургал с роскошными мозаиками внутри вокзала строила Украина. Двух одинаковых вокзалов и даже двух одинаковых городков нет на всём БАМе от Амура до Лены.
А коротая время от станции до станции мы будем играть в интересные игры, может быть, проведём ЧГК, ну и просто передохнём.
День 4 (16 июля)
В 7 часов утра мы выйдем из поезда в городе Тында Амурской области. Этот город, развившийся из затерянной в тайге стоянки золотоискателей именно благодаря постройке железной дороги, считается неофициальной столицей БАМа. Регион, курировавший стройку, соответствующий — москвичам будет особенно интересно увидеть многоэтажки как в их родном Бибирево, но только с видом на тайгу.
Тынду мы подробно изучим именнов качестве универсального примера типичного города на магистрали. Ночевать здесь мы не будем, поэтому вещи оставим в камере хранения и попробуем прожить один день как настоящие дальневосточные бичи, не имеющие своего угла.
Для начала мы просто пройдёмся по городу. Разумеется, здесь куча памятников, связанных с БАМом. Вот, например, монумент, изображающий её в виде высокой и стройной женщины, местная «Статуя свободы».
А вот камень с первого километра её Восточного участка.
Ну и без памятника паровозу, конечно же, никуда.
Но не надо думать, что всё интересное и прекрасное в Тынде связано только с БАМом. На смотровой площадке можно просто насладиться весьма живописным видом на город.
А ещё здесь есть монастырь, примечательный тем, что он деревянный.
Помимо этого в городе, не отличающемся этническим и конфессиональным разнообразием, есть и церковь евангельских христиан. Фотографий пока нет — вся надежда на то, что их сделаете вы!
После обзорной экскурсии по городу мы посетим самое главное и сокровенное его место… Разумеется, это депо! Одно из главных на всём БАМе. Здесь мы изнутри понаблюдаем, как живёт магистраль. И узнаем обо всех тонкостях обслуживания локомотивов.
А остаток периода нашего «бичевания» в Тынде мы проведём в общении с местными страйкболистами. Ранее они занимались хардболом — более редким и более приближенным к реальному военному делу видом спорта. Хардбольных команд даже в Москве и Питере — раз, два и обчёлся, а в большинстве провинциальных городов о нём и не слышали! Но только не в Тынде. Правда, сейчас хардболисты всё же перешли на более популярный страйкбол, но это не делает их менее интересными. Они проведут нам экскурсию по местных заброшкам, некоторые из которых они используют в качестве полигонов для своих тренировок.
Ну и в какой-то степени (будет зависеть от того, как много членов команды и снаряжения на тот момент будет в городе, загадывать трудно) приобщат нас к своему спорту. Как минимум, проведут небольшой мастер-класс, а может быть, и дадут поиграть самим. А если повезёт, мы попадём на крупное страйкбольное мероприятие, каковые часто бывают в Тынде в июле.
Но нам пора на поезд — нам предстоит проехать одно из ответвлений БАМа, чтобы к полуночи после 5 часов дороги попасть в город Нерюнгри в Республике Саха. Здесь мы заночуем в одном из двух лучших хостелов. Или в обоих сразу, если вас будет больше 8 человек. Не волнуйтесь, мы выкупим комнаты целиком и посторонних людей в них не будет. И вообще, там очень уютно!
День 5 (17 июля)
Этот день мы посвятим Нерюнгри — совершенно особому русскому (хотя с сохранением титульного этноса в Якутии всё относительно неплохо) промышленному городу, мало похожему на другие города республики.
В начале нас ждёт экскурсия по уникальному крытому футбольному стадиону «Горняк» на 3000 мест.
А затем большую часть дня нам будут знакомить с тонкостями угольной промышленности, которая и является основой существования Нерюнгри. Прежде всего мы увидим знаменитый Нерюнгринский угольный разрез — один из крупнейших в России.
А потом нам покажут некоторые из объектов производства. Какие именно — пока сказать трудно, так как главный из них — углеобогатительная фабрика скорее всего будет на ремонте. Однако представители «Якутугля» утверждают, что и других объектов у них на 2 полных дня осмотра. Так что скучать нам точно не придётся.
