Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-12-05 14:12

Планы Норвегии в Арктике: модернизация России, амбиции Китая, стратегия США

Министерство иностранных дел Норвегии опубликовало новый стратегический документ арктической внешней и внутренней политики государства под названием «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике». По форме это отчет, адресованный норвежскому Стортингу с периодом 2020?2021 годов. 27 ноября 2020 года отчет «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике» представила премьер-министр этой страны Эрна Сульберг.

Отчет «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике»

Многостраничный документ из 189 страниц «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике» — это не только государственное руководство, но одновременно и настоящий справочник не только о планах Норвегии в отношении Севера и Арктики, но и о текущем состоянии дел по многим аспектам. Чтобы указать на содержательный масштаб этого документа только перечислим рассматриваемые темы по разделам — всего их восемь:

— общие цели;

— норвежская внешняя политика и политика безопасности на севере (в нем, в том числе среди прочего, подразделы об отношениях с НАТО, США, Россией, Северными странами, по Баренц-сотрудничеству, ЕС, Китаем, коренными народами, по изменению климата);

— социальное развитие на Севере;

— бизнес и компетентность (здесь об экономике и экономической политике);

— инфраструктура, транспорт и коммуникации;

— социальная политика;

— финансы и управление.

Общие цели норвежской политики на Крайнем Севере и в Арктике — это отстаивать интересы страны через сильную, динамичную и компетентную Северную Норвегию.

В документе указано, что политика правительства Норвегии в отношении Крайнего Севера и Арктики является долгосрочной и продолжает аналогичную стратегию, принятую в двух предыдущих отчетах по Крайнему Северу — «Возможности и вызовы» (2005?2006) и «Видения и инструменты» (2011?2012). Нынешний отчет — «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике» ориентируется на основные направления правительственного отчета «Северный мир» (2014) и Стратегии правительства в отношении Крайнего Севера (2017). Отчет также адаптирован к новым факторам, в частности к новым вызовам политики безопасности после 2014 года. Настоящий отчет не затрагивает политики норвежского правительства на Шпицбергене (Свальбарде). Ранее эта политика представлена в отдельном отчете по Свальбарду (2015?2016).

Прежде всего о принятых в норвежском отчете основных понятиях:

— Арктика в этом отчете определяется, как море и суша между Северным полюсом и полярным кругом;

— под «Крайним Севером» в отчете понимаются трансграничные северные территории — это суша и море: от Сер-Халогаланда в южной точке в Норвегии до Гренландского моря на западе и до Печорского моря на востоке, т. е. по меридиональной линии на север от Уральского хребта. Концепция «Крайнего Севера», в частности, связана с защитой норвежских интересов посредством различных инициатив и трансграничного сотрудничества в Северном Калотте (северной части Фенноскандии) и в Баренцевом регионе;

— понятие «Северная Норвегия» — традиционно самая северная часть Норвегии не называется «Арктикой». В настоящее время установилась практика называть «Северную Норвегию» частью как Арктики, так и Крайнего Севера. В то же время, указывается в отчете, климатические условия в Северной Норвегии значительно отличаются от других частей Арктики из-за Гольфстрима, в том числе как по температуре, так и по ледовой обстановке.

Теперь об особенностях народонаселения. Девять процентов населения Норвегии живет на севере страны, т. е. в т. н. «Северной Норвегии». В этом аспекте, указывается в отчете, Норвегия является самой северной страной в мире, поскольку самая значительная в процентном отношении часть ее населения живет к северу от полярного круга. Этот северный регион страны составляет 35% материковой части Норвегии.

На Северную Норвегию влияет общий глобальный тренд урбанизации. Кроме того, постепенно падает рождаемость. С начала 1970-х годов население Северной Норвегии сократилось. При этом, по общему признанию, в регионе наблюдался рост населения, но потом в Северной Норвегии в 2019 году произошло чистое сокращение населения. Теперь выяснилось, что рост населения в Северной Норвегии в предшествующий период обеспечивала миграция.

