Ровно полвека назад, 15 декабря 1970 года, отечественная автоматическая станция «Венера-7» совершила первую в истории мягкую посадку на поверхность соседней к Земле планеты Венера и отправила с неё назад радиосигналы. К юбилею «Роскосмос» опубликовал ряд рассекреченных материалов, посвящённых той миссии.
«Венера-7» стала важным итогом десятилетия работы, начатой в ОКБ-1 главным конструктором Сергеем Королёвым и продолженной на Машиностроительном заводе имени С. А. Лавочкина под руководством Георгия Бабакина. Среди опубликованных документов — заключение экспертной комиссии, техническое задание, проекты сообщений ТАСС о запуске станций, итоги выполнения плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также приказы министра общего машиностроения, протоколы заседаний и совещаний, письма учёному секретарю, заключение рабочей группы Междуведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям. Со всем этим можно ознакомиться на особой странице.
«Венера-7» стартовала 12 августа 1970 года и 15 декабря того же года спускаемый аппарат миссии вошёл в атмосферу планеты, во время аэродинамического торможения снизил скорость с 11,5 км/с до 200 м/с, достигнув расчётных перегрузок в 350 единиц — дальнейшее движение осуществлялось на парашюте из термостойкой ткани. Наземные средства связи принимали радиосигналы со спускаемого аппарата в течение 53 минут — с момента окончания плазменного участка спуска, и в том числе тогда, когда он опустился на поверхность. При входе в атмосферу отказал телеметрический коммутатор, и станция передавала информацию лишь об окружающей температуре.
По времени снижения спускаемого аппарата в атмосфере, длине траектории спуска, скорости и характеру изменения передаваемых с него данных учёным удалось составить профиль соответствия окружающей температуры высоте до поверхности планеты. Прежние представления о газовой оболочке Венеры оказались ошибочными. Полёт зонда помог установить состояние атмосферы планеты: на поверхности в месте посадки спускаемого аппарата была зафиксирована температура в 475±20 °С, а давление — 90±15 атмосфер.
По допплеровскому сдвигу радиосигнала, шедшего от спускаемого аппарата до Земли, удалось оценить качество поверхности, на которую села станция. Небольшая глубина, на которую спускаемый аппарат зарылся в почву после падения в результате преждевременного отстрела парашютных строп указывал, что венерианский грунт напоминает что-то среднее между песком и вулканическим туфом. Миссия «Венеры-7» стала важным достижением отечественных учёных и стала новой вехой в исследовании ближайшей к земле планеты.
Кстати, первая попытка достичь Венеры была предпринята ещё 12 февраля 1961 года: с Байконура ушла в полёт межпланетная станция «Венера-1», разработанная в ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королёва, подразделение «Роскосмоса») под руководством Сергея Королёва. Но удалившись от Земли на 23 млн км через две недели космический аппарат перестал отвечать — последние сигналы от него были получены 27 февраля, причём на тот момент это был рекорд дальней космической связи.
Последующие миссии были отправлены к Утренней Звезде (так иногда называют Венеру из-за того, что она появляется на небе незадолго до восхода) в ноябре 1965 года с разницей в четыре дня: «Венера-2» и «Венера-3» оснащались аппаратурой для передачи изображений и исследования основных параметров атмосферы и поверхности планеты. 27 февраля 1966 года «Венера-2» прошла от цели на расстоянии 24 тыс. км, а «Венера-3» даже попала в неё, доставив 1 марта того же года на поверхность второй планеты Солнечной системы вымпел с изображением герба СССР. Задачи полёта в полном объёме выполнены не были вследствие отказа ряда систем, но в ходе миссии на Землю была передана ценная информация о межпланетном пространстве.
Следующим этапом стала «Венера-4», стартовавшая 12 июня 1967 года. Эта станция была сделана по старым чертежам, но уже на новом предприятии: в 1965 году ОКБ-1 передало тематику лунных и межпланетных зондов Машиностроительному заводу имени С. А. Лавочкина, где была качественно изменена система терморегулирования орбитального аппарата и полностью переработан спускаемый аппарат. 18 октября 1967 года спускаемый аппарат межпланетной станции вошёл в верхние слои венерианской атмосферы и совершил полуторачасовой спуск на парашюте, ведя передачу информации о плотности, химическом составе, давлении и температуре газов. По мере его погружения газовый океан Венеры становился всё горячее и плотнее. На отметке 270° С и 18 атмосфер оболочка лопнула, и спускаемый аппарат разрушился. Сообщения зонда показали, что атмосфера Венеры гораздо плотнее и горячее, чем представлялось до той поры учёным.
Спускаемые аппараты миссий «Венера-5» и «Венера-6», запущенные к планете в январе 1969 года, были усилены, но они тоже не смогли преодолеть атмосферу, ограничившись передачей данных о её химическом составе и температуре в широком диапазоне высот. Анализ показал, что для посадки на Венеру аппарат должен иметь прочность батискафа и выдерживать давление в шесть раз выше заложенного прежней конструкцией.
Эти требования были учтены при создании «Венеры-7»: корпус был изготовлен из титанового сплава и рассчитан на давление до 180 атмосфер и перегрузку более 300 единиц. Внутри размещалась измерительная аппаратура, источники электропитания и система терморегулирования. Улучшенная теплоизоляция позволяла спускаемому аппарату активно функционировать на поверхности планеты — при максимальном давлении и внешней температуре до 530°С — в течение не менее 30 минут.