Ну и сам город мы, разумеется, тоже посмотрим. Например, увидим храм Святого Николая, который изначально был вагончиком, где жили строители БАМа, а затем автобусной станцией.
И погуляем перед сном по недавно обнаруженному заброшенному кладбищу первых шахтёров города.
Отбой в этот день будет ранний, потому что на следующий день мы должны покинуть гостиницу уже в 5 утра: в 6:10 отходит наш поезд.
День 6 (18 июля)
И вот опять – вагоны Перегоны, перегоны И стыки рельс отсчитывают путь…
Весь этот день мы снова будем в дороге. Ничего не поделаешь — таково расписание поездов. Но отдых от впечатлений лишним не будет: мы же будем путешествовать целых 2 недели! А суровые пейзажи БАМа да нанизанные на его тонкую нить посёлки, как и прежде, будут нас сопровождать.
В 2:15 ночи мы выйдем на станции Новая Чара уже Забайкальского края. Здесь, в качестве компенсации за прерванный сон, мы заселимся в шикарный отель, каковым располагает этот небольшой посёлок посреди тайги.
День 7 (19 июля)
Поспать в этот раз можно будет долго. Выезжаем из гостиницы мы после 12 дня. И едем в урочище Чарские песни, которое по сути представляет собой небольшую пустыню. Некоторые барханы здесь достигают высоты в 170 метров!
А вокруг пустыни расположена всё та же тайга. И есть 2 таёжных озера.
А неподалёку возвышается величественный хребет Кодар.
Налюбовавшись на пески, мы отправимся на горячий источник Луктур, где и будем нежиться остаток дня.
День 8 (20 июля)
Этот день мы снова начинаем в отеле «Кодар» — помимо знаменитых Чарских песков есть здесь и ещё одна, куда более труднодоступная и загадочная достопримечательность. На 72 километра к югу от Новой Чары уходит Чинейская железная дорога, в 1990-е годы пробитая к одному из крупнейших в мире месторождению титана. Её успели построить и даже пустить по ней в 2001 году первый поезд… ставший последним: вскоре компания, занимавшаяся проектом, отказалась от освоения Чинейского месторождения, и уникальная, самая сложная и высокогорная железная дорога в России была заброшена. Линия берёт высоты более 1600 метров, проходя прямо по скальным гольцам, над заоблачными обрывами.
Вниманием туристов мёртвая дорога не избалована, да что там — по сути дела будем мы здесь первооткрыателями! Поэтому прогнозировать, что именно мы увидим и докуда нас вахтовка везёт, сложно. Но разве не прекрасна эта неизведанность?
Под вечер можно немного прогуляться по самой Новой Чаре, которую строил Казахстан. Ну а следующая ночь будет суровее предыдущей: гид поднимет вас в 2:15, так как в 3:15 мы садимся на поезд.
День 9 (21 июля)
Проснуться категорически необходимо не позже 8:37. Если бы мы спешили на очередной поезд, ещё можно было бы позволить себе опоздать, но сегодня нас ждёт гораздо более важная вещь: мы будем проезжать Северомуйский тоннель — самый длинный в России протяжённостью 15434 метра, который строился целых 26 лет!
И, кстати, мы с вами уже в Бурятии. Но выглянув в окно, можно подумать, что в Армении — которая строила следующую станцию Кюхельбекерскую. Или в Литве, строившей Новый Уоян:
На одной из этих станций мы покинем поезд, чтобы познакомиться с кульминацией БАМа, возможно красивейшим местом всех российских железных дорог — Северомуйским обходом. Ведь поезда ходили и пока строился тоннель, и ходили — через горы, по головокружительному перевалу.
