Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2021-01-06 12:08

5 января 1956 года к берегам Антарктиды доставлена первая советская комплексная Антарктическая экспедиция.

Дизель-электроход «Обь» пришвартовался к припаю в бухте Фарр, состоялась первая высадка на антарктический берег группы под руководством А.М. Гусева и П.А. Шумского

Основными задачами Первой комплексной антарктической экспедиции были организация береговой (главной) базы - южно-полярной обсерватории Мирный; рекогносцировка и выбор места для создания внутриматериковых станций Восток и Советская, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод.

Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов) участвовало 425 человек, из них на зимовку осталось 92 человека, сезонный состав включал 83 человека, морская часть экспедиции - 48 человек, экипажи судов - 202 человека.

Материковая часть экспедиции состояла из следующих отрядов: аэрометеорологического (9 человек, начальник Г.М.Таубер), геофизического (5 человек, начальник П.К.Сенько), геолого-географического (9 человек, начальник Е.С. Короткевич), аэрофотограмметрического (3 человека, начальник М.Г.Бурлаченко), радиоотряда (7 человек, начальник И.М.Магницкий), авиационного отряда (21 человек, начальник И.И.Черевичный) и вспомогательного персонала. Начальниками созданных на материке станций были М.М.Сомов (Мирный), А.М.Гусев и Н.П.Русин (Пионерская), П.Д.Целищев (Оазис).

В морскую часть экспедиции входили семь отрядов: аэрометеорологический (5 человек, начальник Л.Г.Соболев), гидрологический (9 человек, начальник К.В.Морошкин), гидрохимический (6 человек, начальник А.Н.Богоявленский), геологический (6 человек, начальник А.П.Лисицин), геофизический (5 человек, начальник А.Г.Гайанов), гидрографический (5 человек, начальник И.П.Кучеров), биологический (7 человек, начальник В.А.Арсеньев).

Экспедицию возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза М.М.Сомов, он же руководил ее материковой частью. Заместителем начальника экспедиции по научной работе был доктор географических наук В.Г.Корт, который одновременно руководил и морской частью экспедиции.

Флагманом антарктической экспедиции являлся дизель-электроход «Обь» (капитан И.А.Ман), специально переоборудованный под экспедиционное судно. В свой первый рейс дизель-электроход вышел из Калининградского порта 30 ноября 1955 г.

5 января д/э «Обь» подошел к берегам Антарктиды и пришвартовался к краю узкого припая бухты Фарр. Советские люди впервые высадились на антарктический материк. Это была группа членов экспедиции во главе с профессорами А.М.Гусевым и П.А.Шумским.

14 января наземными отрядами и с воздуха была найдена площадка для строительства первой советской научной станции на шестом континенте - обсерватории Мирный. Она представляла собой четыре скалистых выхода коренных пород на побережье моря Дейвиса к югу от острова Хасуэлл. На следующий день началась разгрузка д/э «Обь» на береговой барьер.

Кроме д/э «Обь» в экспедиции участвовали однотипный с ней д/э «Лена» (капитан А.И.Ветров) и рефрижераторное судно № 7 (капитан М.А.ЦыганРис.1. Маршрут первого рейса д/э «Обь» (1955-1956 гг.)20 ков). На этих судах в Антарктиду было доставлено 8345 т различных грузов (оборудование, снаряжение, стройматериалы, транспортные средства, продовольствие), в том числе на д/э «Обь» - 3782 т; на д/э «Лена» - 4250 т; на рефрижераторе № 7 - 313 т.

Для проведения аэрофотосъемки и воздушной разведки на материке экспедиция располагала четырьмя самолетами в лыжном и колесном варианте и двумя вертолетами МИ-4 (начальник летного отряда Герой Советского Союза И.И.Черевичный).

Основные итоги экспедиции

Кроме создания основной научной и материально-технической базы экспедиции - геофизической обсерватории Мирный Первая советская комплексная антарктическая экспедиция (КАЭ) получила следующие результаты:

1. Произведено общее географическое, геологическое, геофизическое, гляциологическое и биологическое обследование побережья Антарктиды от 76 до 111° в.д. протяженностью около 2000 км, сопровождавшееся аэромагнитной съемкой и аэрофотосъемкой.

