Люди, следящие за ракетной отраслью, больше не удивляются тому, что частичная многоразовость и экономия за счёт масштаба позволили SpaceX достичь чрезвычайно низких затрат на запуск ракет Falcon 9, а также тому, что бизнес SpaceX по запуску и спутниковой связи неразрывно связан, поскольку компания использует преимущества своих низких затрат для запуска на орбиту собственной широкополосной группировки за долю стартовых капитальных затрат конкурентов.
Однако для некоторых может остаться неожиданностью, что Starlink также связан с программой по совместному запуску малых спутников на орбиту Smallsat Rideshare Program, начавшейся в августе 2019 года, и что SpaceX ещё больше сократит затраты на запуск Starlink, отправив спутники платежеспособных клиентов в качестве полезной нагрузки на некоторых запусках Starlink. При этом SpaceX может даже выйти на безубыточность или получить прибыль на таких миссиях Starlink при условии, что они заключают контракты с достаточным количеством клиентов, чтобы компенсировать стоимость запуска.
Вполне вероятно, что SpaceX способна достичь стоимости запуска в $30 млн после одного повторного использования и сможет значительно снизить затраты на Starlink с последующими запусками на уже летавших ступенях, особенно с ранее летавшими обтекателями. SpaceX уже использовала одну и ту же 1-ю ступень семь раз, это было продемонстрировано в ходе миссии Starlink-15 25 ноября этого года. В начале 2020 года директор SpaceX по интеграции космических систем Кристофер Кулурис (Christopher Couluris) упомянул, что “[ракета] стоит порядка $28 млн, и это включая все затраты на неё“, и что повторное использование – это то, что “снижает её стоимость”.
Однако зачем SpaceX показывать все свои карты и предлагать более низкие цены, когда они уже являются самым выгодным претендентом на рынке с точки зрения конкретной цены ($/кг)? У SpaceX, как у продавца с самым дешёвым предложением, нет стимула к дальнейшему снижению стартовых цен, и вполне логично, что компания стремится извлечь выгоду из этого преимущества. Давайте возьмём среднюю стоимость запуска миссии Starlink как $25 млн.
Учитывая, что стоимость совместных запусков полезной нагрузки составляет $1 млн за 200 кг полезной нагрузки клиента, стоимость в $25 млн потребует около 25 полезных нагрузок по 200 кг (или 50 полезных нагрузок по 100 кг) для достижения безубыточности, то есть пяти тонн полезной нагрузки клиента. Учитывая полезную нагрузку Falcon 9 в 15,6 тонны на низкую околоземную орбиту, продемонстрированную на предыдущих запусках Starlink, получается, что около 10 тонн полезной нагрузки для спутников Starlink (а также адаптеров и диспенсеров для клиентов), могут быть запущены практически бесплатно.
SpaceX может также корректировать количество спутников в такой миссии, в зависимости от ”остатков”, то есть доступной массы и объёма под обтекателем. В настоящее время объём, вероятно, станет ограничивающим фактором, но всё может измениться, поскольку SpaceX разрабатывает более длинный обтекатель для ВВС США.
Однако эта модель не может быть базовым сценарием запуска Starlink, поскольку SpaceX не может ждать нагрузки клиентов и по-прежнему должна часто запускать миссии Starlink, чтобы уложиться в график развёртывания группировки.
Успех этой модели полностью зависит от рыночного спроса на такие совместные запуски и орбиты Starlink. Однако SpaceX не способны в каждой миссии Starlink запускать попутные спутники от других компаний. Это не означает, что спроса не существует, т.к. несколько спутниковых группировок для наблюдения Земли стремятся запустить свои спутники на орбиты с большим наклонением, чтобы максимизировать частоту повторных посещений определённых районов Земли, которые являются наиболее прибыльными и востребованными на рынке наблюдения Земли.
Это касается таких компаний как Planet, BlackSky, Worldview Legion от Maxar, Satellogic, Capella и Iceye. Planet и BlackSky уже запускали спутники в рамках миссий Starlink.
Хотя SpaceX может время от времени преуспевать в запусках вторичных нагрузок, рыночный спрос и собственные потребности SpaceX кажутся недостаточными для обеспечения ежемесячных запусков с достаточным количеством клиентов для обеспечения безубыточности (примерно 5 тонн, оплаченные клиентами, компенсируют затраты в размере $25 млн, 6 тонн – 30 млн и т. д.). Однако они могут успешно компенсировать часть своих затрат доходами от запусков, потенциально запустив 260-килограммовые спутники Starlink по стартовым ценам кубсатов.
Основным ограничением успеха на рынке было бы низкое число клиентов, заинтересованных в специфическом наклонении орбиты Starlink, и низком перигее орбиты, что означает более длительную/дорогостоящую фазу подъёма орбиты для спутников клиентов. Именно здесь пригодятся космические-буксиры. Их главная цель – вывести спутники на индивидуальные орбиты. Это даст клиентам некоторый уровень свободы, а также позволит быстрее выходить на рабочую орбиту и сохранять топливо, чтобы позволить спутникам подниматься на орбиту самостоятельно. Такая комбинация может представлять реальную угрозу для рынка лёгких ракет.
Вполне логично, что потенциальные клиенты хорошо осведомлены о планах SpaceX по программе совместного запуска, и представляет для них меньший риск, нежели приобретение индивидуального запуска на Falcon 9.
Компания Spaceflight продаёт места на миссиях Starlink. Exolaunch в своём недавнем контракте со SpaceX признала различие между полноценной массовой миссией малых нагрузок и запуском со Starlink, поскольку она отдала предпочтение запускам без Starlink.
Momentus, которые также забронировали слоты у SpaceX для нескольких миссий на Falcon 9, заявили, что полетят “по крайней мере один раз в миссии Starlink во второй половине 2021 года”.
Что касается ценообразования, то примечательно, что SpaceX снизила свои цены с $2.25 млн за 150 кг полезной нагрузки до нынешних $1 млн за 200 кг в августе 2019 года, через несколько недель после объявления о своей программе по совместному запуску на орбиту. Может ли это быть связано с необходимостью быть самым дешёвым на рынке запусков, чтобы привлечь больше платежеспособных клиентов и ещё больше снизить затраты на запуск Starlink? Вопрос остаётся открытым.
Наконец, может ли SpaceX разработать свой собственный электрический двигатель или разгонную ступень на основе своих криптоновых двигателей и технологий батарей Tesla, не полагаясь на сторонние компании?
Озвученный сценарий не может быть базовым планом для миссий Starlink, он лишь может ещё больше снизить затраты на запуск Starlink для отдельных миссий, возможно, до точки достижения безубыточности или даже получения прибыли в некоторых случаях.
По мере того, как затраты на запуск снижаются вместе с количеством повторных пусков 1-й ступени Falcon 9 и обтекателя, уменьшается и количество клиентов, необходимых для достижения безубыточности. Чем меньше клиентов будет использовано для миссий по совместному выводу спутников для достижения безубыточности, тем больше спутников может быть отправлено при условном “бесплатном” запуске. Это, по-видимому, и является стимулом для SpaceX – стремиться к тому, чтобы раздвинуть границы многоразового использования настолько, насколько это возможно.
Источник: aboutspacejornal.net