Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2021-02-12 10:23

Каждый 25-й минерал, известный мировой науке, открыт геологами МГУ

Геологи МГУ за год открыли 19 новых минералов, в том числе «новый старый минерал», который москвичи видят в облицовке станции метро «Маяковская». Всего по числу впервые открытых минералов геологический факультет МГУ занимает сегодня первое место в мире: каждый 25-й минерал, известный мировой науке, открыт научной группой кафедры минералогии геологического факультета МГУ совместно с коллегами из других российских и зарубежных университетов. Новые минералы открывают перспективы для разработки инновационных материалов, помогают исследовать условия образования горных пород. Работы опубликованы в журналах Physics and Chemistry of Minerals, Scientific Reports и Mineralogical Magazine.

Общее число известных науке минералов (минеральных видов) сегодня составляет чуть менее шести тысяч. Это число постоянно растет – около сотни новых минералов в год регистрируется Комиссией по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации (КНМНК ММА). Новые минералы несут и новое знание – расширяют представления о формах концентрации в природе химических элементов, демонстрируют ранее неизвестные типы кристаллических структур, выступают индикаторами условий образования горных пород и руд. Нередко новые минералы оказываются носителями полезных свойств – электрических, магнитных, оптических, сорбционных, ионообменных и других, а также выступают природными прототипами новых технологически важных материалов.

Исследование новых минералов, их конституции, свойств и генезиса – научное направление, активно разрабатываемое на кафедре минералогии геологического факультета МГУ исследовательской группой под руководством Игоря Пекова совместно с коллегами из других российских и зарубежных исследовательских организаций. Только за последние два десятилетия учёными университета открыто и изучено более 250 новых минералов, что составляет около 4% от всего видового разнообразия минерального мира. Другими словами, каждый двадцать пятый минерал, известный сегодня мировой науке, открыт и изучен этой научной группой или при творческом участии её членов в период с 2001 по 2020 год. В целом же, по числу впервые открытых минералов геологический факультет МГУ занимает сегодня первое место в мире. «Стоит отметить, что "погоня" за новыми минеральными видами не является в нашей научной деятельности самоцелью, – рассказал главный научный сотрудник геологического факультета МГУ, доктор геолого-минералогических наук, профессор, член-корреспондент РАН Игорь Пеков. – Неизвестные науке минералы обнаруживаются в ходе комплексного геолого-минералогического изучения не вполне обычных в геохимическом и генетическом отношениях природных объектов, на которых мы работаем. Недавно завершившийся 2020 год не стал исключением: на его протяжении нами было охарактеризовано 19 новых минеральных видов. К сожалению, карантинные ограничения не позволили провести полевых работ в истекшем году, однако было успешно завершено начатое до этого исследование целого ряда новых минералов».

Наиболее яркие результаты работы геологов МГУ за прошедший год связаны с изучением минералогии активных фумарол на вулкане Толбачик (Камчатка). Статья с данными исследований этих интереснейших геологических объектов вышла в журнале «Геология и Геофизика». Здесь учеными открыт первый природный арсенат олова. Он получил название «юргенсонит» в честь российского минералога, геохимика и геолога профессора Георгия Александровича Юргенсона. Этот минерал, имеющий формулу K2SnTiO2(AsO4)2, принадлежит к хорошо известному у синтетических фосфатов и арсенатов структурному типу KTP (KTiOPO4), представители которого обладают ярко выраженными нелинейно-оптическими свойствами и являются важнейшими лазерными материалами. Здесь же открыт рабдоборит-(Mo) Mg12Mo6+1?O6(BO3)6F2, образующий вместе со своими аналогами, в которых место молибдена занимают вольфрам или ванадий, уникальное в кристаллохимическом отношении семейство природных фторборатов. Новая группа описана в журнале Physics and Chemistry of Minerals.

Еще один уникальный в структурном отношении новый минерал из фумарол Толбачика – леманнит Na18Cu12TiO8(AsO4)8FCl5. Он назван в честь немецко-российского минералога и геолога Иоганна Готтлоба Леманна (1719–1767), описавшего в 1766 году первый в России новый минерал – крокоит. В леманните, изучение которого выполнено в сотрудничестве с коллегами-кристаллохимиками из СПбГУ и КНЦ РАН профессором С.Н. Бритвиным и член-корреспондентом РАН С.В. Кривовичевым, найдены удивительные титаново-медно-арсенатные нанокластеры, ядро которых составляет катион Ti4+ в уникальной для минералов кубической координации. Соответствующая статья опубликована в журнале Scientific Reports – Nature.

Из новых минералов, обнаруженных на других геологических объектах, интересен первый природный фторхлорборат с формулой Ca3[B5O6(OH)6]FCl2?8H2O из кимберлитовой трубки Интернациональной в Якутии. Он был открыт и изучен в содружестве с коллегами из Горного института УрО РАН И.И. Чайковским и Е.П. Чирковой и получил название попугаеваит в честь одного из первооткрывателей якутских алмазных месторождений – геолога Ларисы Анатольевны Попугаевой (1923–1977).

Спустя более чем полтора века после своего обнаружения обрел своё место в современной системе минеральных видов «старый новый минерал», хорошо знакомый москвичам. Он был впервые описан в 1863 году из железных рудников Виттинге (ныне – Виттинки) в Финляндии как родонит и до прошлого года просуществовал под этим названием. Для того, чтобы разобраться в проблемах кристаллохимии родонитов – важных породообразующих минералов силикатных марганцевых месторождений, потребовалась не только большая и кропотливая работа по изучению материала из множества таких объектов во всём мире, но и специальный труд по разработке номенклатуры группы родонита. Эту работу возглавила аспирантка кафедры минералогии геологического факультета МГУ Надежда Щипалкина, а её результаты опубликовал журнал Mineralogical Magazine. «Старый новый минерал» с формулой Mn5[Si5O15] получил по месту первой находки название «виттинкиит» и «официально» занял с этим именем своё законное место в группе родонита. Минерал этот очень красивый, обладающий яркой розово-красной окраской, и зачастую весьма чистого тона. Исследования позволили установить, что он является породообразующим в целом ряде родонитовых месторождений, включая среднеуральские. Опираясь на данные минералога из СПбГУ профессора А.И. Брусницына, можно уверенно сказать, что значительная часть знаменитой поделочной родонитовой породы, в том числе той, которой был облицован зал одной из красивейших станций московского метро — «Маяковской», сложена именно виттинкиитом.


Источник: www.msu.ru