Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-12-19 10:32

Лунный сговор СССР-США. Часть -1. Перехват макета КК "Аполлон-13" силами ВМФ СССР.

Настоящий КК "Аполлон-13" в Мурманске
Передача "Аполлона-13" американцам в Мурманске.
Передача "Аполлона-13" американцам в Мурманске.
Единственная заметка в СМИ США (армейская газета) о передаче "Аполлона-13" в Мурманске
Единственная заметка в СМИ США (армейская газета) о передаче "Аполлона-13" в Мурманске

В апреле 1970 года МО СССР организовало крупнейшие в своей истории маневры "Океан-70" (проходивших с 14.04 по 05.05.1970 г, но суда обеспечения и РТР уже заняли районы патрулирования). Маневры охватывали Атлантический и Тихий океаны. Одна из целей - перехват макета "Аполлон-13" (время старта было известно 11.04.1970). Трудность заключалась в том, что надо было перехватить макет раньше американцев. Частично этому способствовал трагический случай с советской АПЛ К-8 (проект 672А "Кит").

Широта 48 град 10' северная, долгота - 20 град 06' западная - гибель советской атомной подводной лодки К-8;

Широта 31 град 5' северная, долгота 35 град 1' западной - место перехвата капсулы "Аполлон-13" советским ВМФ.

Сейчас я вам приведу сухие факты событий которые реально произошли на этой планете 50 лет назад. Об этом вы не прочитаете нигде в ближайшей и среднесрочной перспективе. Информация рассчитана на свободных людей. Свободных от предвзятости и агитационных клише. Быть может отдельные детали тех событий не совпадают в чем-то, что я сейчас расскажу. Но в целом события происходили именно так, а не иначе.

Как был перехвачен макет капсулы "Аполлон-13"? Все началось с перехвата и декодирования телеметрии РН "Сатурн-5", несмотря на применение американцами систем радиоэлектронного противодействия. Как происходило считывание американской телеметрии советскими спутниками РТР серии "Зенит", и как был вычислен "Аполлон-13"? С 1962 года на "Сатурн-5" применялась аналогово-цифровая система передачи телеметрии, которая имела необходимую скорость измерений от датчиков, 40 измерительных каналов и предающим многоволновым устройством по узкой частоте на каждой волне. Кодирования (в понимании безопасности) не было. Для передачи информации использовался аналоговый или аналогово-цифровой метод с 2-х и 4-х разрядным техническим кодированием. Кроме того имелось 3-4 служебных канала с 1-разрядными маркерами. Все это записывалось на магнитную ленту, а дальше расшифровывалось. Но не все. Оперативная информация (температуры, вибрации, давление, время импульсов и др.) шло прямо на антенны ЦУПа на деци - и метровых диапазонах с узкой частотой 2-3 КГц аналоговым сигналом и не проходило через служебный канал и не кодировалось. Ибо все команды выполнялись бортовой автоматикой без участия ЦУПа. Советский спутник радио-технической разведки (РТР) "Зенит" записывал весь массив телеметрии (кодированной и нет). Далее не кодированная передавалась для исполнения (конечно, чтобы разобраться в ней надо было знать калибровочные уровни, но они были известны к 1970 году, а также служебные маркеры). Кодированная 2-х и 4-х разрядная информация передавалась на судно командно-измерительного комплекса для анализа. 2-х разрядный код декодировался за 15-20 минут, а 4- разрядный - за 2-3 часа (максимум), Оперативная телеметрия декодировалась в реальном масштабе времени. Цифровой кодировки тогда не было. Конечно, прошло 2 года, прежде чем СССР выяснил все служебные параметры информации, передаваемой телеметрии США. Но и США, проделала такую же работу. Только с появлением цифровой информационной системы, дешифровка телеметрии усложнилась но не перестала быть в реальном масштабе времени. Она доступна для декодирования (16 и 24 разрядные коды) в реальном времени. 2-х и 4-х разрядное аналоговое кодирование применялось не для защиты информации от скачивания, а для обеспечения большей скорости измерений в секунду. Когда количество датчиков сильно возросло и возросла скорость информационной телеметрии, появилась необходимость вводить сначала 2-х разрядный, а затем 4-х разрядный коды для синхронизации работы датчиков телеметрии и обработки большого массива измерений.

