Эта молодая женщина претендует на роль последней неандерталки на территории Франции. 36 тыс. лет назад кто-то стукнул её по голове, а через несколько месяцев похоронил. Свои? Кроманьонцы?
В 1975 году в ходе работ по строительству дороги недалеко от деревни Сен-Сезер (запад Франции) рабочие вытащили на поверхность несколько кремневых орудий и костей животных. Первым их увидел местный любитель древностей Бернар Дубини, ехавший ловить форель. Хотя раньше в этом районе не находили ничего доисторического, Дубини убедил владельца земли немедленно прекратить работы и позвать археологов.
Четыре года спустя работа специалистов была вознаграждена открытием скелетов минимум двух неандертальцев, вместе с тысячами орудий и костей животных. Лучше всего сохранился череп молодого индивида. Обрушившийся скальный навес, под которым покоились скелеты, назывался Ла-Рош-а-Пьеро, поэтому неандертальца окрестили Пьеро, но потом, когда выяснилось, что скелет, вероятно, женский, переименовали в Пьеретту (Впрочем, возможно, это всё же юноша). Кости были очень хрупкими и представляли собой более 500 фрагментов. Поэтому скелет Пьеретты целиком залили гипсом и в виде цельного блока перевезли в лабораторию.
Судя по поздней датировке, неандертальцы жили здесь в то время, когда в Европе уже несколько тысячелетий хозяйничали Homo sapiens. В связи с этим любопытно, что череп, хотя и очевидно неандертальский, отличается рядом прогрессивных особенностей: надбровье сравнительно тонкое, слабо выступающее, относительно низкое и узкое лицо, маленькие глазницы, довольно узкий нос и намёк на подбородочный выступ, небольшие зубы и так далее. Поэтому не исключено, что скелет принадлежал метису неандертальца и кроманьонца (анализ ДНК пока что не проводился). Особенно примечательно, что неандертальские кости в Сен-Сезер сочетались с орудиями культуры шательперрон, которую многие специалисты считают промежуточной между мустье (неандертальской) и ориньяком (кроманьонской). Наряду с изделиями, типичными для мустье, на памятнике найдены кремневые пластины, костяные орудия и просверленные зубы.
Впрочем, памятник содержит 15 слоёв возрастом от 30 000 до 43 000 лет (даты получены термолюминесцентным методом), поэтому некоторые исследователи полагают, что прогрессивные изделия могли «провалиться» в неандертальские отложения сверху в результате смешения слоёв.
Скелет находился внутри круглой области диаметром 70 см. Хотя археологам не удалось найти признаков могильной ямы, распределение находок и большое число раковин моллюсков указывает на то, что захоронение могло быть преднамеренным.
Сохранилась лишь правая часть черепа, на которой специалисты обнаружили частично заживший след от тяжелой травмы – рубленой раны длиной около 7 см, нанесенной длинным острым орудием, чем-то вроде мачете, вероятно, кремневым наконечником на деревянной ручке. Наносивший удар был правшой. После травмы неандерталка прожила еще несколько месяцев.
Местные жители уже сочинили легенду о том, что Пьеретта – это жена, которую покалечил муж-забияка. Понятно, что это сказки, но многочисленные туристы слушают их с интересом.
Анализ соотношения углерода и азота в костях человека из Сен-Сезер указывает на рацион, состоящий в основном из мяса крупных травоядных животных.
Поскольку найдена только половина черепа , вторую часть антропологи воссоздали путём зеркального отображения существующих костей.
Реконструкцию выполнила Элизабет Дайнес, которая изобразила неандерталку веснушчатой и рыжеволосой, хотя, как мы знаем, далеко не все неандертальцы были такими.
Благодарим Женю Хлистуна за материал.
Источник: uch.pm