Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-12-05 10:47

ЭЛЕМЕНТЫ АРХЕОАСТРОНОМИИ

В следующем разделе книги Giulio Magli. Archaeoastronomy. Introduction to the Science of Stars and Stones. Springer - International Publishing Switzerland, 2016 автор продолжает обоснование тесной взаимосвязи между археологией и астрономией. Конкретно в этой части речь идет о связи между астрономией и властью, и здесь не обходится без элементов философского осмысления археологических артефактов. По-прежнему считаю, что этот учебник вносит большой вклад в понимание и объяснение событий, которые происходили в Древнем Мире.

АСТРОНОМИЯ, ЭНЕРГИЯ И ЛАНДШАФТЫ ВЛАСТИ

Связь между астрономией и повседневной жизнью в древние времена - по крайней мере, после окончательного установления оседлого образа жизни - была намного сложнее, чем простое понимание природных циклов. Мы можем быть уверены в этом, потому что небо было связано с фундаментальным механизмом социальной динамики: управление властью. Однако, чтобы понять связь между астрономией и властью, мы должны сначала пойти окольным путем, чтобы понять концепцию мировоззрения. Людям нужно мировоззрение, Weltanschauung (см. ПРИМЕЧАНИЕ; В.И.).

ПРИМЕЧАНИЕ. Немецкое слово, означающее «мировоззрение». Под этим термином принято понимать нечто вроде спонтанной философии, не имеющей строгих очертаний, то есть совокупность интуитивных догадок, верований, смутных идей. Приверженцы Weltanschauung изъясняются на собственном языке, что со стороны выглядит как довольно нелепая претензия на причастность к некоему особому знанию – как будто достаточно заговорить по-немецки, чтобы стать умнее. Правда ли, что Weltanschauung – философия для бедных? Скорее уж это идеология богатых или снобов. (Из Философского словаря Спонвиля).

Наше мировоззрение включает в себя научное объяснение ряда вещей, которые на первый взгляд кажутся загадочными и необъяснимыми: землетрясения, затмения, вирусные эпидемии и т. д. Несмотря на это, большая часть человечества имеет религиозные наклонности, а это означает, что наше мировоззрение также включает в себя веру в «другой» мир. В древности религия была единственным доступным ключом к необъяснимому и, прежде всего, ключом к загадке человеческих болезней и смерти, непонятного и глубокого отказа принять конец жизни. Вследствие центральной роли этого понятия, религия также выступала в роли ключа к светской власти. Соответственно, как мы увидим, памятники, являющиеся объектами изучения археоастрономии были построены, чтобы служить свидетелями власти. В соединительной нити, лежащей в основе этого, которую мы сейчас изучим более подробно, это, однако очень просто и в двух словах.

Мировоззрение основывается из представлений о природе, и из этого мировоззрения узаконивается власть; затем создается монументальная архитектура, которая служит явным свидетелем легитимности власти. Как следствие, это должно быть явно связано с естественными циклами, регулирующими мировоззрение. Отсюда следует, что обычно оно включает серию символических отсылок к небу. Чтобы понять, как формируется мировоззрение, начнем с простого факта. Жизнь Человека реализуется на Земле, но люди не принимают Землю как единственное место, где расположена вся сфера их существования, все, что касается их собственной жизни. Они предпочитают думать, что их место в Космосе. Космос - это пространственно-временная сущность, поскольку это место - космическое или священное место, - где жизнь регулируется в соответствии с подходящим космическим временем. И космическое пространство, и космическое время связаны с небом. Космическое время происходит из наблюдения небесных циклов. И хотя в небе существуют необычные явления, которые трудно или невозможно предсказать, например, затмения или метеоры, большинство небесных явлений в высшей степени предсказуемы: достаточно изучить их в течение подходящего времени и с подходящей точностью. Это единственный способ взаимодействовать с небом: прогнозирование. Прогнозирование события дает силу тому, кто его предсказывает, и дает утешение для ожидающего - например, гелиакальный восход звезды, возвращается в небо в предсказанное время.

Таким образом, планирование событий в обнадеживающей циклической последовательности приводит к упорядочиванию времени. Таким образом упорядоченное время становится священным, поскольку оно правильно встроено в мировоззрение. Естественные циклы, которыми отмечено космическое время, естественно делятся на два: дневные и ночные. В дневном небе солнце соответствует ритму времен года и, таким образом, управляет колебаниями между жарким и холодным, дождливым и засушливым сезонами, посевом и уборкой урожая. Циклы Земли и Солнца действительно взаимосвязаны. Следя за движением солнца на горизонте на следующий день, скоро понимаешь, что наша звезда все больше и больше поднимается к югу от востока, когда приближается зимнее солнцестояние, и это может даже натолкнуть на мысль, что солнце безвозвратно направлялось на юг и было обречено не подниматься снова, но - обнадеживающе - скорость, с которой восходящее солнце движется на юг, в день солнцестояния замедляется до нуля; через несколько дней разница в точке роста (которая, тем не менее, присутствует, поскольку экстремум достигается только в день солнцестояния) слишком мала, чтобы быть заметной, пока, наконец, не станет видно, как солнце снова движется к востоку. Этот процесс естественно коррелирует с аналогичным сезонным процессом умирания и возрождения природных циклов, количеством дневного света в течение года, здоровья и т. д. Как следствие, зимнее солнцестояние рассматривалось как предвестник возрождения, возможно, даже успешного повторного оплодотворения земли и неба, и время солнцестояний во многих случаях считалось фундаментальным маркером космического времени.