Как я уже писал, хоть и была сделка СССР-США, но стороны не доверяли друг другу. Американцы глушили советские радиоизмерительные суда во время стартов "Сатурн-5" и считать телеметрию не удавалось. Для выполнения этой задачи были привлечены советские военные спутники РТР "Зенит". Был вычислен район затопления макетов КМ "Аполлон" в районе Азорских островов.

Когда в Советском Союзе планировались первые космические полеты, в частности, вывод на околоземную орбиту первых искусственных спутников, первых живых организмов, заброска первых исследовательских аппаратов к Луне и другие уникальные по тем временам технические победы, руководству СССР нужно было иметь надёжных, независимых свидетелей для того, чтобы зафиксировать для истории эти достижения.

Поэтому перед каждым таким пуском ведущим зарубежным обсерваториям и исследовательским организациям рассылалась информация с параметрами планируемого полёта, чтобы они могли, настроив свои средства слежения и телескопы, поймать телеметрический сигнал по искомому пеленгу, воочию увидеть перемещающийся спутник по ночному небу, взрыв от попадания последней ступени ракеты в поверхность Луны, послушать биопараметры собак на орбите Земли в прямом радиоэфире и т.д. Таким образом, ни тогда, ни теперь оспорить первенство СССР в освоении космоса оказалось невозможным.

Была политико-экономическая сделка между США и СССР, о которой я подробно расскажу в следующих публикациях, поэтому забегать вперед не буду.

Когда в США начались работы по подготовке пилотируемых экспедиций к Луне, в СССР совершенно справедливо полагали, что в нужное время из NASA будет предоставлена необходимая информация для получения возможности отследить данные полёты своими средствами. Каково же было удивление советских специалистов среднего звена, когда им не только не передали такой информации, но к тому же «сверху» были спущены недвусмысленные инструкции – не обращать на американцев внимания и заниматься своими делами… Но не смотря на сделку, как я уже ранее говорил, СССР и США не доверяли друг другу. Шла холодная война, совсем недавно с трудом удалось разрешить Карибский кризис. СССР полагал, что под имитацией лунной программы США тайно разрабатывают боевую орбитальную платформу для размещения в космосе ядерного оружия. Поэтому СССР и США следили друг за другом.

К моменту заявленного старта «Аполлона-11» для первой «высадки на Луну», в Атлантический океан к окрестностям космодрома NASA (мыс Кеннеди) была стянута целая флотилия из 7 советских кораблей радиоэлектронной разведки. 16 июля 1969 года в 8 часов утра по местному времени США начали широкомасштабную операцию «Crossroad» («Перекрёсток»), о которой NASA так не любит даже упоминать. Над советскими кораблями кружили американские самолёты «Орион», оснащённые средствами радиоэлектронного противодействия; военные корабли приблизились на минимально возможное расстояние и демонстративно расчехлили орудия; наземные радиолокационные станции начали передавать шумы на всех ранее зафиксированных диапазонах частот, которые использовал ВМФ СССР. Вся операция вдруг завершилась, когда ракета «Сатурн-5» ушла за бугор, т.е. старт «Аполлона-11».

Официальным предлогом для операции «Перекрёсток» стали опасения, будто советские корабли радиоэлектронного слежения могут помешать успешному полёту американских астронавтов. На самом деле, главной задачей было не дать записать параметры полёта ракеты, которая летела явно не в космос. На следующий раз, при старте «Аполлона-12», ситуация повторилась. Ко времени пуска «Аполлона-13» в СССР уже всё поняли и спланировали самую изящную операцию, под названием "Океан-70". Как я уже выше упоминал, вся американская телеметрия была раскодирована, и стало возможным отслеживать параметры полета "Сатурн-5" в реальном времени.

Что удалось выяснить СССР о программе "Аполлон"? На основании данных, собранных у мыса Кеннеди, а также на том основании, что далее по пути следования на заявленной NASA околоземной орбите громадный объект общей массой не менее 45 тонн попросту нигде не наблюдался, был сделан вывод о том, что остатки ракеты пролетают по баллистической траектории над Атлантическим океаном и приводняются где-то в районе Бискайского залива. Кроме этого, разведка предоставила данные, что в акватории Бискайского залива во время пусков «Сатурнов-5» всегда находится внушительная флотилия кораблей ВМС США.

