Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2021-01-15 13:20

Наскальное изображение свиньи оказалось новым древнейшим рисунком животного

Наскальный рисунок свиньи, найденный в карстовой пещере на индонезийском острове Сулавеси, оказался древнейшим в мире изображением животного. Ученые с помощью уран-ториевого датирования определили, что рисунок был создан 45,5 тысячи лет назад — на полторы тысячи лет раньше, чем рисунок, считавшийся самым древним раньше, говорится в статье, опубликованной в Science Advances.

Самому раннему рисунку в истории человечества 73 тысячи лет. Это нарисованные охрой пересекающиеся линии, похожие на хештэг — рисунок нашли в 2011 году в ЮАР. Однако фигуративная (то есть, предметная, а не абстрактная) живопись появилась намного позже. В карстовых пещерах индонезийского острова Сулавеси ученые обнаружили древнейшие из сохранившихся фигуративные наскальные изображения в мире. Так, В 2019 году группа ученых из Австралии и Индонезии под руководством австралийского археолога Максима Оберта (Maxime Aubert) из Университета Гриффита нашла в одной из пещер острова — в пещере Леанг Булу Сипонг 4 — крупное наскальное панно со сценой охоты. Его датировали с помощью уран-ториевого метода и установили, что оно было создано 43,9 тысячи лет назад. Однако теперь Оберт и его коллеги перекрыли собственный рекорд. Они провели датировку недавно обнаруженных в пещерах на том же Сулавеси наскальных рисунков и обнаружили еще более ранние изображения.

Индонезийский остров Сулавеси имеет долгую документально подтвержденную историю проживания людей. Наиболее ранние находки — каменные орудия, обнаруженные в 2009 году в деревне Талепу на юге острова, датируются эпохой от 194 до 118 тысяч лет назад и могут относиться к времени первоначальной колонизации Сулавеси еще не идентифицированными архаичными гоминидами. Люди современного вида (неоантропы) появились на этих островах, вероятно, от 73 до 63 тысяч лет назад.

Сеть карстовых пещер в Марос-Пангкепе на юго-западе Сулавеси известна с 1950-х годов. На сегодняшний день здесь открыто около 300 пещер и гротов с наскальными изображениями. Исследования продолжаются, и каждый год специалисты обнаруживают все новые рисунки. На основании научного датирования, а также последовательности наложения древних рисунков они выделяют два хронологически различных стиля изображений.

(A) Общий вид острова Сулавеси. Все изучаемые наскальные изображения расположены в известняковых карстовых областях на юго-западе острова. (B) Местоположение известняковых пещер, упоминаемых в публикации: 1 — Леанг Тедонгнге; 4 — Леанг Булу Сипонг 4; 6 — Леанг Баланджайя 1.

Brumm et all., 2021/Science Advances, 2021. Карты: M. Kottermair and A. Jalandoni.

Древнейшие люди использовали "трафареты" из собственных ладоней и изображали известных им, а также фантазийных животных. Чаще всего рисунки были выполнены в одном цвете — красном/темно-красном. Очертания животных художники обычно заполняли штриховкой.

Наиболее заметные рисунки животных, по мнению ученых, представляют собой изображения крупнейших эндемичных наземных млекопитающих острова: свиней (Suidae) и карликовых быков аноа (Bubalus sp.). При этом первые доминируют — на них приходится 81,1 процента из всех изображений животных. А среди свиней особенно популярен образ целебесской свиньи (Sus celebensis), которая и сейчас распространена на Сулавеси и ближайших островках.

В 2017 году на дальней стене известняковой пещеры Леанг Тедонгнге в долине на границе карстовых районов Марос и Пангкеп были обнаружены четыре новых рисунка диких свиней. Из них лишь один сохранился хорошо, а четвертый был практически стерт из-за расслоения поверхности, но тоже, вероятно, изображал похожее животное. Исследователи предположили, что три (а возможно, и все четыре) фигуры составляли единую картину, где художники пытались изобразить какую-то сценку из жизни хорошо знакомых им животных.

Датированное изображение дикой свиньи в пещере Леанг Тедонгнге. (A) Компьютерная прорисовка панели наскального искусства. (B) Свинья 1. (C) Деталь изображения с головой свиньи 1: HC – гребень из щетинок, FW – бородавки. Белыми стрелками указан неопознанный морфологический признак.

Brumm et all., 2021/Science Advances, 2021

Годом позже на потолке другой пещеры, Леанг Балангаджайя 1, в южной части Мароса был открыт рисунок свиньи большого размера — 187?110 сантиметров. Здесь также рядом с сохранившимся рисунком были замечены следы по крайней мере еще двух, но их очень плохая сохранность не позволила ученым в дальнейшем их учитывать.

