Сарасвати одна из главных рек ведийского Семиречья. В ригведийском гимне «Нади-стути» (10.75) говорится, что Сарасвати находится между рекой Ямуной на востоке и рекой Шатадру на западе. В более поздних ведийских текстах, «Тандья-брахмане» и «Джайминия-брахмане», а также в «Махабхарате», утверждается что Сарасвати высохла в пустыне.
Сарасвати – одна из главных священных рек Индии, в своем олицетворенном виде она предстает как богиня мудрости Сарасвати, супруга Брахмы, архитектора вселенной.
Каждые 12 лет в Аллахабаде, в месте слияния трех священных рек – Ганги, Ямуны и Сарасвати – проходит огромный многодневный религиозный праздник Кумбха Мела, «Праздник кувшина». Он посвящен великой битве полубогов и демонов за кувшин с нектаром бессмертия. Про битву и ее причины можно прочитать в 6-12 главах Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам».
В настоящее время чиновники штата Харьяна разработали план возрождения Сарасвати: они закачивают в нее воду и планируют, что река дойдет до легендарного поля Курукшетра, где 5000 лет назад Кришна поведал своему другу Арджуне «Бхагавад-гиту».
Ученые из Вадийского института геологии Гималаев (Дехрадун, столица штата Уттаракханд) пришли к выводу, что священная для индусов река Сарасвати существует до сих пор. Они изучили предполагаемое русло древней реки и выяснили, что она просто скрылась под землей: 22 пробы воды на отрезке в 60 километров показали – это все та же легендарная Сарасвати. Это не первая речная революция Уттаракханда. Напомним, в конце марта 2017 года верховный суд этого штата признал Гангу и Ямуну живыми существами.
В далеком прошлом тектонические сдвиги в районе Гималаев заковали реку и отделили ее от изначального истока в местности Ади-Бадри (хребет Шивалик в североиндийском штате Харьяна). Из-за этого река не пополняется водой и вынуждена оставаться в подземном плену. До сих пор считалось, что Сарасвати высохла порядка 10 тысяч лет назад или даже раньше, шли споры и о том, где именно она протекала. Но ученые из института геологии Гималаев поставили точку в многолетних научных дискуссиях: в прошлом Сарасвати действительно брала начало в Ади-Бадри и соединялась с равнинной рекой Чаутанг.
Еще данные:
Большинство учёных сходятся на том, что ведийская река Сарасвати возможно является современной сезонной рекой Гхаггар-Хакра (также она называется по-современному Сарсути; Гхаггар же — это ее ведийский эпитет, gharghara, «непрестанно текущая»).
Во многих гимнах всех десяти мандал «Ригведы» (за исключением 4-ой) прославляется или упоминается могучая река Сарасвати, протекающая «от гор к Индийскому океану». Сарасвати упоминается гораздо чаще, чем Инд и играет настолько важную роль в «Ригведе», что ей поклоняются как одной из трёх великих богинь.
Согласно учёным, занимающимся изучением окружающей среды в доисторические времена, река Сарасвати высохла после того, как по крайней мере два из её притоков, Сатледж и Ямуна, изменили своё русло. «Цепь тектонических событий отвела русло Сатлуджа на запад (в Инд), а Ямуну на восток (в Ганг)… этим объясняется исчезновение такой могучей реки как Сарасвати». Процесс завершился около 1750 года до н. э., но начался он гораздо ранее, возможно со смещения пластов и огромного наводнения в период между 1900 и 2100 годами до н. э. П. Х. Франкфорт, используя изображения, полученные с французского спутника SPOT обнаружил, что огромная река Сарасвати существовала в дохараппский период и начала высыхать в середине IV тысячелетия до н. э. Во время хараппского периода, сложная сеть ирригационных каналов использовалась только в южной части долины реки Инд.
Базируясь на данных исследованиий реки Сарасвати, датой составления «Ригведы» можно считать начало IV тысячелетия до н. э. Однако, в X мандале «Ригведы», даётся список названий рек, в котором Сарасвати просто упоминается, а превозносится в основном Инд. Это можно объяснить тем, что гимн из последней, X мандалы «Ригведы», возможно, датируется периодом, когда Сарасвати начала высыхать (середина IV тысячелетия до н. э.) и потеряла своё превосходство. Большинство учёных сходятся на том, что X мандала является самой поздней из всех мандал «Ригведы».
Вдоль русла Сарасвати было обнаружено 414 археологических мест, тогда как в долине реки Инд — только около сорока. Около 80 % обнаруженных мест раскопок датируются IV или III тысячелетием до н. э., из чего можно предположить, что культура в долине реки Сарасвати в это время находилась в периоде своего расцвета. Если принять, что ригведийские гимны были составлены в этот период, то индоарийская миграция логически не могла иметь места, так как индоевропейцы должны были обитать в Индии уже в IV тысячелетии до н. э.