Среднее по стране количество работающих на одного пенсионера в настоящее время составляет 3,5, а в Северной Норвегии — 3,1. Статистические прогнозы показывают, что количество работников на одного пенсионера в Северной Норвегии может упасть до 1,9 в 2040 году.

В отчете указывается, что Арктика почти без исключения состоит из бесспорных национальных территорий, а также некоторых морских районов за пределами национальной юрисдикции. Для региона характерна готовность к мирному сотрудничеству и разрешению спорных вопросов в соответствии с принципами международного права.

В соответствии с Конвенцией по морскому праву, Норвегия имеет суверенные права на двухсотмильную морскую зону. В 1976 году Норвегия создала экономическую зону на расстоянии до 200 морских миль от материковой части Норвегии. В соответствии с Законом об экономической зоне 1976 года, в 1977 году была создана зона защиты рыболовства вокруг Шпицбергена. В 1980 году была создана рыболовная зона арктического острова Ян-Майена.

Континентальный шельф простирается по крайней мере до 200-мильных зон от материковой Норвегии, Шпицбергена и острова Ян-Майнен. К северу от Шпицбергена шельф также простирается до предела 200 морских миль. Комиссия по континентальному шельфу ООН подтвердила это своей рекомендацией в 2009 году.

Норвегия осуществляет суверенные права на континентальном шельфе с целью его исследования и освоения природных ресурсов. Никто не может разрабатывать месторождения нефти и полезных ископаемых на норвежском континентальном шельфе без согласия Норвегии.

На Крайнем Севере Норвегия имеет соглашения о делимитации границ с Исландией, Данией (Гренландия) и Россией.

* * *

Из широкого набора тем в отчете «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике» выберем для обзора самое интересное для нас — это политика безопасности Норвегии.

Примечательно, что политика безопасности Норвегии затрагивает несколько тем, некоторые из которых выглядят внове:

  1. собственно традиционная политика безопасности, затрагивающая геополитику, стратегии, военные вопросы, оценку военно-политических союзников и противников и т. д.;
  2. коренные народы (!);
  3. изменение климата и состояния окружающей среды (!);
  4. культурная среда и культурные ландшафты, комплексное управление норвежским языком (!).

Из этого перечня дальше рассмотрим традиционную политику безопасности и такую относительно новую тему для угрозы национальной безопасности, как климатические изменения.

В отчете указано, что изменение климата в виде таяния льда в Северном Ледовитом океане означает, что северные береговые линии России, Канады и Соединенных Штатов постепенно теряют часть естественной защиты, которую до недавнего времени им давали ледовые поля.

Таяние льда также открывает возможности для расширения коммерческой деятельности в Арктике. Масштабы этой деятельности должны постоянно оцениваться государством. Констатируется: не факт, что возможное значительное увеличение коммерческой активности в Арктике само по себе отрицательно сказывается на политике безопасности и военной обстановки в регионе.

Как ожидается, из-за изменения климата средняя температура в Норвегии увеличится больше, чем в среднем в мире. В северной Норвегии потепление будет еще выше. В некоторых частях Финнмарка к 2100 году может быть потепление более чем на шесть градусов по сравнению с периодом 1971?2000 годов. На Шпицбергене повышение температуры за тот же период может достигать десяти градусов. На Шпицбергене потепление грозит увеличением случаев оползней и таяния вечной мерзлоты.

На страны Арктики приходится 10% глобальных выбросов углеродной сажи, но это вызывает до 30% эффекта потепления от углеродной сажи в Арктике.

Таким образом, Северная Норвегия сможет испытать на себе более серьезные последствия изменения климата, чем остальная часть страны. Это создает риск для экономики сейчас и в будущем.

Дальше продолжим о классических проблемах безопасности Норвегии.

В отчете 2020 года признается, что после 2011 года — времени предшествующего отчета, геополитическая ситуация становится все более «требовательной» к Норвегии. Крайний Север остается важнейшей стратегической зоной ответственности страны.

