Для Пермского края данное явление необычно, так как медведи уходят в зимнюю спячку. Зверь представляет угрозу для жизни и здоровья людей. Поэтому на медведя-шатуна объявили охоту.
Инспекторы государственного охотничьего надзора и сотрудники полиции организовали дежурство.
СПРАВКА: Бурый медведь — по большей степени вегетарианец, а откуда зимой ягоды да корешки. Рыба на нерест тоже не идёт. Поймать кабана, лося, или иную дичь, медведь-шатун не в состоянии. Любой из представителей потенциальной добычи, намного лучше приспособлен к передвижению по снегу, и с лёгкостью уходит от обессилившего топтыгина.
Почему-же, при столь неблагоприятном раскладе, некоторые бурые медведи не впадают в зимнюю спячку? Этому есть ряд причин.
1. За лето «хозяин тайги» не накопил достаточно жира. Такое часто происходит, когда в тайге неурожай на ягоды, орехи. В эти годы по лесу зимой бродит довольно много шатунов, они выходят в населённые пункты, наносят ущерб скотоводческим хозяйствам. Жители отдалённых таёжных деревень, многие из которых профессиональные охотники и промысловики, принимают ряд мер, чтобы обезопасить свой дом и семью от непрошенного лесного гостя.
2. Паразиты. Среди медведей многие особи заражены глистами. Отдельные представители вида поражены недугом очень серьёзно, что мешает им вести привычный образ жизни. Такой медведь постоянно испытывает чувство дискомфорта, не может уснуть, и склонен к бродяжничеству. Старые промысловики, прожившие жизнь в таёжных сёлах, говорят что, примерно раз в 40-50 лет, на медведей нападает мор. В эти годы, зимой в тайгу невозможно зайти, там разгуливают полчища шатунов, нападающих на всё, что под силу поймать.
До весны большинство из этих медведей не доживает, и численность косолапых серьёзно сокращается. Промысловики считают, что это такой природных регулятор популяции. В отсутствие естественных врагов, на протяжении десятков лет количество бурых медведей увеличивается, и когда их становится сильно много, начинается эпидемия.
3. Деятельность человека. Нередко, ушедшего в спячку зверя, будит человек. Заготовка древесины, прогулка по лесу с собаками, езда на снегоходах — всё это может разбудить топтыгина. Потревоженный в начале зимы медведь, побродив несколько дней, как правило находит себе новую берлогу и укладывается спать. А вот хищник, разбуженный в конце января, феврале, так и будет гулять до весны, и стараться выжить.
4. Ранение. Медведь, пострадавший от охотников в осенний период, не сможет уйти в спячку. Но встречаются и особи, получившие ранение уже зимой, в результате незаконного промысла. Такие горе-охотники, не только будят зверя, но и делают его ещё более свирепым по отношению к людям. А косолапые, как бы это странно ни звучало, умеют мстить.
В «медвежьи годы», когда тайга изобилует шатунами, опытные промысловики даже перестают отстреливать волков. Дело в том, что волчьи стаи, являются естественными врагами медведей-шатунов. И если летом, волк для косолапого не опасен, то собранная в холодное время года стая всегда одолевает ослабленного медведя. Учитывая что шатуны для человека намного опаснее, чем волки, жители таёжных деревень заключают с волками временный союз. Не зря же волков называют санитарами леса.