В СССР выяснили, что облегченный вариант РН "Сатурн-5" выводил пустой макет капсулы со служебным отсеком на низкую орбиту до 180 км. Отработанные ступени РН падали в Северо-восточном направлении Атлантического океана на расстоянии до 4000 км от стартовой площадки и затапливались. Макет капсулы со служебным отсеком совершив один неполный оборот вокруг Земли, отделялся от служебного отсека и спускался по баллистической траектории на 1-й космической скорости, далее на высоте 7-8 км открывались три парашюта и он приводнялся в районе Азорских островов под охраной ВМБ и ВВБ США ( авиабаза Лажеш на острове Терсейра, Азорские острова, Португалия). Включался радиомаяк капсулы, ее находили и затапливали на глубине до 4800 метров.

Далее через 6 дней специально подготовленный для этих целей военно-транспортный самолет США Lockheed C-141 Starlifter (или Lockheed C-130 Hercules) сбрасывали с парашютом с высоты 7-8 км капсулу-аналог с тремя астронавтами в заданном районе Тихого Океана (обычно в районе островов Кука), где их уже ждал авианосец США с вертолетами и журналистами. Капсулы опускались с тремя парашютами диаметром до 60 метров и были хорошо видны с палубы. Капсулы опускались прямо чуть ли не на палубу со средним отклонением всех 11 лунных миссий не более 4,6 км. Далее велась съемка приводнения. Затем показывали вертолет, подлетающий к капсуле, прыгающие в воду аквалангисты, наведение поплавков и показывали астронавтов. Ну и так далее.

Для специалистов СССР среднего звена был один абсолютный объективный фактор, показывающий - круговое вероятное отклонение при посадке со 2-й космической скорости. Объективные законы баллистики показывали, что при 3-4 -нырковом входе в атмосферу математическая погрешность составит не менее 250 км. Это закон, который не может обойти пассивный не маневрирующий баллистический объект. КВО посадки советских капсул "Союз", причем с 1-й космической скорости, был в 10 раз хуже и составлял до 40 км. Это был объективный факт, который показывал грубую и непрофессиональную работу специалистов NASA организовавших эту имитацию полетов.

Таким образом, СССР, чтобы выяснить, что же скрывают американцы в реальной капсуле на низкой орбите и спланировали операцию, под названием "Океан-70". Кроме того, была еще одна, не менее важная причина - после сделки СССР - США, американцы не выполняли условия сделки, затягивали. Экономические санкции не снимали, технологии не передавали. Поэтому надо было показать им "куськину мать". Любой ценой захватить макет "Аполона-13".

Учения "Океан-70".
Учения "Океан-70".
Нагрудный знак участнику учений "Океан-70".
Нагрудный знак участнику учений "Океан-70".

Поскольку во времена СССР идеология главенствовала, в США никто не удивился, что русские будут с большим размахом и помпой праздновать 100-летие со дня рождения В.И. Ленина 22 апреля 1970 года. Официальные сроки проведения учений были объявлены с 14 апреля по 5 мая 1970 года. Дата начала учений была специально сдвинута на 3 дня от времени старта "Аполлон-13", чтобы у американцев не возникло никаких подозрений. Силы участвовавших в манёврах сторон условно обозначались как «северные», или «красные» и «южные», или «синие». Хоть учения и должны были начаться 14 апреля, уже к 11 апреля завершено скрытное наращивание сил флота и формирование из этих сил ударных группировок флота. В Атлантическом океане в районе близком к приводнению капсулы в Бискайском заливе были развёрнуты силы обозначения противника в количестве 6 атомных подводных лодок , 16 боевых кораблей и семи вспомогательных судов, итого 29 кораблей, судов и подводных лодок. С воздуха силы флота прикрывала авиация оперативных групп 2-го и 6-го отдельных тяжёлых бомбардировочных авиационных корпусов Дальней авиации, в составе которой находились разведывательные самолеты Ту-95 РЦ, способные принимать информацию со спутников РТР "Зенит" и наводить на цели подводные лодки и надводные корабли. Причем подводным лодкам, оборудованным специальными выдвижными антеннами не требовалось всплытие. На эти Ту-95РЦ отводилась особая роль: получать со спутников РТР "Зенит" телеметрию с РН "Сатурн-5", декодировать ее и передавать кораблям и подводным лодкам целеуказание о месте приводнения капсулы. А также выводить корабли на это место по работающему радиомаяку капсулы.

Самолет РТР "Ту-95 РЦ" ВМФ СССР.
Самолет РТР "Ту-95 РЦ" ВМФ СССР.

