Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-12-06 09:34

БУДУЩЕЕ РУССКОЙ ТАЙГИ

Решил вынести эту тему в отдельный материал. Я уже упомянул об этом в статье, о Псковских лесах. Но, видимо, нужно описать отдельно. Чтобы получилась цельная картина.

Сейчас власти нашей страны пожарными методами пытаются «разрулить» ситуацию, сложившуюся в лесном секторе страны.

«Пожарными методами», при чем, часто даже впрямую. Русская Тайга и горит в пожарах не меньше, чем вырубается. Пост-советские реформы лесного законодательства принимались ситуационно, без плана на перспективу, без плана на 50-100 лет вперед. В интересах получения денег. А, чаще, «продавливались» такие изменения крупными коммерческими структурами. В интересах получения денег, соответственно, коммерсантами.

Это не жизнеспособная совершенно ситуация чисто физически, по реальным причинам! По причинам, не зависящим ни от власти, ни от отдельных людей. Неважно при этом, отдельный человек - это коммерсант, просто житель лесной зоны или ученый-эколог.

Мы в любом случае имеем дело с экологической системой леса. С живой системой со своими законами развития. И интервалы развитья леса – это 50 – 100 лет минимум! Соответственно, если мы хотим регулировать использование леса людьми, то мы должны учитывать такие интервалы времени. Лесное законодательство, не меняющееся 100 лет и больше. Лесной план на 100 лет вперед.

А даже государства, как форма управления взаимодействием людей, не живет столько! Русская Тайга гораздо древнее, чем любое государство на ее территории! Люди приходят и уходят. Люди создают государства. Государства развиваются и разрушаются. А тайга остается!

Князь город строит, лес вырубит. Другой князь в набег пойдет, город сожжет. В пожаре и лес загорится. Вся местность выгорит. Не беда! Пока новый город заложат, пока опять войны начнут – лес разрастется. Все восстановится.

С увеличением количества людей, с ростом государств лес сам по себе перестал успевать восстанавливаться. И это произошло не прямо сейчас, а достаточно давно.

Первый раз государственные органы власти поняли, что само ничто не восстановится в Российской Империи, до революции. Было налажено лесное хозяйство. Леса массово высаживались уже тогда!

Второй раз это было в Советском Союзе. И тоже – создали стратегические планы, высаживали лес. Потому, что поняли: само по себе не восстановится! Масштабы уничтожения человеком выше, чем скорость восстановления естественная, в рамках существующих природных циклов.

Сейчас мы «наступили на одни и те же грабли в третий раз»!

Пока государственные органы власти осознали, что лесное хозяйство убыточно для государства. Доходы от эксплуатации лесов идут в карманы коммерсантам, а оплачивать расходы приходится государству. А не оплачивать эти расходы невозможно. Вот и начались действия с целью развернуть «денежный поток» в сторону государства. Первым делом вернуть криминальные деньги, прекратить незаконное обогащение коммерческих структур.

Ничего нового, все уже происходило дважды в нашей стране! Отличие в деталях, а, по сути, все одно и то же! В Российской Империи были вырублены доступные, эксплуатационные, леса вблизи центров развития промышленности. И государству пришлось вмешиваться и засаживать огромные территории новым лесом.

В СССР огромные территории лесов были потеряны после революции и Великой Отечественной войны. Плюс, при переносе промышленности в Сибирь и на Урал из центра. Вырубали срочно, без плана и контроля. И потом пришлось создавать лесное хозяйство, планировать на годы вперед и высаживать леса.

Сейчас леса сгорели «в огне алчности», ради прибыли желающих на этом заработать. Очередной цикл социальный подошел к финалу: власти осознали, что без их вмешательства леса сами не восстановятся, будет уничтожено все.