Глобальные тенденции влияют на события на Крайнем Севере, и последние годы показали, насколько неожиданные факторы могут повлиять на ситуацию. Развитие может привести к изменению оценок угроз и, следовательно, военно-стратегических диспозиций.

Норвегия столкнулась с гораздо более сложной внешней политикой и ситуацией в области безопасности, чем в 2011 году. Международная политика в большей степени характеризуется соперничеством между великими державами, усилением национализма и давлением на устоявшиеся институты сотрудничества и ценности.

По мере роста международного интереса к Арктике, растет и тенденция описывать Арктику как конфликтную зону.

Ключевой задачей норвежской политики Крайнего Севера является защита интересов норвежской внешней политики и политики безопасности на Севере.

Основной вывод в отчете: интересы Норвегии в Арктике и на Крайнем Севере необходимо отстаивать через энергичную и компетентную Северную Норвегию. Для национальной политики безопасности Норвегии имеет важное значение то, что люди живут на Севере, и чтобы их общества были сильными и крепкими.

Интересы внешней политики и безопасности Норвегии на Севере требуют «хорошего приграничного сотрудничества». В этой связи правительство Норвегии работает целенаправленно и вкладывает значительные средства в сотрудничество с соседями Норвегии на Севере — как через Арктический совет, Баренц-совет, так и через другие схемы сотрудничества, такие как Северное измерение, региональные программы ЕС на Севере и сотрудничество Северных стран, к которым относят: собственно, саму Норвегию, а также Данию, Исландию, Швецию и Финляндию. Цель политики соседства состоит в том, чтобы решать общие проблемы путем диалога и сотрудничества.

Это также относится и к приграничному сотрудничеству с областями России на Крайнем Севере. Культурное измерение является важной и неотъемлемой частью политики Крайнего Севера и способствует хорошим и открытым отношениям между народами Баренцева региона, констатируется в отчете в отношение т. н. «баренц-сотрудничества».

Однако в отчете предупреждают, что «мир, стабильность и хорошее сотрудничество нельзя воспринимать как должное». В Норвегии видят «некоторые особенности развития, которые, если их усилить, могут бросить вызов текущей ситуации». Поэтому авторы отчета делают вывод о том, что «ухудшение политики безопасности в последние годы как на региональном, так и на глобальном уровне требует сознательной и активной политики».

Основную проблему норвежцы видят в России и ее политике. В непосредственной близости от Норвегии находится Россия, «которая в последние десять лет значительно увеличила свой военный потенциал». Масштабы и сложность российских военных учений в непосредственной близости от Норвегии возрастают. Кроме того, на всем арктическом побережье восстанавливаются российские военные и гражданские базы.

«Более агрессивная позиция во внешней политике» России создает неопределенность в отношении намерений этой страны. «Хотя российские военные силы не направлены в первую очередь против Норвегии, они создают стратегический вызов для Норвегии и западного сообщества безопасности». Напряженные отношения между великими державами, между Россией и НАТО влияют на структуру северной политики Норвегии.

Важно, чтобы норвежская сторона, продолжала внимательно следить за общей геополитической ситуацией, а также за военной деятельностью.

Норвежцы не исключают того, что развитие событий или события в других частях мира могут иметь военные последствия в близких к Северу районах, что напрямую скажется на безопасности Норвегии и ее союзников. Глобальные события имеют последствия для норвежской политики безопасности и усиливают потребность в ситуационной осведомленности и знаниях.

Уровень активности на Крайнем Севере возрастает как со стороны союзников Норвегии, так и со стороны России. «Крупные и в некоторой степени новые игроки, такие как Китай, уделяют повышенное внимание своим интересам в Арктике, в том числе связанным с исследованиями и инфраструктурными проектами».

Более сложная внешняя ситуация и ситуация в области безопасности на Севере требует от норвежцев «твердой и предсказуемой линии, усиленной надежной обороной в сотрудничестве с союзниками и партнерами». Значение политики безопасности и обороны Крайнего Севера возрастает, и правительство вкладывает средства в норвежские вооруженные силы, размещенные в Северной Норвегии. Значительная часть оперативной структуры Вооруженных сил Норвегии расположена в этом регионе.