Когда 14 апреля в 06:08 по сигналу было начато приведение сил флота в полную боевую готовность в течение 24 часов, корабли и подводные лодки, обозначавшие противника (синих), уже завершили поиск и подъем на борт капсулы "Аполлон-13".

Мы еще вернемся непосредственно к операции по перехвату капсулы "Аполлон-13". А что же делали остальные силы Северного флота с момента ТРЕВОГИ 14 апреля в 06:08 и официального начала учений "Океан-70"? Напомню, что к этому времени капсула "Аполлон-13" уже была на борту килекторного судна КИЛ-22 ВМФ СССР и шла полным ходом в Мурманск.

Килектор "КИЛ-22" ВМФ СССР.
Килектор "КИЛ-22" ВМФ СССР.

Итак: 14 апреля в 06:08 по сигналу было начато приведение сил флота в полную боевую готовность в течение 24 часов. В 00:00 15 апреля Северный флот начал развёртывание и обеспечение второго эшелона стратегических подводных лодок, которые фактически не выходили из баз; всего в этом эшелоне предполагалось развернуть 46 подводных лодок. Всего в Северном флоте для проверки организации рассредоточения привлекались 87 подводных лодок и надводных кораблей, 12 плавбаз подводных лодок и вспомогательных судов. Начали развёртывать, но так и не развернули. Отпала необходимость. Капсула "Аполлон-13" была перехвачена.

И ВОТ 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут стартует «Аполлон-13». В воздухе, на воде и под водой закрутилась бешенная карусель полная трагизма, успеха и фарса. Ту-95РЦ передали на корабли точную телеметрию американцев и примерные координаты приводнения капсулы. На океане 8-бальный шторм, снежные заряды и низкая облачность.

Старт РН "Сатурн-5" за бугор.
Старт РН "Сатурн-5" за бугор.

Атомная торпедная подводная лодка 17-й дивизии Северного флота К-8 покинула базу Гремиха в ночь с 16 по 17 февраля 1970 года. Обогнув Скандинавию и миновав Фареро-Исландский противолодочный рубеж НАТО, она должна была подойти к Гибралтару, форсировать его и проникнуть в Средиземное море. Там находились авианосцы “Мидуэй” и “Саратога” 6-го американского флота. Они-то и были главной целью К-8 с ее ядерными торпедами Т-5. К-8 прорывалась в Средиземное море через Гибралтар под большим ракетным кораблем “Неуловимый” и поступила в распоряжение 5-й оперативной Средиземноморской эскадры. Время боевой службы К-8 в Средиземном море подходило к концу, и она должна была вернуться на базу 10 апреля.

АПЛ "К-8" ВМФ СССР.
АПЛ "К-8" ВМФ СССР.

И вот 15 марта ночью лодка для сеанса радиосвязи всплыла близ острова Капри. Из Москвы пришла радиограмма пополнить запасы регенерации и продуктов. Это было внезапно. Забегая вперед скажу, что 15 марта 1970 года стало известно о времени старта "Аполлон-13". Невдалеке стоял большой ракетный корабль “Бойкий”. К-8 приняла на борт новые еще в асбесте банки с регенерацией и ящики с продуктами. К-8 получила следующую боевую задачу. Скрытно пройти Гибралтар в Атлантику, далее скрыто к 8 апреля выйти в район патрулирования в Бискайском заливе. В задачу входило акустическое наблюдение за кораблями США в районе приводнения капсулы "Аполлон-13". В этом районе уже имитировали бурную деятельность подводные лодки К-83, Б-109 и Б-413, океанограф “Харитон Лаптев”, гидрографы “Лотлинь” и “Гирорулевой”, большой ракетный корабль “Бойкий”, буксир СБ-38 и килектор КИЛ-22, подготовленный специально для подъема объектов типа капсулы "Аполлон-13".

Гидрографическое судно "Лотлинь" ВМФ СССР.
Гидрографическое судно "Лотлинь" ВМФ СССР.