Я учитываю, что все происходило уже подобным образом. Я учитываю, что есть уже опыт СССР, опыт Российской Империи. И поэтому говорю – власти и дальше, вынужденно, лесной сектор будут налаживать! От контроля, борьбы с коррупцией и принуждения к оплате налогов придется перейти и к налаживанию всей системы лесного хозяйства. Уже сейчас не хватает специалистов, работающих с лесом. Вынужденно, с опозданием, но систему подготовки таких специалистов восстанавливать придется. С восстановлением лесов, с посадкой деревьев, где это необходимо - все также. Пока хотят переложить это на арендатора лесоучастка. Арендатора вынуждены будут контролировать. Выяснится за несколько лет, что часть арендаторов увильнули от обязательств путем банкротства юридического лица, часть – реально обанкротились. Думаю, и восстановление лесов придется брать на себя государственным структурам. А там и до единого Госплана в лесах один шаг! Дойдет, что система управления на большой территории и в больших интервалах времени может быть только государственной. И налаживать ее придется вынужденно. Потому, что большие пожары, например, будут провоцировать скандалы, протесты в обществе. Плюс дорого потом ликвидировать экстренно последствия.

Конечно, это, в общем. В деталях есть отличия. Есть отличия в технологиях. Снимки из космоса, дроны, видеонаблюдение – всего этого не было. Все процессы стали более глобальными. И восстановление лесов стало иметь значение для всех, во всем мире. Как и их уничтожение стало глобальным, стало процессом намного более быстрым, чем в прошлом. Вероятно, будут заключаться какие-то межгосударственные договора. Вероятно, будет какой-то международный статус глобальных защитных лесов. Правительство Бразилии не сможет бесконечно игнорировать другие страны и говорить: Нам нужны новые площади под сою, сколько хотим, столько Амазонскую сельву и выжигаем – это наша территория. Есть научные данные, есть понимание того, что это влияет и на другие страны. Придется договариваться! Точно также становится понятно, что тайга Сибири влияет на климат всего континента. Придется это учитывать и договариваться на международном уровне.

И отдельно: говоря об изменениях, о том, чего не было в прошлом, нужно сказать про взаимодействие общества и власти. Про Российскую Империю мне вообще говорить сложно. В СССР, насколько я понимаю, чтобы влиять на государство, нужно было быть членом партии, признанным специалистом в чем-то: ученым, руководителем лесхоза, если речь о лесе. Решения там были элитарные и принимались на основе мнения узкого круга специалистов и руководителей. Сейчас ситуация другая. Много лет специалисты говорили, писали доклады в органы власти о неприемлемости реформ в лесном секторе. Безрезультатно! Их успешно «продавливали» коммерсанты. Реальные специалисты, ученые недоумевали: почему их не слышат? Почему власти не реагируют на серьезные аргументы специалистов?! Ситуация изменилась, когда накопилось и стало массовым возмущение людей. Сначала в соцсетях. Потом об этом стали писать и СМИ. И сейчас мы видим, что массовое возмущение людей, резонанс в соцсетях приводят к быстрым действиям государства. Специалисты в самом ведомстве до своих руководителей достучаться не могут годами! А ролик на видеохостинге, замеченный массой людей, сразу привлекает внимание и сдвигает бюрократическую машину с места!

Такие изменения, такое сейчас общественное устройство. Серьезный специалист, лесной инженер, допустим, может написать важное исследование. Отправить его вышестоящему руководству. И быть уверенным, что его серьезные и важные данные так и сгинут где-то в бюрократических коридорах. А надо было ролик на Ютубе запилить, разрекламировать – тогда бы и до министра дошло!

В этом наша с вами возможность, возможность для простых людей! Ну, и ответственность в какой-то мере! Проверено на практике за все последние годы. Создается общественный резонанс – мы получаем реакцию властей. Хотя бы частичное, но решение проблемы.

Поэтому – подписывайтесь, ставьте лайки, перепащивайте!

Меня в правительстве слышат лучше, чем собственных специалистов!

Я адекватно понимаю, что у меня не хватает возможностей на детальное исследование какого-то лесного массива. Тем более на серьезный мониторинг, который лесник может вести годами на своем участке. Но так сейчас устроено общественное взаимодействие, что только так, через создание общественного резонанса, удается хотя бы наиболее важные вопросы донести до власти!

Мы будем продолжать борьбу за Русскую Тайгу! За леса наши.

(Автор: Русский путешественник, писатель )