Человек, который понимает и предсказывает солнечный цикл, становится посредником, гарантом ежегодного повторения цикла. В свою очередь, в небесной ночи есть два основных ярких объекта: луна, движение которой в течение месяца кажется, имитирует солнце; и Венера, чье поведение чередуется между сообщением о восходе солнца и последующим заходом солнца. Более того, есть регулярное, постоянное движение звезд. Ночью ворота в загробный мир идеально открыты, и снова человек, контролирующий ночные циклы может считаться посредником с небом. Космическое пространство тесно связано с небом. На самом деле космическое пространство — это упорядоченное - обычно четырехстороннее - место, и правило, на котором оно основано, связано с небесными циклами. Первая главная ось, север-юг, идет естественно из наблюдения за ночным небом. Точное наблюдение изменения в положении звезд приводит нас к выводу, что существует неподвижная точка, центр небес (который может совпадать или не совпадать со звездой, в зависимости от эпохи), небесный полюс. Этот момент позволяет нам определить привилегированную ось, ось мира, как она есть, которая иногда определяется как направление от наблюдателя к полюсу. Наконец, это направление можно спроецировать на землю, чтобы найти меридиан, который, таким образом, связан со звездами и, следовательно, с ночью. Ортогональное направление, восток-запад, вместо этого обычно ассоциируется с солнцем и, следовательно, с дневным светом. Это можно найти, взяв перпендикуляр к меридиану, но его также можно найти самостоятельно, наблюдая за движением солнца в течение дня и зафиксировав его точку подъема / захода (если горизонт плоский). Аналогично, юг (в северном полушарии) можно найти независимо от ночных наблюдений, разделив пополам направление восхода / захода солнца, измеренное по кругу или по тени палки около полудня. Результатом этих операций является разделение мира на четыре части, которое и символично, и практично. Это процедура «космизации», в которой пространство становится упорядоченным, местом, которое было основано и подготовлено для человеческой жизни. В истории религии Mircea Eliade (Мирча Элиаде) (1959), вероятно, был первым, кто понял эти механизмы в деталях (в Приложении даю 3-х томник Элиаде «История Веры и Религиозных Идей»; В.И.). Он написал:

«Опыт сакрального пространства делает возможным основание мира: где священное проявляется в пространстве, реальное раскрывается, возникает мир. Чтобы быть обитаемым, мир сначала должен быть основан».

Поскольку мир разделен на четыре части, есть точка, в которой оси

пересекаются, и четыре части становятся единым целым. Это привилегированная точка, центр, пупок мира. У каждой культуры был свой космос, и поэтому у каждой культуры был свой собственный пупок: все римские дороги вели в Рим, все дороги инков вели в Куско (Ку?ско — город на юго-востоке Перу, административный центр региона Куско и одноимённой провинции), а для Данте Алигьери, в центре всех земель был Иерусалим. Пуп мира - это, естественно, особое место, идеальное место для общения. с другими уровнями, местом, где находится сила и физически проявляется ее идентичность. Таким образом, это часто также место, где представлен космос, даже воспроизведён, а также - избранным местом для начала загробной жизни. Например, в некоторых гробницах правителей майя, стены камеры украшены фресками с глифами сторон света [Глиф (др.-греч. ????? «вырезаю; гравирую») — элемент письма, конкретное графическое представление графемы, иногда нескольких связанных графем — составной глиф, — или только части графемы, например — диакритический знак; В.И.], и также египетские пирамиды были точно ориентированы по сторонам света, а стены египетских гробниц были помещены в «волшебные кирпичи», по одному на каждую из сторон света.

***

КОСМОС И ЗАГРОБНЫЙ МИР

Загробная жизнь - структурная составляющая любого мировоззрения, поскольку космос должен найти решение для загробной жизни. Как следствие, космос «многоуровневый», организован по уровням. Конечно, тогда нужны врата, позволяющие переходить между уровнями. Например, в период палеолита естественные пещеры могли принимать значение символических мест возрождения и, следовательно, - мест силы.