Норвегия укрепляет свое присутствие на Крайнем Севере за счет инвестиций в стратегический потенциал. Особое значение имеют для Норвегии приобретенные у США истребители F-35, патрульные морские самолеты P-8 и строящиеся в стране новые подводные лодки. Эти возможности улучшат способность норвежцев понимать ситуации и отстаивать свой суверенитет в мире и защищаться в случае войны. Некоторые из норвежских ближайших союзников также приобретают эти возможности, и это помогает укрепить способность норвежцев действовать вместе с союзниками.

Учения и тренировки союзников на Севере соответствуют норвежской политике в отношении баз, которая практикуется с тех пор, как Норвегия стала членом НАТО. Это сигнал солидарности между союзными странами. Активность и присутствие союзников, в том числе на Севере, положительны, полагают авторы отчета, потому что норвежская политика безопасности и обороны основана на поддержке Норвегии от союзных стран в кризисных и военных ситуациях.

Такая поддержка требует знания региона и того, что необходимо для действий в нем. Норвежские силы и силы союзников должны тренироваться вместе, и тренироваться в Норвегии и за ее пределами. В то же время важно, чтобы военная деятельность велась таким образом, чтобы в целом способствовала повышению безопасности и сохранения стабильности в регионе. Поэтому Норвегия стремится помочь снизить уровень напряженности за счет предсказуемости и открытости деятельности.

НАТО имеет решающее значение для безопасности Норвегии с его статьей 5-ой о коллективной обороне. С 2014 года страны-члены НАТО усилили свой общий потенциал обороны и сдерживания. Союзники по НАТО увеличили свои оборонные бюджеты. Союзники уже разработали планы для кризиса и войны, для укрепления способности командных структур проводить крупные операции на Севере, а также и в Северной Атлантике.

Зона ответственности НАТО простирается до Северного полюса. Очень важно, чтобы НАТО имела хорошее представление о ситуации на Крайнем Севере, чтобы быть в состоянии взять на себя ответственность за коллективную оборону и в этом регионе в случае кризиса или войны. Новая концепция обороны и сдерживания Североатлантического союза в значительной степени способствует этому.

Норвегия давно работает над повышением осведомленности НАТО о Северной Атлантике и подчеркивает важность морского измерения и способности трансатлантических подкреплений для безопасности союзников.

Особое значение имеет созданное объединенное командование союзников по НАТО в Норфолке на американском восточном побережье, которое несет ответственность за защиту линий коммуникаций в Северной Атлантике. Объединенное командование частично интегрировано во 2-й флот ВМС США и разделяет с ним командную структуру и штабные элементы.

Подготовка плана союзников по защите Исландии, Норвегии и северных морских районов также является важным элементом в обеспечении безопасности Норвегии на Севере.

США. В отчете определено, что сильное трансатлантическое единство важно, как для США, так и для Европы. США — ближайший союзник Норвегии, как в рамках НАТО, так и на двусторонней основе.

Норвегия выступает за всестороннее сотрудничество с США в области безопасности и обороны. За последние несколько лет была увеличена американская осведомленность в отношение аспектов безопасности в северных районах. Об этом свидетельствует участие США в различных учениях на Севере. Содействие Норвегии в таком участии США очень важно, и Норвегия ведет тесный двусторонний диалог с американцами по вопросам ведения военных действий союзников на Севере.

За сравнительно короткое время, Соединенные Штаты уже активизировали свое понимание стратегического измерения в Арктике. Такое развитие событий во многом можно объяснить возросшими глобальными амбициями Китая, в том числе — в отношении Арктики. Модернизация России, в том числе, усиление военного присутствия и более тесное российско-китайское сотрудничество в Арктике, также вносят свой вклад. Это отчасти способствовало разработке новых арктических стратегий ВС США и дискуссии о необходимости увеличения военного присутствия в регионе, развития морской и военной инфраструктуры на Аляске и постройки новых ледоколов.

