Узнать, что такое настоящая дикая природа. Увидеть белух.
На Шпицберген стоит прилететь, чтобы прочувствовать, запечатлеть, посмотреть, прикоснуться ко всему, что связано с понятием «Дикая природа»!
Чтобы расставить все точки над i, начнём с определения дикой природы.
Дикая природа — экологический термин для обозначения природы в естественном состоянии, ненарушенной хозяйственной деятельностью человека; нетронутых человеком участков природы и в значительной степени неконтролируемых им, где поддерживается местное биоразнообразие, экосистемные процессы и имеется малоизменённая человеком неживая природа (скалы, горы, водоёмы и т. д.)…
… Участки дикой природы способны выдерживать несущественное и неагрессивное человеческое влияние до той степени, пока природные процессы продолжают эволюционировать.
Так вот, архипелаг Шпицберген, один из совсем немногочисленных регионов в мире, в Арктике, в Европе, который более чем, попадает под это определение.
И собственно, Договор о Шпицбергене в 1920 году появился во многом именно по причине того, что ряд стран, и в первую очередь Норвегия, были обеспокоены абсолютно бесконтрольным, бессистемным и местами варварским освоением Шпицбергена.
И именно поэтому, уже сто лет ПРИРОДА, ЭКОЛОГИЯ стоят на Шпицбергене во главе угла. И человеческая деятельность, а точнее антропогенное воздействие на уникальную и очень ранимую арктическую экосистему, максимально контролируется и регламентируется.
Урон природе, который был нанесен природе Шпицбергена в первые периоды освоения (в 17 веке, затем в 18, и далее в 20-м) достаточно велик. Но с последствиями хозяйственной деятельности человечества в 17-18 веках (варварский китобойный промысел) природа справилась сама за последующие двести лет.
А вот с «Эпохой освоения» начала 20-го века, природе самой уже не справиться. Тем более, что в период с 20-х годов 20-го столетия до начала семидесятых, со стороны советских граждан, работающих на Шпицбергене варварский подход к «освоению» был безудержен.
Впрочем, в тот период и норвежские шахтеры ещё не были достаточно аккуратны по отношению к природе Арктики.
В 70-х годах норвежское государство начало одновременно весьма жестко регламентировать хозяйственную деятельность на архипелаге и параллельно всё большую часть территорий выводить из хозяйственной деятельности по добыче угля и геологических исследований в виде агрессивной геологоразведки полезных ископаемых, посредством создания ООПТ (особо-охраняемых природных территорий).
Именно с 70-х годов начало регламентироваться практически всё: охота и пресноводная рыбалка, депонирование мусора, ведение изыскательских и ремонтно-строительных работ, передвижение по тундре на моторизированном транспорте, создание складов с взрывоопасными веществами и топливных складов, породные отвалы и многое-многое другое.
Параллельно шло создание ООПТ. Нац.парки, природные заповедники, птичьи заповедники, исторические и природные памятники…
«Закручивание гаек» в природоохранном законодательстве вызывало большое количество протестов. В первую очередь со стороны СССР, который обвинял в каждом случае Норвегию в нарушении Договора о Шпицбергене и ущемлению прав Треста «Арктикуголь» на ведение хозяйственной деятельности.
Но, Контора Губернатора Шпицбергена была непреклонна и продолжала системно свою природоохранную деятельность. При этом, не разделяя хозяйствующих субъектов по национальному признаку. И норвежскому угольному концерну доставалось в случае нарушений едва ли не больше, чем советскому тресту.
… С 90-х годов прошлого столетия Норвегия кардинально, на уровне государственной политики, изменила отношение к вопросам природоохраны. Кардинально настолько, что в 90-е только зарождающиеся «зеленые» в Норвегии уже были общественно-политическим движением и с весьма радикальными взглядами и поступками. Но жесткая и уверенная, а главное последовательная, политика норвежского государства по отношению к природоохране достаточно быстро смогла повлиять на воспитание и культуру рядовых норвежцев.
Целой нации потребовалось менее 20 лет для того, чтобы не только переосмыслить отношение к природе, как к будущему и настоящему своей страны, но и стать одной из самых дружелюбных по отношению к природе наций.
Резюмируем историю и итоги природоохраны на Шпицбергене.
1. В 2001 году появился свой, отдельный Закон о природоохране Шпицбергена, который продолжает редактироваться и обрастать постоянно дополнительными актами и предписаниями. Ратифицирован он был в 2002 году, а писать его начали ещё в 1994 (!).
2. 98% суши архипелага Шпицберген представляет собой территорию, сохранившую свою первозданность.
3. 65% территории суши архипелага имеют статус ООПТ (особо-охраняемых природных территорий). И 82% общей территории вместе с прибрежной природоохранной зоной.
И именно это позволяет Шпицбергену громко и часто заявлять, что архипелаг является последним уголком дикой природы в Европе!
Конечно, человечество наследило весьма сильно в местах и окрестностях угольных рудников. И если гулять именно в окрестностях, неподалеку от наших поселков, то увы, чего только можно не увидеть…И сами поселки сегодня, и наши, российские, и норвежский Лонгьир далеки пока от идеала.
Но! За пределами поселков, природа остается дикой и первозданной.
А следы «человеческой деятельности эпохи освоения» мы старательно и последовательно убираем за своими предшественниками, отдавая дань уважения и дружбы к природе Арктики.
И последовательно, шаг за шагом, постоянно, системно приводим поселки в порядок!
Ну, а фотографии и видео в подборке посвящены китам-белухам.
Которых у нас много, которые нас всегда радуют, которых можно очень часто увидеть в летних путешествиях по Шпицбергену с июня по сентябрь
Все фото наши, местные, реальные! Фото белух на фоне каяков (или каяков на фоне белух) тоже не компиляция и не фотошоп, а сделаны прямо в окрестностях Баренцбурга.
Согласитесь, что белухи, и в целом, Дикая природа Арктики – весомый повод прилететь на Шпицберген?