Но самая главная задача, поставленная К-8 была - к 8 апреля образовать 2-х лодочную оперативную группу с АПЛ К-38 из состава 3-й дивизии подводных лодок Северного флота. К-38 также вышла в феврале 1970 года из свой базы в Западной Лице (45 км от границы с Норвегией) и действовала в Северной Атлантике. Обе эти лодки К-8 и К-38 соединившись и образовав оперативную группу должны были в установленное время войти в акустический контакт с кораблями оцепления США в Бискайском заливе, отвлекать их и провоцировать их на преследование. Для этих целей лодкам разрешили применять по кораблям США учебные торпеды. Задача - выманить их из сектора. Руководителем оперативной группы был назначен командир К-38 капитан 1-го ранга Чернов. Т.е. фактически этим двум АПЛ отводилась роль мишеней. Забегая вперед скажу, что лодки справились с задачей. Командир К-38 Чернов за успешное выполнение боевой задачи был награжден орденом Ленина, высокими государственными наградами были награждены и другие члены экипажа.

АПЛ К-38 ВМФ СССР.
АПЛ К-38 ВМФ СССР.

Далее в Бискайском заливе и Средиземном море случились ДВЕ КАТАСТРОФЫ, которые в значительной мере обеспечили успех советских кораблей в перехвате капсулы "Аполлон-13". Хочется верить, что это только случайное совпадение.

Во время ночного сеанса связи 7 апреля командир К-8 капитан 2-го ранга Всеволод Бессонов подтвердил Москве получение радиограммы и доложил о начале выполнения приказа. Вечером 08.04.1970 при всплытии под перископ для сеанса связи в 7-м отсеке и отсеке регенерации одновременно произошли два взрыва и возник пожар. Вышли из строя все радиосредства и лодка лишилась связи. К-8 всплыла в надводное положение через 5 минут. Экипаж боролся за живучесть корабля трое суток в условиях 8-бального шторма, но 12.04.1970 лодка затонула, унеся жизнь 52 человек экипажа (всю боевую смену). Лодка не дошла до заданного сектора 32 мили. На лодке был специальный коротковолновый аварийный передатчик именно для таких случаев, который выстреливал в эфир кодированный сигнал, который, конечно, мог принять любой желающий, но понять только свой. Но он был уничтожен пожаром. Днем к гибнущей лодке в условиях шторма подошел болгарский теплоход "Авиор". Радиосредства не работали, но через мегафон с лодки продиктовали на болгарское судно шифрованную радиограмму для передачи в Москву. Москва дала команду из сектора не уходить, бороться за живучесть, держать лодку на поверхности любой ценой.

Координаты гибнущей лодки Широта 48 град 10' северная. Долгота - 20 град 06' западная стали известны кораблям США, находившимся в 40 милях восточнее К-8. Вторая лодка оперативной группы К-38, не знавшая о трагедии с ее напарницей, засекла передвижение 3-х кораблей США из зоны оцепления на запад, где гибла К-8. С К-38 сразу передали в Москву об открытии восточного коридора в зону оцепления. К-38 сообщили о аварии на К-8 и приказали следовать в этот коридор и вести наблюдение.

Москва выслала два дежурных Ту-95 с задачей пройти над местом аварии, произвести поиск и установить связь. Далее сообщите все данные на морфлотовские и рыболовецкие суда, находящиеся поблизости. Кораблям ВМФ СССР была дана команда в зону аварии К-8 не идти, а выдвинуться с разных направлений ближе к зоне оцепления кораблями США места приводнения капсулы, но в зону не входить. Совершать маневры и не находиться в прямой видимости как своих кораблей, так и кораблей США. Ждать 11 апреля, т.е. старта "Сатурн-5".

В непосредственной близости от гибнущей К-8 (80 миль) находились подводные лодки К-83, Б-109 и Б-413, океанограф “Харитон Лаптев”, гидрографы “Лотлинь” и “Гирорулевой”, большой ракетный корабль “Бойкий”, буксир СБ-38 и килектор КИЛ-22. Команды - Двигаться для спасения К-8 они не получили.

С Главнокомандующим ВМФ вышел на связь министр Морского флота СССР, передал, что к месту аварии им направлены находящиеся на переходе с Кубы теплоходы “Саша Ковалев” и “Касимов”, танкер “Люблино”. Все они прибыли к месту катастрофы и участвовали в спасении К-8. Но сильный шторм и ветер провалили все попытки. Попытки взять лодку на буксир не увенчались успехом.