2. Выполнен ряд разведывательных полетов вдоль побережья к востоку и западу от Мирного, а также в глубь материка. При этом, в частности, были осмотрены оазисы Бангера, Грирсона и Вестфолль, обследован район Южного геомагнитного полюса и подступы к Полюсу относительной недоступности Антарктиды, давшие первые представления об этих районах. 25 февраля 1956 г. М.М.Сомов на самолете ИЛ-12 (командир И.И.Черевичный) выполнил первый дальний рекогносцировочный полет в район Южного геомагнитного полюса. 3 марта тот же самолет совершил полет в район Полюса относительной недоступности. 6 марта летчик А.А.Каш на самолете АН-2 совершил первую посадку во внутренних районах материка (70°10 ю.ш., 95°40 в.д.), где в течение шести дней метеоролог А.М.Гусев производил регулярные метеорологические и снегомерные наблюдения.

3. Осуществлен первый санно-тракторный поход в глубь материка на расстояние 375 км от Мирного до высоты 2700 м над уровнем моря (поезд вышел из Мирного 2 апреля 1956 г.). В походе участвовало 11 человек под руководством начальника экспедиции М.М.Сомова. Поезд состоял из двух гусеничных тракторов С-80 и шести прицепных саней. На одних санях был сооружен вмещающий 10 человек балок, в котором были установлены радиостанция РСБ-70, радиокомпас, астрокомпас, телефон, связывающий балок с кабиной трактора, сейсмическая акустическая станция для измерения толщины ледникового покрова. На вторых санях половина площади была занята камбузом с газовой плитой и столом на 6 человек. Кроме того,21 на санях находились газогенераторы, запас химикатов и аэростатная лебедка. На третьих санях был холодный балок-склад со снаряжением, продовольствием и топливом. Трое саней были нагружены 30 т горючего и разборными пирамидальными знаками, которыми для последующей аэрофотосъемки маркировалась трасса через каждые 50 км.

Участники похода на протяжении всего пути проводили метеорологические, астрономические и актинометрические наблюдения.

На базе санно-гусеничного поезда в конечной точке маршрута (69°44 ю.ш., 95°30 в.д.) была создана первая советская внутриконтинентальная станция Пионерская. 27 мая 1956 г. состоялось ее официальное открытие. Первую смену полярников из четырех человек возглавил А. М. Гусев.

Создание станции Пионерской было первым шагом на пути организации советских научных исследований в глубине континента по программе МГГ.

4. 15 октября 1956 г. в центральной части оазиса Бангера на расстоянии 370 км от Мирного была организована, не предусмотренная программой МГГ, стационарная метеорологическая станция, получившая название Оазис (начальник П.Д.Целищев). Все необходимые для ее строительства грузы были доставлены на самолете из Мирного.

5. Для более детального изучения гидрометеорологического режима в районе Мирного в период с 31 июля по 3 августа 1956 г. вдоль 93 меридиана были организованы 4 временные выносные станции (ВВС), на которых проводились метеорологические и гляциологические наблюдения. Одной из них руководил геолог П.С. Воронов. В августе географ и геоморфолог А.П. Капица произвел сейсмоакустические измерения толщины льда при помощи взрывов.

6. Морская экспедиция на д/э «Обь» провела комплексные океанографические исследования в прибрежных районах Восточной Антарктиды в секторе от 91 до 162° в.д. на океанографических разрезах от островов Баллени до Новой Зеландии, через Тасманово море, от Австралии к морю Дейвиса и оттуда до Аденского залива.

В общей сложности с дизель-электрохода было выполнено 147 океанографических станций и 13 000 миль эхолотного промера. Кроме того, получены ценные материалы по геологии, гляциологии, аэрометеорологии, геомагнетизму и гравиметрии, собраны большие биологические коллекции. В результате работ в прибрежном районе между 96 и 117° в.д. установлена ошибочность обозначенных на изданных ранее картах глубин на большей части маршрута и неправильность нанесения берегового контура22 Берега Нокса и Берега Сабрина. В районе Мирного на карту было положено 25 новых островов и скал.

Выполненные с судов работы положили начало развернутому гидрографическому обследованию побережья ледяного континента.

7. Первая КАЭ заложила основы деловых и дружеских контактов со своими иностранными коллегами. Во время ее работы осуществлялась связь по радио с французскими и американскими станциями, был установлен регулярный обмен метеоданными, осуществлялись научные консультации по ряду вопросов. 30 января 1956 г. строящийся поселок Мирный посетили участники австралийской экспедиции во главе с Ф. Лоу


Источник: www.polarpost.ru