Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Наскальное изображение свиньи оказалось новым древнейшим рисунком животного
Наскальный рисунок свиньи, найденный в карстовой пещере на индонезийском острове Сулавеси, оказался древнейшим в мире изображением животного. Ученые с помощью уран-ториевого датирования определили, что рисунок был создан 45,5 тысячи лет назад — на полторы тысячи лет раньше, чем рисунок, считавшийся самым древним раньше, говорится в статье, опубликованной в Science Advances.
Самому раннему рисунку в истории человечества 73 тысячи лет. Это нарисованные охрой пересекающиеся линии, похожие на хештэг — рисунок нашли в 2011 году в ЮАР. Однако фигуративная (то есть, предметная, а не абстрактная) живопись появилась намного позже. В карстовых пещерах индонезийского острова Сулавеси ученые обнаружили древнейшие из сохранившихся фигуративные наскальные изображения в мире. Так, В 2019 году группа ученых из Австралии и Индонезии под руководством австралийского археолога Максима Оберта (Maxime Aubert) из Университета Гриффита нашла в одной из пещер острова — в пещере Леанг Булу Сипонг 4 — крупное наскальное панно со сценой охоты. Его датировали с помощью уран-ториевого метода и установили, что оно было создано 43,9 тысячи лет назад. Однако теперь Оберт и его коллеги перекрыли собственный рекорд. Они провели датировку недавно обнаруженных в пещерах на том же Сулавеси наскальных рисунков и обнаружили еще более ранние изображения.
Индонезийский остров Сулавеси имеет долгую документально подтвержденную историю проживания людей. Наиболее ранние находки — каменные орудия, обнаруженные в 2009 году в деревне Талепу на юге острова, датируются эпохой от 194 до 118 тысяч лет назад и могут относиться к времени первоначальной колонизации Сулавеси еще не идентифицированными архаичными гоминидами. Люди современного вида (неоантропы) появились на этих островах, вероятно, от 73 до 63 тысяч лет назад.
Сеть карстовых пещер в Марос-Пангкепе на юго-западе Сулавеси известна с 1950-х годов. На сегодняшний день здесь открыто около 300 пещер и гротов с наскальными изображениями. Исследования продолжаются, и каждый год специалисты обнаруживают все новые рисунки. На основании научного датирования, а также последовательности наложения древних рисунков они выделяют два хронологически различных стиля изображений.
Древнейшие люди использовали "трафареты" из собственных ладоней и изображали известных им, а также фантазийных животных. Чаще всего рисунки были выполнены в одном цвете — красном/темно-красном. Очертания животных художники обычно заполняли штриховкой.
Наиболее заметные рисунки животных, по мнению ученых, представляют собой изображения крупнейших эндемичных наземных млекопитающих острова: свиней (Suidae) и карликовых быков аноа (Bubalus sp.). При этом первые доминируют — на них приходится 81,1 процента из всех изображений животных. А среди свиней особенно популярен образ целебесской свиньи (Sus celebensis), которая и сейчас распространена на Сулавеси и ближайших островках.
В 2017 году на дальней стене известняковой пещеры Леанг Тедонгнге в долине на границе карстовых районов Марос и Пангкеп были обнаружены четыре новых рисунка диких свиней. Из них лишь один сохранился хорошо, а четвертый был практически стерт из-за расслоения поверхности, но тоже, вероятно, изображал похожее животное. Исследователи предположили, что три (а возможно, и все четыре) фигуры составляли единую картину, где художники пытались изобразить какую-то сценку из жизни хорошо знакомых им животных.
Годом позже на потолке другой пещеры, Леанг Балангаджайя 1, в южной части Мароса был открыт рисунок свиньи большого размера — 187?110 сантиметров. Здесь также рядом с сохранившимся рисунком были замечены следы по крайней мере еще двух, но их очень плохая сохранность не позволила ученым в дальнейшем их учитывать.