В это время над лодкой стали летать патрульные самолеты "Орион" США и Великобритании и вести наблюдение. 8 кораблей США, снятых с оцепления района приводнения "Аполлон-13" образовали кольцо окружения лодки, не находясь в прямой видимости. Корабли стран НАТО и корабли ВМФ США рассчитывали, что моряки сдадутся, дадут SOS и тогда на абсолютно законных основаниях АПЛ К-8 будет взята "на абордаж" и отбуксирована в ближайший порт Испании с ее новейшими 6 ядерными торпедами Т-5 по 5 килотонн каждая.

Базовый патрульный самолет "Орион" США.
Базовый патрульный самолет "Орион" США.

К месту аварии взял курс и флагман Северного флота крейсер “Мурманск” с командующим флотом. “Мурманск” шел на пределе возможного — двадцать четыре узла. На ходу дозаправились с танкера “Волхов”. Его задача состояла - закрыть северный коридор зоны оцепления кораблей НАТО, которые неожиданно начали покидать свои квадраты дежурств и двигаться в направлении на Гибралтар. Об этом доложила пара разведывательных Ту-95РЦ, несмотря на низкую облачность, но им удалось засечь переговоры экипажей кораблей. Это было неожиданно. Неужели старт "Аполлон-13" отменили, американцы разгадали замысел и снимают оцепление? Но все оказалось не так.

Началась срочная переброска кораблей ВМФ СССР из Средиземного моря в Бискайский залив, где уже была сконцентрирована значительная группировка советских кораблей. Министерство обороны Великобритании в Лондоне сообщило, что фрегат Королевского флота "Линкольн" сопровождает пять советских боевых кораблей, которые прошли Гибралтарский пролив, чтобы присоединиться к советскому флоту, концентрирующемуся в Атлантике в районе Бискайского залива.

Группа из пяти кораблей 5-й оперативной эскадры в Средиземном море включает вертолётоносец "Ленинград", ракетный крейсер "Свердлов", два эсминца типа "Кашин" и один эскадренный миноносец типа "Бедовый". Вертолетоносец "Ленинград" имел задачу организовать поиск капсулы с помощью вертолетов на борту. Погодные условия никто в расчет не брал. Был приказ - найти капсулу любой ценой.

Трём другим кораблям 30-й дивизии (крейсер «Дзержинский», БПК «Сообразительный» и «Комсомолец Украины») под командованием С. С. Соколана была поставлена задача: после выхода за Гибралтар следовать на север до Исландии, охраняя груз с капсулой "Аполлон-13". Но затем эта команда была отменена, ввиду того, что корабли США не стали преследовать свой потерянный груз. Уж слишком большая группировка советских кораблей была сосредоточена в Бискайском заливе. К тому же советские АПЛ непрерывно входили в акустический контакт с кораблями США провоцируя их на преследование.

Экипаж гибнущей К-8 не знал, что чуть раньше невдалеке от них у побережья Франции произошла трагедия - там погибла французская дизельная подводная лодка “Эридис”. Ранним утром 4 марта 1970 года из военно-морской базы Тулон вышла в море дизельная подводная лодка ВМС Франции “Эридис”. На борту ее находилось восемьдесят человек. В море “Эридис” должна была отработать во взаимодействии с авиацией поиск и условную атаку подводной лодки вероятного противника. Выйдя из базы, командир лодки доложил о том, что начинает погружение и берет курс на полигон. На этом связь оборвалась. В 6.30 утра французские береговые сейсмические станции зарегистрировали сильный подводный взрыв. Немедленно был начат поиск пропавшей подводной лодки. ВМС Франции направили в море все, что только возможно: надводные корабли и подводные лодки, самолеты и вертолеты. Со всего Средиземноморья в предполагаемый район катастрофы стягивались спасательные силы. Прибыло судно спецназначения “Робер Жиро”. Четыре тральщика прислали итальянцы. ВМС США, несмотря на собственные заботы по поиску погибшей атомной лодки “Скорпион” ( 22 мая 1968 года погибла в Атлантическом океане в районе Азорских островов) во время тренировочного похода вместе со всем экипажем в 99 человек) , направили свое спасательное судно “Скайларк”.

Дизельная ПЛ "Эридис" ВМС Франции.
Дизельная ПЛ "Эридис" ВМС Франции.