Помимо важности американского присутствия, например, в Гренландии и Исландии, имеются и другие важные элементы относительно американского военного участия на Севере и в Арктике.

Северные соседи Норвегии — это ее самые важные партнеры на Севере. Если смотреть на более широкую геополитическую картину, то у стран Северной Европы совпадают интересы. Северные соседи Норвегии являются активными и конструктивными партнерами в региональном сотрудничестве в таких структурах, как Совет министров Северных стран, Арктический совет, Совет Баренцева региона, Совет Балтийского моря и Северное измерение. Северный регион Европы — это регион в Европе с наибольшим количеством трансграничных услуг, который включает три или более стран.

Тем не менее, есть потенциал для укрепления политического сотрудничества северных стран по Арктике в Северном Калотте.

События, происходящие в непосредственной близости, в последние годы также привели к укреплению сотрудничества в области политики безопасности в Северном регионе Европы. Для него характерны высокое доверие, конфиденциальность и общие ценности. Если раньше сотрудничество основывалось главным образом на экономии финансовых средств, то теперь решающей движущей силой являются общие проблемы политики безопасности. Дания, Финляндия и Швеция в последнее время стали больше беспокоиться о стратегической важности Крайнего Севера. Для Норвегии Северное сотрудничество по линии безопасности является важным дополнением и не является заменой для сотрудничества НАТО.

Страны Северной Европы все активнее сотрудничают в области военных тренировок и военных учений. Осенью 2018 года северные страны приняли участие в учениях НАТО Trident Juncture. Совместная северная бригада вооруженных сил участвовала в учениях Northern Wind 2019 на севере Швеции, а норвежские летчики-истребители регулярно проходят обучение вместе со шведскими и финскими коллегами над Северным Калоттом в рамках программы трансграничной подготовки с авиабаз в Буде, Лулео и Рованиеми. Совместные тренировки были преобразованы в учения Arctic Challenge Exercise, ставшие крупнейшими в Европе и в которых также участвуют союзные страны. Осенью 2020 года Норвегия, Швеция и Финляндия подписали соглашение о намерениях по укреплению сотрудничества в области военного оперативного планирования.

Россия. Отношения с Россией занимают центральное место во внешней политике Норвегии и являются важным аспектом на Крайнем Севере.

Большое военно-стратегическое значение Крайнего Севера после Второй мировой войны связано, в частности, с расположением российских ядерных сил возмездия на Кольском полуострове. Для России существует фундаментальный интерес в защите этой силы и обеспечении незамерзающего морского пути от Колы до Северной Атлантики и Норвежского моря. Кроме того, морские районы Арктики являются важной сферой деятельности для стратегических подводных лодок ядерных держав, отчасти по причине возможности плавания под ледяным покровом.

Россия расширила свою гражданскую и военную инфраструктуру в Арктике. Страна поэтапно внедрила новые военные возможности, которые обеспечивают повышенную оперативность и улучшенную способность определять цели на больших расстояниях и с большей точностью.

Особенно новое поколение стратегических подводных лодок, ракетные программы и укрепление так называемого «бастиона обороны» для того, чтобы защитить стратегические возможности России до линии GIUK (Гренландия, Исландия, Великобритания), могут иметь большое влияние на способности НАТО сохранять морские пути в Северной Атлантике открытыми и доступными для переброски подкреплений в Европу в кризисной ситуации.

Россия может бросить вызов безопасности норвежских и союзнических стран напрямую. Это уже привело к увеличению интереса со стороны США и других союзников от мониторинга изменений на российской стороне к большему присутствию на Севере. США в последнее время проводят регулярные полеты стратегических бомбардировщиков над Баренцевым морем, и впервые с 1980 года в 2020 году ввели в него надводные корабли американских и британских ВМС.

В результате «нарушения Россией международного права на Украине», Норвегия приостановила двустороннее военное сотрудничество с Россией, за исключением сотрудничества в областях, имеющих особое значение для обеспечения безопасности на море, в воздушном пространстве и для стабильности на Севере.

