Компания Masten Space Systems в прошлом году выбрала SpaceX для запуска своего лунного лендера XL-1 с набором полезных нагрузок для NASA в миссии Masten Mission One. Запуск должен состояться в конце 2022 года.
Шон Махони (Sean Mahoney), исполнительный директор компании Masten Space Systems, сказал, что контракт распространяется не на конкретную ракету-носитель, а на услугу по доставке космического аппарата на Луну в соответствии с требуемом графиком.
Миссия будет нести полезную нагрузку для программы NASA Commercial Lunar Payload Services (CLPS) в рамках контракта на $75,9 млн, заключенного агентством в апреле 2020 года.
Commercial Lunar Payload Services (CLPS) – это программа агентства по доставке небольших роботизированных посадочных аппаратов и луноходов на Южный полюс Луны. Инициатива предшествует программе Artemis и нацелена на использование коммерческих миссий для выполнения научных экспериментов, тестирования технологий и демонстрации возможностей посадки на спутник Земли, чтобы помочь NASA исследовать Луну и подготовиться к высадке человека на её поверхность.
Спускаемый аппарат XL-1 доставит девять научно-технических демонстрационных полезных нагрузок в южный полярный регион Луны.
По сравнению с большинством других довольно небольших посадочных аппаратов, которые SpaceX планирует запустить на Луну в этом и последующих годах, XL-1 имеет массу 675 кг в сухом виде и 2675 кг полностью заправленным. Он сможет доставить до 100 кг полезных нагрузок на поверхность Луны. Лендер сможет работать на поверхности в течение полного лунного дня (~12 дней земных дней).
Помимо восьми экспериментов, NASA планирует использовать на борту посадочного аппарата роботизированный манипулятор и небольшой луноход, предназначенный для тестирования быстрого передвижения по Лунной поверхности.
NASA будет основным заказчиком миссии, но Masten намерена привлечь и частные компании для использования их полезных нагрузок на своём посадочном аппарате. Компания говорит, что ограничивающим фактором для миссии была не масса лендера, доступная для полезных нагрузок, а места на посадочном модуле, которые имеют вид на поверхность, необходимый для полезных нагрузок, чтобы они могли получить нужный угол обзора и не мешать друг другу.
“Принцип конструкции нашего лендера – это своеобразный пикап, который может доставить множество разных полезных нагрузок на Луну”, – говорят в компании.
XL-1 станет не первым посадочным аппаратом запущенным SpaceX на Луну.
В 2019 году SpaceX успешно запустили печально знаменитую миссию с израильским посадочным аппаратом Beresheet компании SpaceIL, который, к сожалению, разбился при посадке.
Компания Intuitive Machines, которая выиграла одну из первых наград NASA по программе CLPS в прошлом году, выбрала SpaceX для запуска своей миссии IM-1 по посадке на Луну. Миссия должна стартовать уже в конце этого года. Известно, что аппарат полетит в т.н Rideshare миссии – совместной миссий по выводу малых аппаратов на орбиту.
Кроме того японская компания ispace выбрала SpaceX в 2018 году для запуска своих двух лунных миссий, которые в то время должны были быть орбитальным и посадочным аппаратом, запускаемыми в 2020 и 2021 годах соответственно на ракетах Falcon 9. Однако позже компания изменила планы и заявила, что обе миссии будут посадочными аппаратами Hakuto-R, запуск которых состоится в 2022 и 2023 годах .
Источник: aboutspacejornal.net