Красноярский край, Мотыгинский район, Усть-Тасеевский культовый комплекс. Об этом месте знают единицы, в основном, местные жители и ученые-археологи. С недавнего времени к ним добавились еще и «черные копатели», исследующие эти края в поисках артефактов, на которых можно заработать.
Археологи нашли здесь много следов присутствия енисейских кыргызов, а также несколько скифских захоронений.
Одна из первых находок была сделана совершенно случайно— поставив лагерь, археологи решили соорудить лестницу к воде. Под бревна основания надо было выкопать небольшие канавки и сразу же лопатой был извлечен на поверхность бронзовый нож, который сейчас хранится в закрытом городе Зеленогорске в музее. Захоронение относилось к скифскому периоду, II-I век до н.э. Как рассказал Юрий Гревцов, благодаря окислению бронзы, органика законсервировалась и сохранила деревянные накладки на рукоятку ножа, фрагменты ремня и трехслойные кожаные ножны. Первый слой толстый, который формировал сам чехол — толстая лосиная кожа, сверху какая-то еще потоньше, а самая верхняя, декоративная, тоненькая, которую при изучении определили как человеческую.
Самих захоронений здесь, на небольшом участке, огромное количество. Только далеко не каждый сумеет их увидеть - зачастую это вросший в землю камень или стоящая на ребре каменная плитка. Для опытного археолога этого достаточно для того, чтобы сказать к какому периоду относится захоронение и что можно найти, если начать здесь копать. Причем глубина, на которой здесь были сделаны находки совсем невелика.
С конца 90-х по середину 2000-х здесь было сделано очень много находок, включая целое кыргызское поселение. Места жилищ, которые представляли собой углубленные в землю полуземлянки, до сих пор видны — они выделяются яркой зеленой травой среди сухих сосновых иголок. Поселение было не такое уж и маленькое — около 16 домиков, расположенных двумя подковами и защищенных со стороны реки частоколом.
На Толстом мысу найдено большое количество кыргызских могильников, что позволило ученым заключить, что прижиться в этих местах они не смогли и то ли эпидемии, то ли еще что убило их всех в течение очень короткого периода. Природе потребовалось на то, чтобы избавится от пришлых людей, всего около 200 лет.
Скифские могилы тоже дали много интересного материала для изучения. Еще в 4 веке до н.э. они устраивали своим мертвым обычные погребения — археологи находили останки, оружие и другие предметы, которые могли потребоваться им в загробной жизни. Но уже в 1 веке они начали сжигать мертвых, при этом относя на костер те же самые предметы, которые раньше хоронили с ними. Это говорит о смене верований, которая произошла под воздействием китайцев и других восточных гостей, приходивших в эти места по торговых делам. Кстати, это место расположено почти напротив мыса, на котором стоит культовый комплекс, в состав которого входит знаменитый Усть-Тасеевский идол — место, где жили хозяева этих мест.
Любителям ориентироваться по компасу здесь делать нечего — аномалию здесь создает железо, содержащееся в почве из-за чего большинство местных ручьев имеют ржавый цвет воды. Железо же привлекает молнии, которые бьют в верхушку сопки очень часто, что, скорее всего, и обусловило место установки культового комплекса. Когда говорят об этом месте, обычно упоминают Идола, но на самом деле здесь, на небольшой площадке с выходами песчаника находится не один, а 4 идола.
Нашли каменное изваяние с вырубленным лицом местные жители и в конце прошлого века показали его красноярским археологам. Раскопки же начались только в 90-х годах. Причем Идол с личиной рассматривался как "главный" в этом месте и именно под ним археологи планировали сделать основные находки. Однако случайная находка заставила поменять планы, а затем и пересмотреть мнение о том, кто в лесу "главный". Фигура идола, как и другие камни этого комплекса не рукотворная, она является естественной формой, а древний художник выбил на торчащем из земли камне-пальце глаза, нос и рот, обтесал лоб и оформил усы и бороду.
Но мягкий камень "тает" под воздействием времени и черты лица стали стираться. Уже в более поздние времена лицо было "обновлено" — подправлены глаза, ставшие более узкими, обтесан нос, а еще позднее во рту появилось отверстие, предназначенное для "кормления" идола.
Утром Идол "просыпается" в достаточно благодушном настроении и пребывает в нем до обеда, но во второй половине дня солнце переходит на другую сторону, относительно фигуры, и лик становится все более недовольным, как бы прогоняя тех людей, которые оказались на его территории.
Усть-Тасеевский идол — это самое северное каменное изваяние в Азии известное на сегодняшний момент. Относится этот объект к эпохе раннего железного века, скифской эпохе. По находкам продатировано 4 веком до н.э — 1 веком н.э. Изваяние не имеет близких аналогов в России, подобные фигуры найдены только в Монголии на границе с Китаем.