Более того, поезда ходят здесь и сейчас… но только — не пассажирские. Как именно мы будем штурмовать холодные горы — вопрос пока что вариативный. Если совсем повезёт — то РЖД даст нам экскурсионный вагон, прицепной к рабочему поезду. Если очень повезёт — то может даже и выходить в Уояне не придётся: уже не первый год РЖД обещает закрыть тоннель на реконструкцию и временно пустить поезда по перевалу. Но более вероятно, что для знакомства с красивейшим местом железной дороги нам на помощь придёт АвтоБАМ! Ведь вся магистраль дублируется труднодопроходимой технической автодорогой, на которой через многие реки даже не построено мостов. Поэтому машины по ней ездят соответствующие — при большом везении можно даже повстречать немецкий «Магирус» с мотором от фашистского танка.
Но «Магирусы» — самосвалы, а нам поможет вахтовка. Автодорога во многих места пересекается с Северомуйским обходом, да и проходит по очень красивым местам.
Несколько менее удобный вариант, к которому мы прибегнем только при невозможности поехать иначе — поехать через перевал с востока на запад, от построенной латвийцами станции Таксимо. Плох этот вариант тем, что не даёт возможности выспаться — от Новой Чары сюда ехать около 6 часов. Поэтому по основному варианту в Таксимо, у памятника гидросамолёту из тех, что обслуживали начало БАМовской стройки, мы закончим этот день, разместившись в одной из нескольких поселковых гостиниц.
День 10 (22 июля)
На рассвете мы вновь садимся в поезд на станции Таксимо и продолжаем путь на запад. Вы можете с чистой совестью продолжать сон — первые несколько часов нам ехать через уже знакомые Северомуйский тоннель, Кюхельбекерскую, Новый Уоян, а вот дальше пойдут уже новые горы и станции. В 2 часа дня мы выходим в Северобайкальске, однако прилипнуть к окнам по левому борту мы бы советовали чуть раньше — от самого Нижнеагарска линия идёт прямо по берегу Байкала, один за другим пересекая несколько тоннелей.
Северобайкаль на БАМе — вторая столица, а потому и строил его Петербург Ленинград. И это видно в длинных проспектах между строгих домов:
Здесь мы обязательно посетим Музей истории БАМа.
И постараемся заглянуть в Бурятский культурный центр, чтобы познакомиться с культурой титульной нации, представителей которой в городе живёт очень мало.
Остаток дня будет свободным, что вы могли отдохнуть после тяжёлых и долгих переездов. Можно будет позагорать на пляже на берегу Байкала.
Ночуем мы в отеле «Север». Размещение по 3-4 человека в номере. Если вы пара, то у вас носер будет отдельным.
День 11 (23 июля)
Утром мы погрузимся в катер и отправимся на другой берег Байкала. Чтобы пересечь самый большой в мире пресноводный водоём, нам потребуется около часа. В результате мы окажемся на турбазе «Бирокан», организованной семьёй эвенков, по мере сил сохраняющих традиционный уклад жизни. Дорог к «Бирокану» нет — единственный способ добраться сюда — тот, который выбрали мы.
Сначала хозяева свозят нас сопку Чумурун. На эту поездку уйдёт около 3 часов.
А затем нас ждёт погружение в эвенкийскую культуру. Для нас проведут мастер-класс изготовления рыбы на рожне, которая мы вместе с другими местными деликатесами потом уничтожим на обеде в национальном стиле. Также для нас проведут традиционный обряд очищения.
К вечеру мы снова пересечём Байкал и вернёмся в Северобайкальск.
А в 22:37 нас ждёт очередной поезд. Это будет наш последний ночной переезд. Глубокой ночью поезд пересечёт Лену, на которой стоит Усть-Кут — конечная станция западной части Старого БАМа.
День 12 (24 июля)
Полвторого дня мы пребудем в Братск, находящийся уже в Иркутской области. Здесь нас на одну ночь приютит хороший апарт-отель «Клубный квартал».
Сразу после заселения отправляемся на местный пивзавод «Гелиос», где нас ждёт экскурсия с дегустацией.
Затем мы посетим Архитектурно-этнографический музей под открытым небом «Ангарская деревня», где представлены национальные жилища и быт местных русских и эвенков, а так же подлинная башня Братского острога, старейшая сохранившаяся постройка всей Сибири. Вернее, башен от острога сохранилось две, но вторую увезли далеко-далеко — тепер стоит она в московском Коломенском.
