Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Рассказ о полевом сезоне археологов ИАЭТ СО РАН в 2020 году продолжает сообщение доктора исторических наук, старшего научного сотрудника отдела археологии каменного века Антона Анойкина, который участвовал в работах на Севере Западной Сибири. Впервые на территории ЯНАО объекты палеолитического возраста были зафиксированы не в поверхностном залегании, а in situ.
Доктор исторических наук Антон Анойкин
«Согласно современным представлениям, ранняя колонизация северных территорий Азии проходила в несколько этапов, начавшись на рубеже верхнего палеолита и окончательно завершившись в первой половине голоцена (11–6 тыс. л. н.). В Приуралье археологические объекты начальных этапов верхнего палеолита известны в бассейне Печоры (Мамонтовая Курья, Бызовая), на востоке азиатской части материка — в бассейнах рек Лена и Яна (Бунге-Толле, Янская стоянка и др.), а также в устье Енисея (соп-каргинский мамонт).
?
Находящаяся между этими регионами обширная территория бассейна Нижней Оби долго оставалась «белым пятном». Наиболее северным памятником, известным здесь, являлось местонахождение Луговское, возрастом 17–11 тыс. кал. л. н., открытое в начале 2000-х годов и расположенное недалеко от г. Ханты-Мансийска. Ситуация в регионе начала меняться в последние пять лет, когда здесь стали проводиться интенсивные археологические работы, связанные с поиском стоянок древнекаменного века. Так в 2017 г. С.С. Макаровым и А.С. Резвым на севере ХМАО была открыта стоянка Комудваны, возрастом 15–12 тыс. кал. л.н. Это открытие сдвинуло известную границу освоения региона древним человеком на 300 км на север.
С 2016 г. целенаправленные поиски палеолитических объектов в долине Нижней Оби и на ее притоках проводятся экспедиционными отрядами ИАЭТ СО РАН. Район исследований включал участок речной долины между городами Ханты-Мансийском и Салехардом, однако основное внимание было сконцентрировано на меньшем отрезке реки в пределах границ ЯНАО – от пос. Казым-Мыс до пос. Питляр.
В 2020 г. Нижнеобский палеолитический отряд вел поиск палеолитических объектов в нижнем течении Оби (Шурышкарский район ЯНАО) на двух участках: в нижнем течение р. Сыня (левый приток Малой Оби), где был обследован участок реки от устья до пос. Овгорт, и по правобережью Большой Оби, на отрезке реки между поселками Горки и Хашгорт.
Разведочные работы на р. Сыня включали осмотр бечевника и шурфовку возвышенных участков, связанных с I и II надпойменными террасами. Всего на изученном отрезке левого берега (правый низкий берег реки имеет возвышение над бечевником, не превышающее первые метры, и заливается в высокие паводки на несколько км) было заложено 50 шурфов и зачисток. В результате этих исследований здесь выявлено пять новых археологических объектов, три из которых (Ям-Горт-1, -2, -3) относятся к эпохе голоцена, а археологический материал представлен фрагментами керамических сосудов и обломками галек с признаками термического воздействия. Характер керамики и радиоуглеродные датировки позволяют отнести эти памятники ко II тыс. до н.э. На двух других местонахождениях — Ям-Горт-4 и Унсоим — археологический материал представлен единичными каменными артефактами (нуклеус и заготовка орудия), найденными в отложениях плейстоценового возраста, предположительно каргинского времени, т.е. имеющими возраст ~50–30 тыс. л.н.
Таким образом, здесь впервые на территории ЯНАО зафиксировано присутствие каменных артефактов, относящихся к плейстоценовому времени, in situ, т.е., в слое. Пока они не имеют точного хронологического определения, однако предварительный возраст этих изделий по общей геолого-геоморфологической ситуации позволяет считать их существенно более древними, чем материалы Комудван и Луговского.
На правобережье Большой Оби работы также включали визуальный осмотр бечевника и естественных обнажений и сбор археологических и палеонтологических материалов, а также шурфовку. Наиболее интересные результаты были получены при исследовании участка правого берега Кушеватской протоки, в районе пос. Кушеват. Здесь была заложена серия из 12 шурфов, перекрывших территорию общей площадью ~10000 кв. м., в трех из которых был обнаружен стратифицированный костный материал, залегающий в одном слое. Всего было найдено 29 остеологических остатков. Видовой состав представлен мамонтом, северным оленем и одной костью бизона или овцебыка, при этом характер остатков оленя позволяет предполагать, что их происхождение может быть связано с охотничьей деятельностью.
По результатам анализа палеонтологических материалов специалистами лаборатории палеотехнологий было сделано заключение о наличии следов антропогенного воздействия на роге северного оленя. Результатов радиоуглеродного датирования фаунистических остатков пока нет, однако сравнение изученных разрезов с имеющихся данными по району Горки-Кушеват-Лопхари, включая серию радиоуглеродных дат, позволяет предполагать, что возраст костеносного слоя на местонахождении Кушеват находится в интервале ~50–35 тыс. л.н.
Таким образом, результаты работ Нижнеобского отряда ИАЭТ СО РАН позволяют подтвердить предположение о том, что на территории Северной Оби в позднем плейстоцене было две волны колонизации. Свидетельствами заселения этой территории на рубеже плейстоцена и голоцена являются стоянки Луговское и Комудваны. Более раннее заселение пока не подтверждается прямыми фактами, однако несомненным аргументом в пользу его существования могут стать результаты изучения открытых в 2020 г. местонахождений в нижнем течении р. Сыня и на Кушеватской протоке, если подтвердится их предполагаемый возраст. Учитывая, что присутствие древнего человека на ранних стадиях верхнего палеолита уже доказано для территории Республики Коми, Красноярского края и Якутии, обнаружение его следов на Нижней Оби в это же время не представляется чем-то невозможным. Особое значение этих материалов состоит в том, что впервые на территории ЯНАО объекты палеолитического возраста зафиксированы не в поверхностном залегании, а in situ. Весь комплекс полученных в настоящее время данных, включая предварительные результаты, позволяет утверждать, что раннее заселение палеоколлективами бассейна Северной Оби началась на рубеже верхнего палеолита и, вероятнее всего, проходило в широтном направлении, с территории Предуралья. Его возможность определялась наличием сквозных долин в Уральских горах, благоприятными палеоклиматическими обстановками в северных широтах, наличием здесь пригодных для освоения палеоландшафтов, а также многочисленной и достаточно разнообразной фауной, представленной всеми основными видами мамонтового комплекса».