С зарождением монументальной архитектуры монументальные копии пещер стали строиться в виде каменных пирамид и гробниц. Однако, в некотором смысле эти места - как переходные и, следовательно, потенциально опасные - должны быть изолированы, как и пещеры. Это могло быть достигнуто за счет использования воды, заполнения рвов, окружающих могилы, или даже конкретного выбора места в ландшафте, например, такого, как излучина реки Boinne (Бойн — — река в провинции Ленстер в Ирландии. Берёт начало в деревне Кёрбери в графстве Килдер и течёт на северо-восток по графству Мит. Длина реки 112 километров; В.И.), где естественным образом возник своего рода мыс, на котором должны были быть построены Newgrange (Ньюгрейндж) и другие гробницы эпохи неолита. С рождением монументальной архитектуры небо и земля, подземный мир и космос встречаются в специально подготовленных местах. Слово «могила» может быть здесь редуктивным: монументальные могилы, такие как Ньюгрейндж, вероятно, являлись также местами паломничества и многие храмы, связанные с великими Египетскими пирамидами, функционировали как святыни поклонения соответствующих обожествленных фараонов на протяжении многих веков. Всегда следует помнить, что погребение мертвых, поклонение предкам и тому подобное, были действиями, направленными на живых. Места, построенные для взаимодействия между уровнями, фактически стали физическими посредниками между священным пространством и самим священным, так что пирамиды Египта, например, были артефактом, призванным обеспечить загробную жизнь правителя и, следовательно, правильное и предсказуемое развитие жизни живых после этого.

В качестве наглядного примера одновременной работы всех этих механизмов мы могли бы сослаться на так называемый Temple of the Inscriptions (Храм Надписей) на территории доколумбовой цивилизации майя Palenque (Паленке), штат Chiapas (Чьяпас) (РИС. 1). Памятник был построен во время правления King Pacal (короля Пакаля) (603–683 гг. н.э.) и является одним из шедевров архитектуры майя, девятиступенчатая пирамида с небольшой структурой на вершине (Schele, Freidel 1990). Загробный мир Майя, или Xibalb? (Шибальба), представлял сложный комплекс из девяти уровней, и храм, вероятно, является ключом к разгадке этого мира. Однако до 1952 года это не было известно, когда мексиканский археолог Альберто Рус (Alberto Ruz Lhuillier, 1906-1979) обнаружил, что храм был также могилой короля, который был похоронен в камере, расположенной в основании памятника и доступ к нему был по лестнице сверху. Гробница, которая была построена до возведения пирамиды и поэтому была частью единого архитектурного проекта, сохранилась в целости и сохранности. King Pacal (Пакаль) отдыхал в каменном саркофаге, закрытом крышкой с искусной надписью. Изображение на крышке, возможно, самое известное произведение искусства майя, запечатлевшее царя на фоне сцены, имеющей сложное астрономо-космологическое значение (РИС. 2). Пакаль изображен в центре сцены, которую пересекает крестообразная фигура вероятно, представляющая собой пересечение Млечного Пути и полосы, символизирующей Эклиптику. Под ним находится вход в Шибальбу, Королевство Мертвых, охраняемое маской, подобной чудовищу, и материально представлено девятью ярусами здания, построенного над гробницей. Но смерть короля должна быть также возрождением, так как его сын должен царствовать после него, а его люди должны жить дальше. Чтобы понять, как Пакаль связан с перерождением, нам нужно обратить внимание на следующее. Две зоны, в которых Млечный Путь пересекает отметку эклиптики, естественно, восход солнца в эти два дня в году. Из-за прецессии эти две даты меняются на протяжении веков, но в классический период майя эти даты были недалеко от солнцестояний. Следовательно, Пакаль идеально расположен в точке солнцестояния, чтобы его смерть можно было идентифицировать с возрождением по аналогии с возобновлением солнечного цикла и, следовательно, сельскохозяйственной деятельности, особенно выращиванием кукурузы (как явное напоминание о связи между умершими и возрождением солнечного цикла, близкое к дням зимнего солнцестояния - глядя с площади и дворца перед зданием, солнце садится за Храм Надписей, идеально спускающийся в склеп). Интересно, хотя гробница была полностью недоступна после погребения царя (спускающаяся лестница была забита землей и мусором), своего рода магическая связь между миром живых и миром духов, осуществлялась тем не менее посредством небольшой шахты, которая проходит параллельно лестнице и должна была позволить духу Пакаля появиться и проявиться. Этот интригующий образ представлен прямо на панели одного из храмов, построенных сыном Пакаля, так называемой Группой Креста. Изображение дает понять, что общение с мертвыми возникает в ИЗМЕНЕННОМ СОСТОЯНИИ СОЗНАНИЯ, вызванном употреблением наркотиков, и это подводит нас к другому фундаментальному моменту, а именно к СПОСОБАМ ОСВОЕНИЯ КОСМОСА.