Датированное изображение дикой свиньи в пещере Леанг Балангаджайя. D и E. Большое изображение дикой свиньи свиньи. D. Фотография улучшена с использованием компьютерной программы Decorrelation Stretch (DStretch). E. Серым цветом отмечены отслоившиеся участки панели. HC – гребень из щетинок, FW – бородавки. Стрелками указан неопознанный морфологический признак.

Brumm et all., 2021. A.A. Oktaviana, ARKENAS/Griffith University / Science Advances, 2021

Все рисунки были выполнены красным и темно-красным цветом, это были контуры тела животного в профиль, заполненные внутри длинными линиями и штрихами. Для этого использовалась охра — минеральный пигмент природного происхождения. Замечено, что доисторические художники не вырисовали первичные половые признаки, но могли изобразить вторичные. В обоих случаях изображения животных были дополнительно украшены «отпечатками» рук — растопыренную ладонь прижимали к поверхности и закрашивали участок вокруг нее.

Для датировки изображений ученые использовали уран-ториевый метод. Этому типу изотопного анализа они подвергли спелеотемы, карбонатно-кальциевые натеки, которые образовались поверх рисунков, то есть позже их создания. В известняковых пещерах Сулавеси такие натеки выглядят как очень маленькие окаменевшие капли или выпуклые бляшки, которые несложно удалить со стены пещеры. Специальное оборудование позволяет получить для исследования образцы менее 1 миллиметра с последовательных слоев натека, датировав каждый из них.

В первой пещере специалисты взяли одну из таких «капель» с заднего копыта свиньи. После удаления спелеотема оказалось, что слой пигмента находится между слоями кальцитового отложения. В другой пещере было получено два образца натеков — с изображения свиньи и с «отпечатка» ладони, сделанного поверх рисунка животного. Образцы позволили получить диапазон дат, когда могли быть сделаны эти рисунки.

Образец, взятый с изображения в пещере Леанг Тедонгнге

Brumm et all., 2021. M. Aubert, Griffith University / Science Advances, 2021

Изображения в пещере Леанг Балангаджайя

Brumm et all., 2021. A - A.A. Oktaviana, ARKENAS/Griffith University. B - M. Aubert, Griffith University / Science Advances, 2021

В первом случае оказалось, что свинью нарисовали самое позднее 45,5 тысячи лет назад. Возможно, и три фигуры рядом, составляя одно групповое изображение, относятся к тому же времени. Возраст рисунка свиньи и более позднего «отпечатка» ладони из другой пещеры, согласно анализам, от 73,4 до 32 тысяч лет назад.

Кроме этих данных, исследователям удалось определить вид изображенных в пещерах Леанг Тедонгнге и Леанг Балангаджайя свиней. Несмотря на то, что рисунки не слишком детальны, все же два отличительных признака целебесской свиньи они смогли передать. На макушке и затылке этого животного расположен короткий гребень из темных щетинок — на наскальном изображении они нарисованы рядом коротких пунктирных линий. А морда целебесской свиньи украшена тремя парами бородавок. Доисторический художник изобразил их двумя заметными роговидными выступами в верхней части головы. Может показаться, что это уши, однако у S. Celebensis они расположены по сторонам черепа.

В то же время на рисунках свиней из Леанг Тедонгнге ученые заметили неизвестную пока анатомическую особенность — два сосковидных отростка в нижней части головы или на шее. Изображением клыков это быть не может, потому что у целебесской свиньи они направлены вверх. Как отметили в статье исследователи, это предмет дальнейшего изучения.

Датировка изображения дикой свиньи в пещере Леанг Тедонгнге отодвигает способность людей изображать истории в рисунках еще почти на 2 тысячи лет назад. Кроме того, его можно считать самым ранним известным датированным произведением искусства Сулавеси, а также самым древним известным признаком присутствия человека современного типа на острове, а возможно и во всем регионе. Поскольку, как уже отмечалось, этот рисунок мог быть частью целой композиции из трех (или даже четырех) животных, то пальма первенства в изображении истории на стенах пещеры переходит к Леанг Тедонгнге. А если интерпретация морфологических признаков эндемичного животного Сулавеси верна, то рисунки в Леанг Тедонгнге — еще и древнейшее в мире из сохранившихся репрезентативных изображений животных.

Если принять во внимание, что похожие изображения животных и ладоней на стенах древних пещер Европы (Эль-Кастильо, Шове или Альтамиры) также были оставлены людьми 40-22 тысячи лет назад, то подтверждается более раннее важное наблюдение Оберта и его коллег по изучению наскальной живописи пещер Сулавеси. Древнейшие художники региона не заимствовали традиции и навыки наскального изобразительного искусства у европейцев, как предполагалось ранее, а создавали свои наскальные изображения в то же время независимо от них.

Развитую материальную культуру древних обитателей острова Сулавеси подтверждают и находки украшений из клыков и костей животных, свойственных фауне только этого региона.

Юлли Улетова


Источник: nplus1.ru