Вечером у вас снова будет свободное время. И снова мы предлагаем вам обратить внимание на местный пляж (да, в этот раз у нас много пляжного отдыха, в Турцию потом можно будет не ездить несколько лет). На этот раз «на веки нам станет близкою величавая Ангара», как поётся в песне.
День 13 (25 июля)
Утро начнётся с посещения недостроенного дворца пионеров, который в народе называют «Эдемом». Это очень масштабная и колоритная заброшка, которую здесь знает каждый. Особенно после того, как она резонансно засветилась в криминальных сводках.
Будем надеяться, что к июле её не обнесут забором, что власти переодически пытаются сделать.
Затем мы надеемся попасть с экскурсией на Братский алюминиевый завод — крупнейший в своём роде не тольк в России, но и в мире.
Наше попадание туда будет зависеть от настроения его директора. Пока оно неплохое и есть надежда, что и к июлю не испортится. Но если что-то пойдёт не так, обязательно найдём замену.
После этого мы насладимся видом Братской ГЭС со смотровой площадки.
Мы также будем стараться организовать посещение самой ГЭС, однако обещать его не можем — будет ясно ближе к делу.
После 4 часов дня наш ждёт крайний переезд на этом выезде и к вечеру мы будем в конечном западном пункте БАМа — Тайшете. Здесь мы остановимся на турбазе «Три пескаря».
День 14 (26 июля)
Этот завершающий день нам сделают местные походники-краеведы, которые непрерывно исследуют таёжные дебри Тайшетского района и постоянно открывают что-то новое. Они проведут для нас экскурсию в одну из подземных достопримечательностей. Рассматриваются 3 объекта: одна из двух природных пещер — либо «Изанская», либо «Старый замок» или же заброшенные тоннели начала ХХ века, построенные при прокладке Транссиба.
Куда именно поедем — решим ближе к делу. Каждый вариант по-своему интересен. В любом случае, мы побываем в глухой тайге и спустимся под землю, при этом специальная подготовка для этого не потребуется.
Будет и небольшая экскурсия по Тайшету. Здесь нам покажут, например, кладбище японских военнопленных.
Часам к 7 вечера мы завершим нашу программу и весь выезд. Чтобы выбраться из Тайшета, вам разумнее будет сначала доехать до Красноярска, и сделать это можно будет одном из следующих поездов:
Из Красноярска же можно улететь этими рейсами:
Также можно доехать до Иркутска:
В Москву оттуда можно будет улететь следующими рейсами:
Ну вот мы и проехали весь БАМ…
Остались вопросы?
Почём вся эта радость и что входит в стоимость?
Первые пять мест — 90000 рублей Вторые пять мест — 93000 Последние пять мест — 96000
В стоимость входят всё проживание и питание во время путешествия, все описанные перемещения на поезде (в вагонах типа купе в случае ночных переездов и в сидячем вагоне на маршрутах Тында-Нерюнгри и Братск-Тайшет) и автомобильным транспорте, вся заявленная экскурсионная программа и сопровождение гида. Не входят — билеты из ваших родных городов в Советскую Гавань и обратно из Тайшета, ваши развлечения в свободное время и карманные расходы.
Важно! Минимальный набор на эту поездку — 7 человек. В случае меньшего количества участников мы готовы всё равно провести эту поездку, но в таком случае стоимость возрастёт — у нас много общих расходов, которые делятся на всех. В случае, если такой вариант вас не устроит, мы вернём вашу оплату в полном объёме. Решение о поездке будет приниматься 31 мая. Если вы уже хотите лететь, а группа ещё не набрана, то рекомендуем взять билеты с возможностью возврата, но лучше всё же взять.
Если же мы наберём минимум (вместе с вами), а вы передумаете, то до 31 мая включительно мы вернём вам деньги, удержав 20% от вашей стоимости. Если же это случится 1 июня или позже, то, увы, сможем вернуть только 50% — остальное уйдёт на невозвратные предоплаты.
Кто будет вашим гидом?
Запись
Через сообщения сообщества «Неизвестной России»: https://vk.com/unknown_russia Там же мы ответим на все-все дополнительные вопросы.