Флагманом антарктической экспедиции являлся дизель-электроход "Обь", специально переоборудованный под экспедиционное судно. Капитаном флагманского судна экспедиции и одновременно исполняющим обязанности заместителя начальника первой Комплексной антарктической экспедиции по морским операциям был назначен Иван Ман.
В свой первый рейс дизель-электроход вышел из Калининградского порта 30 ноября 1955 года. А 5 января 1956 года он подошел к берегам Антарктиды, и советские люди впервые высадились на антарктический материк. Это была группа членов экспедиции во главе с профессорами Александром Гусевым и Петром Шумским.
13 февраля 1956 года был поднят Государственный флаг СССР, и состоялось открытие первой советской антарктической станции, получившей название "Мирный". Станция и расположенная на ее территории обсерватория были названы в честь одного из парусных шлюпов, которые принимали участие в открывшей шестой материк первой русской антарктической экспедиции под командованием Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Тем самым подчеркивалась преемственность в освоении Антарктиды.
За сравнительно короткий срок в "Мирном" были сооружены не только жилые дома, рассчитанные на обеспечение всем необходимым остававшихся на станции участников экспедиций, но и специальный магнитный, сейсмический и аэрологический павильоны, геофизическая, геологическая, гляциологическая, аэрофотограмметрическая, аэрологическая, гравиметрическая и другие лаборатории, радиостанция, поддерживавшая прямую связь с Москвой.
До 1971 года эта станция была главной базой советских антарктических экспедиций. Одной из основных ее задач стало обеспечение функционирования станции "Восток", расположенной в глубине материка.
Также в экспедиции участвовали дизель-электроход "Лена" под командованием капитана Александра Ветрова и рефрижераторное судно № 7 во главе с капитаном Михаилом Цыганковым. На этих судах в Антарктиду было доставлено 8345 тонн различных грузов.
Кроме того, для проведения аэрофотосъемки и воздушной разведки на материке экспедиция располагала четырьмя самолетами в лыжном и колесном варианте и двумя вертолетами МИ-4. Начальником летного отряда был Герой Советского Союза Иван Черевичный.
Первой Советской антарктической экспедицией в 1956 году в море Дейвиса был открыт и положен на карту проход Обь.
Кроме создания основной научной и материальнотехнической базы экспедиции — геофизической обсерватории "Мирный" — Первая советская комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) получила значительные результаты.
Было произведено общее географическое, геологическое, геофизическое, гляциологическое и биологическое обследование побережья Антарктиды протяженностью около двух тысяч километров, сопровождавшееся аэромагнитной съемкой и аэрофотосъемкой. Выполнен ряд разведывательных полетов вдоль побережья к востоку и западу от "Мирного", а также вглубь материка. При этом в частности, были осмотрены оазисы Бангера, Грирсона и Вестфолль, обследован район Южного геомагнитного полюса и подступы к Полюсу относительной недоступности Антарктиды, давшие первые представления об этих районах.
Первой советской антарктической экспедицией был осуществлен первый санно-тракторный поход вглубь материка на расстояние 375 километров от "Мирного" до высоты 2700 метров над уровнем моря. В походе участвовали 11 человек под руководством начальника экспедиции Михаила Сомова.
Участники похода проводили метеорологические, астрономические и актинометрические наблюдения на протяжении всего пути. На базе санно-гусеничного поезда в конечной точке маршрута была создана первая советская внутриконтинентальная станция "Пионерская". 27 мая 1956 года состоялось ее официальное открытие. Первую смену полярников из четырех человек возглавил профессор Александр Гусев. Создание станции "Пионерской" было первым шагом на пути организации советских научных исследований в глубине континента по программе Международного геофизического года.
15 октября 1956 года в центральной части оазиса Бангера на расстоянии 370 километров от "Мирного" была организована не предусмотренная программой Международного геофизического года стационарная метеорологическая станция, получившая название "Оазис". Ее начальником стал Петр Целищев.
Для более детального изучения гидрометеорологического режима в районе Мирного в период с 31 июля по 3 августа 1956 года вдоль 93 меридиана были организованы 4 временные выносные станции (ВВС), на которых проводились метеорологические и гляциологические наблюдения. Одной из них руководил геолог Павел Воронов. В августе географ и геоморфолог Андрей Капица произвел сейсмоакустические измерения толщины льда при помощи взрывов.
Морская экспедиция на дизель-электроходе "Обь" провела комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Восточной Антарктиды.
В результате работ в прибрежном районе была установлена ошибочность обозначенных на изданных ранее картах глубин на большей части маршрута и неправильность нанесения берегового контура Берега Нокса и Берега Сабрина. В районе "Мирного" на карту было положено 25 новых островов и скал.
Выполненные с судов работы положили начало развернутому гидрографическому обследованию побережья ледяного континента.
Вскоре после завершения работ Первой советской антарктической экспедиции стали издаваться "Труды САЭ", с 1958 года начал выходить в свет "Информационный бюллетень САЭ", а сборник "Проблемы Арктики" получил название "Проблемы Арктики и Антарктики".
С 1959 года КАЭ стала называться Советской антарктической экспедицией (САЭ), а с 7 августа 1992 года в соответствии с указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина — Российской антарктической экспедицией (РАЭ).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников