Ассирийская империя развалилась не только из-за сверхагрессивной внешней политики, постоянных гражданских войн и беспорядков, но и из-за крайне неблагоприятного стечения обстоятельств и резких изменений климата. Жара и засуха вызвали голод в перенаселенных городах империи и расшатали ее военную мощь.
К такому выводу пришли американские и турецкие историки, проанализировавшие известные нам детали из повседневной жизни первой сверхдержавы начала железного века. Результаты их исследования были опубликованы в журнале Climatic Change.
Ассирия возникла практически в одно время с другими государствами Месопотамии, но до начала X века до нашей эры она оставалась в тени Вавилона и других держав той эпохи. В это время благодаря общей нестабильности в регионе, набегам варваров и массовым миграциям народов все государства Месопотамии и Средиземноморья были ослаблены. Правители Ассирии, сохранившей свою целостность, воспользовались этим окном уязвимости для создания мощнейшей военной машины железного века и использовали ее для завоевания Вавилона, Египта, Израиля, Элама и создания на их базе первой империи в истории человечества.
Она просуществовала относительно недолго — всего три столетия после начала экспансии на восток и на запад.
Ассирия исчезла буквально через пару лет после того, как в 612 году до нашей эры совместным походом армий Вавилона и Мидии была уничтожена ее столица, Ниневия. Многие историки считают, что причинами столь быстрой кончины стали крайне агрессивная военная политика, а также большое число внутренних междоусобиц и восстаний покоренных народов, чем пользовались враги империи.
Адам Шнайдер из университета Калифорнии в Сан-Диего (США) и его коллега Селим Адах из университета Коча в Стамбуле (Турция) усомнились, что распад Ассирии был обусловлен исключительно политическими причинами. Они обратили внимание на то, что во многих хрониках, начертанных на глиняных табличках в последние годы жизни империи, их авторы упоминали о неблагоприятных годах, когда земледельцы во внутренних районах Ассирии не собирали урожая вообще.
Подобные эпизоды в жизни главной военной сверхдержавы того времени вынудили ученых обратить внимание на то, как было устроено сельское хозяйство Ассирии, как жили ее граждане и как быстро росло ее население. В этом исследователям помогли не только летописи и другие письменные источники того периода как в самой Ассирии, так и за ее пределами, но и различные факты из ее климатической истории. Данные собирали при помощи спутников, анализируя образцы пород, воды и других частей окружающей среды.
Главной чертой ассирийской цивилизации, как подчеркивают Шнайдер и Адах, была ее сверхвысокая урбанизированность — жизнь практически всех жителей Ассирии была сосредоточена вокруг городов, плотность населения в которых была заметно выше, чем во всех других государствах Месопотамии.
Главным источником пищи для горожан служили окружающие их засушливые полустепи, которые были непригодны для выращивания злаков и других сельскохозяйственных культур без постоянного орошения. В наше время эти территории периодически страдают от засух, которые длятся четыре-пять лет. В эти периоды урожайность резко падает, что вызывает проблемы гуманитарного характера в Ираке, на чьей территории находится бывший центр Ассирии.
Как показывают климатические данные, ситуация была совсем другой в VIII—IX веках до нашей эры — климат этих областей был более мягким, а уровень осадков — заметно выше. Засухи, если они происходили, были относительно кратковременными и редко продолжались больше года, а летописцы часто писали о потопах и мощных дождях, благоприятных для урожая.
В начале VII века до нашей эры ситуация резко меняется — климат Ассирии постепенно становится все более засушливым, и в середине столетия начинается целая эпидемия засух. Как писал придворный астролог и жрец Аккулану в одном из писем царю Ашшурбанапалу, последнему императору Ассирии, в 657 году у земледельцев империи вообще не было урожая из-за почти полного отсутствия дождей.
Эта проблема не была бы столь серьезной, если бы экономика империи не опиралась на сельское хозяйство. До переходного периода X века все города Ассирии жили за счет так называемого сухого земледелия — возделывания злаков и других культур без использования систем орошения. Единственным источником воды для этих плантаций служили дожди. Это сильно ограничивало размеры ассирийских селений, так как такие поля могли прокормить лишь небольшое количество горожан.
С переходом к империи ситуация изменилась — после каждого успешного похода цари Ассирии переселяли часть покоренных народов в центральные районы государства, из-за чего численность и плотность населения страны резко выросла в первые два столетия ее существования. Вдобавок к этому, многие ассирийские монархи были убежденными «урбанистами», которые последовательно проводили политику расширения городов.
В результате столица империи Ниневия стала крупнейшим городом своей эпохи, расширив площадь с 150 до 750 гектар. Большая часть новых строений в Ниневии и в других городах Ассирии была возведена на территории плодородных полей, что породило хронический недостаток пищи.
Судя по хроникам, правящая верхушка империи осознавала эту проблему и пыталась ее решить при помощи системы ирригационных каналов, дамб и водохранилищ, которые поставляли воду в центральную часть Ассирии из водоемов на северо-западе страны, расположенных в 150 километрах от Ниневии. Эти системы орошения, как отмечают ученые, питались теми же дождями, что и поля ассирийцев, и поэтому были почти бесполезны при борьбе с многолетними засухами.
По этой причине, как считают Шнайдер и Адах, первая же продолжительная засуха, начавшаяся в 657 году до нашей эры и продлившаяся пять лет, привела к полной дестабилизации политической обстановки и началу восстания в Вавилоне в 652 году, которое возглавил брат Ашшурбанапала, Шамаш-шум-укин. С этого момента начинается целая серия мятежей, которые авторы статьи связывают с тем, что государство начало требовать большую долю урожая у знати, вассальной королю.
Это приводит к тому, что от империи начинают откалываться вассальные государства. В последние годы жизни царя и после его смерти в 630 году хроники начинают говорить об экономическом упадке и быстром росте цен на зерно, что свидетельствует о продолжении засух и дальнейшей дестабилизации государства. Наследники Ашшурбанапала не смогли мирно поделить его наследие, что и привело к окончательному уничтожению первой империи Земли в последние годы VII века до нашей эры Вавилоном, чьи речные ирригационные системы были почти не подвержены действию засух.
Как полагают историки, нечто похожее происходит на территории бывшей Ассирии — Сирии и северного Ирака — и сегодня. Серия засух в начале XXI века, вызванная изменением климата, заметно уменьшила урожайность ключевых сельскохозяйственных культур в регионе. Это ухудшило качество жизни и заставило людей искать спасения в политике и религии в виде ячеек «Исламского государства» и других радикальных группировок.
«То, что Ассирия фокусировала свое внимание и силы на краткосрочных экономических или политических целях, не обращая внимания на растущие климатические риски, можно понять и простить до определенной степени, учитывая ее уровень развития науки и понимание того, как работает природа. Нам подобная близорукость непростительна — у нас не может быть никаких оправданий и мы знаем, что происходило в прошлом. Его уроки нам наглядно показывают, что происходит, когда политики не учитывают проблем устойчивого развития в долгосрочной перспективе», — заключает Адах.
Источник: sci-hit.com