Если бы шестьдесят лет назад вы спросили океанографа «Есть ли жизнь в абиссали, где упокоился Титаник?», вам единодушно ответили бы, что там негостеприимная безжизненная пустота, обремененная огромным давлением в 380 атмосфер (в 380 раз выше, чем на поверхности), вечной темнотой при температуре, приближенной к точке замерзания воды. Теперь же нам известно, как сильно заблуждались ученые.
Когда в конце 1980-х приступили к исследованию места крушения «Титаника», биологи не рассчитывали на полноценную и насыщенную работу. Но экосистема области кораблекрушения преподнесла приятный сюрприз: как выяснилось, останки «Титаника» представляют собой уникальную активную среду обитания, которую населяют 24 вида живых организмов – кораллы, слепые крабы и полупрозрачные глубоководные макрурусы (рыбы-гренадеры) метровой длины. Они адаптировались к непроглядной тьме, холодной атлантической воде и высокому давлению благодаря плавательному пузырю, заполненному не воздухом, а жировой жидкостью. Он уравновешивает их собственное давление с наружным и не меняет объема при перепаде.
Обросшие коррозией руины «Титаника» являются своего рода абиссальным рифом – концентрацией питательных веществ для немногочисленных обитателей глубин. Появление источника пищи, коим послужила органика затонувшего еще нового лайнера, помогла развиться целой экосистеме за 80-летний период. Биологи рассматривают обломки «Титаника» как временной ориентир, помогающий определить темп роста живых организмов, например, кораллов, ареал обитания которых сосредоточен на остове парохода. Теперь известно, что их скорость роста составляет около 0,5 метра за 80 лет. Глубоководная экосистема в районе гибели «Титаника» представляет собой настоящий кладезь новых открытий для биологов.
С геологической точки зрения североатлантический рельеф в районе крушения также вызывает особый интерес. С юга носовую и кормовую части окружают фораминиферовые (биогенные известковые осадки) иловые «барханы», образованные подводными течениями, достаточно сильными – скоростью около двух узлов, чтобы смещать с курса и закручивать телеуправляемые аппараты. Ученые не могут объяснить их природу возникновения и «вихревой» характер.