Рис. 1. Реконструкция саратовского птеранодонтида. Как и другие представители этого семейства, он гордо носил на голове эффектный гребень. На волнах покачиваются птицы, близкие к американским ихтиорнисам (Ichthyornithes). Их остатки изредка встречаются в отложениях кампанского яруса в США. Возможно, они будут найдены и в Поволжье. Рисунок Андрея Атучина из обсуждаемой статьи в Geological Magazine
В конце мелового периода на месте волжских степей располагалось мелкое море. Здесь обитали животные, поразительно похожие на хорошо изученную американскую фауну: такие же мозазавры, морские черепахи, птицы. Новые находки увеличили этот список: оказалось, что в Поволжье водились и птерозавры из семейства птеранодонтид, яркой отличительной особенностью которых являются крупные гребни на голове. Ранее представителей птеранодонтид находили в основном в Северной Америке.
Степные балки на границе Волгоградской и Саратовской областей уже более ста лет приносят интересный палеонтологический материал. Там находят остатки разнообразных морских животных конца мелового периода (кампанский и маастрихтский века, 83–66 миллионов лет назад). В те времена уровень океана был выше современного на десятки метров (в отдельные моменты — на 200–250 метров), поэтому значительная часть Поволжья (как и всей Европы) была покрыта мелководными морями.
Рис. 2. Европа 75 миллионов лет назад. Как видно, из-за поднятия уровня Мирового океана почти вся территория современной Европы была затоплена. Большой участок суши над профилем Великобритании — Гренландия, в левом верхнем углу — северо-восточная часть Северной Америки. Карта с сайта deeptimemaps.com
Одно из местонахождений в Лысогорском районе Саратовской области последние три года масштабно раскапывается с использованием механизированной расчистки. Техника снимает пустые, не содержащие костных остатков слои песка мощностью около двух метров, и вскрывает зеленоватые костеносные пески с прослоями фосфоритов. Их разбирают уже вручную, с помощью студентов.
Половина находок принадлежит крупным черепахам, близким к североамериканским Protostega gigas. Реже встречаются кости мозазавров, в том числе хорошо сохранившиеся фрагменты черепов Clidastes propython, прежде известных исключительно по находкам в меловых отложениях США. Попадаются и огромные, размером с футбольный мяч, позвонки длинношеих эласмозавров. В других местонахождениях региона найдены зубастые птицы гесперорнисы, схожие с американскими.
Находки вполне очевидно демонстрируют, что крупная морская фауна мезозоя имела сравнительно небольшое видовое разнообразие и отличалась большим ареалом, как и современные китообразные. Можно предположить, что морские рептилии точно так же мигрировали по всей планете и заселяли любые подходящие бассейны. Гесперорнисы, по мнению палеонтолога Л. А. Несова, также могли использовать попутные течения для миграций. Стоит отметить, что Атлантика в те времена была еще узкой и мелководной, и гесперорнисы вполне могли ее преодолевать.
Своеобразным исключением в картине сходства фаун до недавнего времени были летающие рептилии.
В Саратовской области изредка находили остатки птерозавров. В 2008 году их описали как новый род волгадрако (Volgadraco bogolubovi, см. картинку дня Волжские драконы) и выключили в семейство аждархид — крупных птерозавров, которые обитали почти по всей планете. В Северной Америке обычно встречаются остатки другого семейства птерозавров — птеранодонтид; аждархид там тоже находят, но в гораздо меньшем количестве, и они не попадаются в одних местонахождениях с птеранодонтидами. К птеранодонтидам, например, относятся знаменитые птеранодоны, которые прекрасно изучены благодаря находкам из Канзаса. По образу жизни они, вероятно, напоминали альбатросов и буревестников, большую часть времени проводя в воздухе. Питались они рыбой и, как аждархиды, были беззубыми. Главное внешнее отличие птеранодонов от аждархид — эффектные крупные гребни на голове.
Масштабные раскопки под Саратовом изменили представление о составе птерозавровой фауны позднемелового Поволжья: среди последних находок оказались кости птеранодонтид. Их описание вышло в журнале Geological Magazine.
Всего найдено около десяти костей, владельцев которых после тщательного изучения отнесли к птеранодонтидам. Авторы статьи обосновывают этот вывод тем, что некоторые из найденных костей оказались идентичны остаткам птеранодонтид из Северной Америки. Среди таких костей были полное бедро и полная синкарпалия (кость передней конечности). Эта синкарпалия, кроме того, оказалась самой крупной из всех известных на сегодняшний день.
Саратовские птеранодоны, как и североамериканские, были очень крупными животными. Сопоставление разрозненных костей с более полными остатками из США позволило вычислить размеры двух саратовских особей. Согласно получившимся оценкам, одна из них имела размах крыльев около пяти метров, другая — около 6,5 метров.
Рис. 3. Сравнение саратовского птеранодонтида и человека. Рисунок из обсуждаемой статьи в Geological Magazine
После открытия саратовских птеранодонтид стало понятно, что волгадрако может быть не аждархидом, а птеранодонтидом. Скорее всего, по мнению авторов обсуждаемой статьи, так и есть. Но для окончательного суждения необходимы новые находки. Если это действительно окажется так, то волгадрако станет третьим родом птеранодонтид в дополнение к американскому птеранодону (Pteranodon, в состав этого рода включают два вида: P. sternbergi и P. longiceps) и тетидрако из Марокко (Tethydraco regalis).
Но уже сейчас находки в Саратовской области разрушают палеонтологический «стереотип», что птеранодонтиды, в отличие от космополитичных аждархид, имели небольшой ареал. Пришлось пересмотреть и находки в других регионах. Ранее все плохо определимые и разрозненные остатки позднемеловых птерозавров, найденные за пределами США, по умолчанию считались аждархидами. Оказалось, что к птеранодонтидам, вероятно, принадлежат кости из Японии, Венгрии, Великобритании и Киргизии.
Открытие подтвердило, что в конце мелового периода в разных регионах Северного полушария фауна была весьма сходна, а также серьезно расширило ареал птеранодонтид. Еще одним важным следствием из него стал неожиданный вывод о большом разнообразии птерозавров в Поволжье, поскольку не все кости птерозавров, найденные в Лысогорском районе, принадлежат птеранодонтидам, — некоторые из них точно определяются как кости аждархид.
Картина складывается необычная. Дело в том, что во второй половине мелового периода разнообразие птерозавров сильно упало. Судя по имеющимся находкам, в конкретном регионе обычно присутствовал один род птерозавров (аждархид или птеранодонтид). Поэтому пока Лысогорское местонахождение становится исключением: там одновременно жили представители двух семейств птерозавров. Благодаря этому, сейчас Поволжье можно считать регионом, где разнообразие позднемеловых птерозавров было максимальным. Дальнейшие, крайне необходимые, раскопки безусловно позволят уточнить эту необычную ситуацию.
Источник: Alexander O. Averianov and Maxim S. Arkhangelsky. A large pteranodontid pterosaur from the Late Cretaceous of Eastern Europe // Geological Magazine. 2020. DOI: 10.1017/S0016756820001119.
Антон Нелихов