Все рисунки были выполнены красным и темно-красным цветом, это были контуры тела животного в профиль, заполненные внутри длинными линиями и штрихами. Для этого использовалась охра — минеральный пигмент природного происхождения. Замечено, что доисторические художники не вырисовали первичные половые признаки, но могли изобразить вторичные. В обоих случаях изображения животных были дополнительно украшены «отпечатками» рук — растопыренную ладонь прижимали к поверхности и закрашивали участок вокруг нее.
Для датировки изображений ученые использовали уран-ториевый метод. Этому типу изотопного анализа они подвергли спелеотемы, карбонатно-кальциевые натеки, которые образовались поверх рисунков, то есть позже их создания. В известняковых пещерах Сулавеси такие натеки выглядят как очень маленькие окаменевшие капли или выпуклые бляшки, которые несложно удалить со стены пещеры. Специальное оборудование позволяет получить для исследования образцы менее 1 миллиметра с последовательных слоев натека, датировав каждый из них.
В первой пещере специалисты взяли одну из таких «капель» с заднего копыта свиньи. После удаления спелеотема оказалось, что слой пигмента находится между слоями кальцитового отложения. В другой пещере было получено два образца натеков — с изображения свиньи и с «отпечатка» ладони, сделанного поверх рисунка животного. Образцы позволили получить диапазон дат, когда могли быть сделаны эти рисунки.
В первом случае оказалось, что свинью нарисовали самое позднее 45,5 тысячи лет назад. Возможно, и три фигуры рядом, составляя одно групповое изображение, относятся к тому же времени. Возраст рисунка свиньи и более позднего «отпечатка» ладони из другой пещеры, согласно анализам, от 73,4 до 32 тысяч лет назад.
Кроме этих данных, исследователям удалось определить вид изображенных в пещерах Леанг Тедонгнге и Леанг Балангаджайя свиней. Несмотря на то, что рисунки не слишком детальны, все же два отличительных признака целебесской свиньи они смогли передать. На макушке и затылке этого животного расположен короткий гребень из темных щетинок — на наскальном изображении они нарисованы рядом коротких пунктирных линий. А морда целебесской свиньи украшена тремя парами бородавок. Доисторический художник изобразил их двумя заметными роговидными выступами в верхней части головы. Может показаться, что это уши, однако у S. Celebensis они расположены по сторонам черепа.
В то же время на рисунках свиней из Леанг Тедонгнге ученые заметили неизвестную пока анатомическую особенность — два сосковидных отростка в нижней части головы или на шее. Изображением клыков это быть не может, потому что у целебесской свиньи они направлены вверх. Как отметили в статье исследователи, это предмет дальнейшего изучения.
Датировка изображения дикой свиньи в пещере Леанг Тедонгнге отодвигает способность людей изображать истории в рисунках еще почти на 2 тысячи лет назад. Кроме того, его можно считать самым ранним известным датированным произведением искусства Сулавеси, а также самым древним известным признаком присутствия человека современного типа на острове, а возможно и во всем регионе. Поскольку, как уже отмечалось, этот рисунок мог быть частью целой композиции из трех (или даже четырех) животных, то пальма первенства в изображении истории на стенах пещеры переходит к Леанг Тедонгнге. А если интерпретация морфологических признаков эндемичного животного Сулавеси верна, то рисунки в Леанг Тедонгнге — еще и древнейшее в мире из сохранившихся репрезентативных изображений животных.
Если принять во внимание, что похожие изображения животных и ладоней на стенах древних пещер Европы (Эль-Кастильо, Шове или Альтамиры) также были оставлены людьми 40-22 тысячи лет назад, то подтверждается более раннее важное наблюдение Оберта и его коллег по изучению наскальной живописи пещер Сулавеси. Древнейшие художники региона не заимствовали традиции и навыки наскального изобразительного искусства у европейцев, как предполагалось ранее, а создавали свои наскальные изображения в то же время независимо от них.
Развитую материальную культуру древних обитателей острова Сулавеси подтверждают и находки украшений из клыков и костей животных, свойственных фауне только этого региона.