В 2019 году было принято решение установить канал связи между оборонными руководствами в Осло и Москве в целях содействия предотвращению недоразумений и нежелательных инцидентов, связанных с военной деятельностью. Такое дальнейшее развитие двусторонних контактов со стороны обороны особенно важно в нынешней ситуации.

За последние 30 лет Норвегия наладила широкое сотрудничество с Россией на Севере в таких областях, как рыболовство, исследования, окружающая среда, поиск и спасение, ядерная безопасность, здравоохранение, образование, бизнес, энергетика и, что, как отмечается в отчете, немаловажно, культура, в сотрудничестве людей и народов. Четыре двусторонние комиссии в области делового сотрудничества, управления рыболовством, ядерной безопасности и окружающей среды работают по многим вопросам, имеющим отношение к Крайнему Северу.

Норвегия хорошо сотрудничает с Россией на Крайнем Севере на многосторонних региональных форумах, таких как Арктический совет, Баренц-совет и Северное измерение. Норвегия и Россия имеют общий интерес в развитии бизнеса в Арктике.

Норвегия настаивает на широком международном обязательстве по решению основных проблем ядерной безопасности на Северо-Западе России, в том числе в рамках Совета Северного измерения.

Сотрудничество в области ядерной безопасности с Россией регулируется правительственным планом действий по ядерной безопасности и окружающей среде от 1995 года. С тех пор Норвегия потратила около двух миллиардов крон на меры по снижению риска серьезных аварий и радиоактивного заражения, а также для предотвращения потери ядерных и других радиоактивных материалов.

Норвегия уделяет большое внимание сотрудничеству с Россией в области охраны окружающей среды. Наиболее важной структурой для этого является Двусторонняя экологическая комиссия. Норвегия и Россия имеют общие интересы в сохранении ресурсов и окружающей среды в приграничных районах, в Баренцевом море и в районах северных морей.

Проект сотрудничества между областями Норвегии и России способствует взаимопониманию и укреплению Баренцева региона. Ежегодный норвежский грант в размере около 165 млн норвежских крон выделяется различным проектам. Баренц-секретариат играет ключевую роль в «фантастическом практическом сотрудничестве» между норвежской и российской частями Баренцева региона посредством управления грантами Министерства иностранных дел Норвегии и практической помощи заинтересованным сторонам проекта.

Норвегия намерена поддержать создание Норвежско-российской торговой палаты в Киркенесе с 2021 года с целью выделения и развития приграничного делового сотрудничества и поддержки делового аспекта сотрудничества в Баренцевом регионе.

Китай. В последние годы Китай повысил свою осведомленность об Арктике и опубликовал, среди прочего, свою первую арктическую стратегию в 2018 году. Страна была допущена в качестве наблюдателя в Арктический совет в 2013 году. Климатические и полярные исследования и экономические интересы, включая судоходство, выделены в качестве важных приоритетов в рамках обязательств Китая по Арктике.

Норвегия поддерживает участие Китая в рабочих группах Арктического совета, особенно по вопросам климата и окружающей среды, где важно, чтобы страны с большими выбросами, такие как Китай, способствовали поиску решений.

Норвегия намерена продолжать диалог с Китаем по Арктике и поддерживать профессиональное сотрудничество с Китаем в областях, представляющих общий интерес.

* * *

В целом, подводя итоги, следует констатировать, что новая арктическая политика Норвегии отражает значительное изменение картины безопасности в регионе. И в основе этого лежат изменения отношений между Норвегией и Россией. В норвежском издании Barents Observer его редактор по поводу отчета констатировал: «Значение Крайнего Севера действительно растет, но не в предполагавшемся духе сотрудничества и общих интересов».

Вместе с тем, отчет «Люди, возможности и интересы Норвегии в Арктике» нельзя не признать примечательным и перспективным для российского планирования подобного же рода. Есть смысл сделать его таким же, как у норвежцев, т. е. отнести к сфере безопасности еще и тему коренных народов, и тему культуры.


Источник: eadaily.com