Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2021-01-26 08:05

О реке Сарасвати — «изобилующая затоками»

Сарасвати одна из главных рек ведийского Семиречья. В ригведийском гимне «Нади-стути» (10.75) говорится, что Сарасвати находится между рекой Ямуной на востоке и рекой Шатадру на западе. В более поздних ведийских текстах, «Тандья-брахмане» и «Джайминия-брахмане», а также в «Махабхарате», утверждается что Сарасвати высохла в пустыне.

Сарасвати – одна из главных священных рек Индии, в своем олицетворенном виде она предстает как богиня мудрости Сарасвати, супруга Брахмы, архитектора вселенной.

Каждые 12 лет в Аллахабаде, в месте слияния трех священных рек – Ганги, Ямуны и Сарасвати – проходит огромный многодневный религиозный праздник Кумбха Мела, «Праздник кувшина». Он посвящен великой битве полубогов и демонов за кувшин с нектаром бессмертия. Про битву и ее причины можно прочитать в 6-12 главах Восьмой песни «Шримад-Бхагаватам».

В настоящее время чиновники штата Харьяна разработали план возрождения Сарасвати: они закачивают в нее воду и планируют, что река дойдет до легендарного поля Курукшетра, где 5000 лет назад Кришна поведал своему другу Арджуне «Бхагавад-гиту».

Ученые из Вадийского института геологии Гималаев (Дехрадун, столица штата Уттаракханд) пришли к выводу, что священная для индусов река Сарасвати существует до сих пор. Они изучили предполагаемое русло древней реки и выяснили, что она просто скрылась под землей: 22 пробы воды на отрезке в 60 километров показали – это все та же легендарная Сарасвати. Это не первая речная революция Уттаракханда. Напомним, в конце марта 2017 года верховный суд этого штата признал Гангу и Ямуну живыми существами.

В далеком прошлом тектонические сдвиги в районе Гималаев заковали реку и отделили ее от изначального истока в местности Ади-Бадри (хребет Шивалик в североиндийском штате Харьяна). Из-за этого река не пополняется водой и вынуждена оставаться в подземном плену. До сих пор считалось, что Сарасвати высохла порядка 10 тысяч лет назад или даже раньше, шли споры и о том, где именно она протекала. Но ученые из института геологии Гималаев поставили точку в многолетних научных дискуссиях: в прошлом Сарасвати действительно брала начало в Ади-Бадри и соединялась с равнинной рекой Чаутанг.

Еще данные:

Большинство учёных сходятся на том, что ведийская река Сарасвати возможно является современной сезонной рекой Гхаггар-Хакра (также она называется по-современному Сарсути; Гхаггар же — это ее ведийский эпитет, gharghara, «непрестанно текущая»).

Во многих гимнах всех десяти мандал «Ригведы» (за исключением 4-ой) прославляется или упоминается могучая река Сарасвати, протекающая «от гор к Индийскому океану». Сарасвати упоминается гораздо чаще, чем Инд и играет настолько важную роль в «Ригведе», что ей поклоняются как одной из трёх великих богинь.

Согласно учёным, занимающимся изучением окружающей среды в доисторические времена, река Сарасвати высохла после того, как по крайней мере два из её притоков, Сатледж и Ямуна, изменили своё русло. «Цепь тектонических событий отвела русло Сатлуджа на запад (в Инд), а Ямуну на восток (в Ганг)… этим объясняется исчезновение такой могучей реки как Сарасвати». Процесс завершился около 1750 года до н. э., но начался он гораздо ранее, возможно со смещения пластов и огромного наводнения в период между 1900 и 2100 годами до н. э. П. Х. Франкфорт, используя изображения, полученные с французского спутника SPOT обнаружил, что огромная река Сарасвати существовала в дохараппский период и начала высыхать в середине IV тысячелетия до н. э. Во время хараппского периода, сложная сеть ирригационных каналов использовалась только в южной части долины реки Инд.

Базируясь на данных исследованиий реки Сарасвати, датой составления «Ригведы» можно считать начало IV тысячелетия до н. э. Однако, в X мандале «Ригведы», даётся список названий рек, в котором Сарасвати просто упоминается, а превозносится в основном Инд. Это можно объяснить тем, что гимн из последней, X мандалы «Ригведы», возможно, датируется периодом, когда Сарасвати начала высыхать (середина IV тысячелетия до н. э.) и потеряла своё превосходство. Большинство учёных сходятся на том, что X мандала является самой поздней из всех мандал «Ригведы».

Вдоль русла Сарасвати было обнаружено 414 археологических мест, тогда как в долине реки Инд — только около сорока. Около 80 % обнаруженных мест раскопок датируются IV или III тысячелетием до н. э., из чего можно предположить, что культура в долине реки Сарасвати в это время находилась в периоде своего расцвета. Если принять, что ригведийские гимны были составлены в этот период, то индоарийская миграция логически не могла иметь места, так как индоевропейцы должны были обитать в Индии уже в IV тысячелетии до н. э.