Американцы частично сняли оцепление района еще с 10 апреля. В то время, когда американцы сняли почти все свое оцепление района приводнения макета "Аполлон-13", в район приводнения подошли три советских АПЛ, большой ракетный корабль “Бойкий” и 5 судов обеспечения, в том числе судно командно-измерительного комплекса, подчиненное ГУКОС МО СССР и килектор КИЛ-22. Радиомаяк капсулы был засечен примерно в 13.45 11 апреля 1970 с борта разведывательного самолета Ту-95 РЦ, т.е. через полчаса после старта с мыса Кеннеди. Еще 1,5 часа ушло на поиск в 7 бальный шторм. Макет был трален и поднят на борт килектора КИЛ-22 в 15.10 11.04.1970 года по координатам 31 град 5' северной широты и - 35 град 1' западной долготы, это район юго- западнее Азорских островов: Азорское плато.

Макет "Аполлона-13" спускался с парашютом, после входа в атмосферу с низкой орбиты 180 км и основательно обгорел (это видно на фото). Во время погрузки макета на борт килектора КИЛ-22 , появился базовый патрульный "Орион" авиации ВМС США, с базы ВВС США ( авиабаза Лажеш на острове Терсейра, Азорские острова, Португалия). Но было уже поздно. Американцы не стали поднимать шум (была сделка СССР-США), ибо это грозило публичным разоблачением NASA. Но и СССР это было не надо (сделка). Далее по особому распоряжению из Секретариата ЦК КПСС, "Аполлон-13" был передан США. 08.09.1970 года судно береговой охраны США "Southwind" получило его в Мурманске. Поскольку этот макет не представлял никакой ценности для СССР, его тихо передали и забыли эту историю. На передаче макета присутствовали срочно прибывшие в Мурманск: служащий посольства США У. Харбен; военно-морской атташе Ф. Бэббитт и заместитель военного атташе Ричард М. Родниа. Все вопросы были урегулированы. А 15 сентября 1970 года, после доставки муляжа "Аполлона-13" в порт США директор NASA Томас Пейн был уволен.

Американские моряки в Мурманске на фоне КК "Аполлон-13".
Американские моряки в Мурманске на фоне КК "Аполлон-13".
Передача "Аполлон-13" в Мурманске.
Передача "Аполлон-13" в Мурманске.

В рамках сделки СССР-США и молчания СССР в мае 1972 г. Ричард Никсон вынужден был заключать с СССР более десяти договоров и соглашений в различных областях: военной, космической, политической, экономической. 23-24.11.1974 года в СССР приехал Президент США Джеральд Форд (Владивосток) и встретился с Л. Брежневым. СССР уже не мог скрывать лунную аферу США и американцы обещали закрыть лунную аферу в следующем 1975 году. Что и сделали. У США оставался последний рабочий вариант РН "Сатурн-5" , который планировался для имитации в программе "Skylab- Союз". Но это тема следующей публикации. А две не рабочих конструкции РН "Сатурн-5" (тестовый и макет) были утилизированы в музеи. А, кроме того, у NASA оставалась вполне себе, летная ракета "Сатурн-1В" - укороченный РН "Сатурн- 5" для имитации советско-американского проекта ЭПАС ("Союз" - Аполлон"), но это у другой публикации. СССР обязался с 1976 года прекратить фотографирование лунной поверхности и вообще не посылать туда никаких аппаратов и закрыть свою, почти готовую, лунную программу. Что и сделал.

17 апреля 1970 года 18:07:41 американцы, как всегда, сбросили с военно-транспортного самолета Lockheed C-141 Starlifter капсулу "Аполлон-13" с тремя астронавтами, приземлив их, как всегда, с ювелирной точностью в 7,5 км от десантного вертолетоносца "Иводзима" в привычном районе Тихого Океана близ островов Кука. И под молчание СССР в США народ праздновал голливудский сценарий очередной Одиссеи-13. Советский Союз с этого момента прекратил всякое слежение за аполлонами. В СССР была принята государственная концепция признания полетов США к Луне, обязательная при всяких комментариях. Эта концепция действует и в России, как правопреемнице СССР.

"Аполлон-13" - бодрый астронавт.
"Аполлон-13" - бодрый астронавт.
"Аполлон-13" - Как дела?
"Аполлон-13" - Как дела?
Погрузка имитационного макета "Аполлон-13" на палубу вертолетоносца "Иводзима".
Погрузка имитационного макета "Аполлон-13" на палубу вертолетоносца "Иводзима".
Так NASA погружала в самолеты макеты "Аполлонов".
Так NASA погружала в самолеты макеты "Аполлонов".
Приводнение макета "Аполлон-13" точно под объективы журналистов.
Приводнение макета "Аполлон-13" точно под объективы журналистов.
Астронавты на фоне макета капсулы "Аполлон-13".
Астронавты на фоне макета капсулы "Аполлон-13".
Вертолетоносец "Иводзима" ВМС США.
Вертолетоносец "Иводзима" ВМС США.

Вот так закончилась эта история, в которой в невообразимом клубке переплелись игры двух сверхдержав, трагедия и фарс. До конца не понятна гибель К-8 с 52 советскими моряками. Какие же выводы сделала Государственная комиссия под руководством адмирала В. А. Касатонова?

1. Появление огня в седьмом отсеке из-за попадания на негерметичные патроны регенерации “В-64” органических веществ.

2. Одновременное появление электрической дуги в третьем и седьмом отсеках из-за механического повреждения изоляции и замыкания на корпус кабеля или электрооборудования в силовой сети одной полярности в седьмом отсеке при наличии заземления другой полярности в третьем.

Как предполагала комиссия, когда экипаж принимал регенеративные патроны, то не смог все их разместить на штатные места (имеется в виду получение припасов в море от БРК “Бойкий”). Ведь еще оставались прежние. Поэтому положили некоторую часть в электротехническом отсеке по правому борту, около люка, ведущего в пульт управления реакторами. И видимо, недостаточно надежно закрепили. Когда лодка дифферентировалась на корму, на нос или просто при маневрах, блок недостаточно закрепленных патронов сдвигался то вперед, то назад вдоль силовой кабельной трассы. На патронах той конструкции, запаянных герметично, крышки имели выступающий край. И видимо, один из патронов этим краем крышки терся о кабель, протирая металлическую оплетку, изоляцию. Во всяком случае, пожар начался с этой регенерации в 7-м электротехническом отсеке по правому борту. А регенерация горит, давая температуру до 3000°. И ее ничем не погасишь. Это, по сути дела, концентрированный кислород.

Весь экипаж К-8 был представлен к государственным наградам, в том числе 52 моряка - посмертно. АПЛ К-8 под командованием капитана 2-го ранга Всеволода Бессонова до конца выполнила боевую задачу и сыграла ИСКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ РОЛЬ в деле перехвата капсулы "Аполлон-13".

Осталась не раскрытой причина гибели французской дизельной подводной лодки "Иридис" с 80 членами экипажа. "Иридис" и К-8 погибли практически в одно время, находясь совсем рядом друг с другом и выполняли практически одни задачи: противодействовали противнику во время учений ВМФ СССР "Океан-70" . Погибшую подводную лодку нашли лишь спустя семнадцать дней после начала поисковых работ, когда магнитометр внезапно среагировал на разбросанные в разные стороны останки разрушенной лодки. Глубина в месте гибели “Эридиса” составляла 1100 метров. Эти две лодки отвлекли на себя значительную часть оцепления района приводнения макета "Аполлон-13", что обеспечило успех ВМФ СССР в перехвате "Аполлон-13", что вынудило США на деле приступить к выполнению экономической части сделки СССР-США по лунной афере, а именно: Снятие санкций с газопровода "Уренгой-Помары-Ужгород" в Европу (этакий вариант современного СП-2), передачу технологий грузовых автомобилей и строительство завода в Набережных Челнах "КАМАЗ" , к проектированию была привлечена фирма «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) и многого чего еще.

ВЫВОД: сам факт перехвата капсулы "Аполлон-13" является объективным и неоспоримым доказательством фальсификации лунной программы США. Все утверждения, что макет капсулы является лишь макетом для тренировки несостоятельны. Ибо у перехваченной капсулы на самом верху видны широкие патрубки. Это выпускные отверстия для парашютов. На тренировочной капсуле таких патрубков нет. Кроме того перехваченная капсула реально была в космосе и значительно обгорела, побывав в плазме. Никто и никогда в США не комментировал факт перехвата капсулы. Никакие объяснения американскому народу не давались. Есть еще много других доказательств фальсификации лунной программы США, но сам факт перехвата капсулы делает бессмысленными все остальные детали лунной программы США, какими бы они не были. Капсула "Аполлон-13" была перехвачена и это неоспоримый факт, который никогда не комментировался NASA, не смотря на то, что фотографии перехваченного "Аполлон-13" публиковались в прессе. Но этот факт просто игнорируется NASA.


Источник: zen.yandex.ru