Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Война неандертальцев и Sapiens длилась более 100 000 лет
Примерно 600 000 лет назад человечеством разделилось на две группы. Одна группа осталась в Африке и превратилась в нас, Homo sapiens. А другая отправилась на север и на восток, захватив Европу и Азию. Они стали Homo neanderthalensis—неандертальцами.
Неандертальцы не были нашими предками, они были нашими братьями и сестрами по эволюционному древу, которые развивались параллельно нам.
Именно поэтому они нас так интересуют. Ведь они показывают нам, какими мы были и какими могли бы стать. Конечно, хочется представлять их мирным народом, который жил в гармонии с природой и друг с другом.
И это бы означало, что наша территориальность, наша любовь к жестокости и войнам—это болезни исключительно H.sapiens.
Но благодаря палеонтологии и биологии мы знаем, что неандертальцы были совсем не мирным народом. Они были умелыми и опасными воинами. И победить их смогли лишь H.sapiens.
Сверххищники
Наземные млекопитающие-хищники чрезвычайно территориальны. Особенно те, которые охотятся стаями. Как и львы, волки и Homo sapiens, неандертальцы охотились группами, предпочитая крупную добычу.
У таких хищников редко есть конкуренты, поэтому перенаселение провоцирует конфликты за территории. Неандертальцы тоже столкнулись с такой проблемой. Раз уж нет хищников, которые подчищают твою популяцию… это сделают войны за территории.
Такая территориальность заложена в нас эволюцией. Эта черта сильно проявляется и у наших близких родственников—шимпанзе. Самцы шимпанзе регулярно собираются группами и нападают на самцов из конкурирующего племени. И это их поведение очень похоже на наши человеческие войны.
Все это позволяет предположить, что такая скоординированная агрессия развилась у наших общих с шимпанзе предков, около 7 миллионов лет назад, а то и раньше. Это означает, что и неандертальцы переняли эту черту.
С древних времен
Война—это не современное изобретение. Мы враждуем друг с другом с незапамятных времен. Это древняя, фундаментальная часть нашей истории. Древнейшие тексты полны описаний военных успехов и поражений. Археологи продолжают находить все новые древние крепости, следы древних баталий и доисторических побоищ.
Неандертальцы не были исключением. Они были очень похожи на нас по форме черепа и общей анатомии скелета. Наши ДНК совпадают на 99,7%.
И по поведению они тоже были похожи на нас. Они умели обращаться с огнем, они хоронили умерших, создавали украшения из ракушек и зубов животных, творили и собирали из каменей алтари.
Жизнь, полная жестокости
Археологические находки подтверждают, что неандертальцы были далеко не мирным народом.
Neanderthalensis были умелыми охотниками на большую дичь. С помощью копий они валили оленей, бизонов, горных козлов, лосей и даже носорогов и мамонтов. Вряд ли бы сложили оружие при встрече с Homo sapiens, когда те пришли завоевывать их территории.
Конфликты случались повсеместно. Самым эффективным орудием убийства были дубины. На черепах доисторических H.sapiens часто встречаются следы от ударов дубинами. Такие же следы есть и на следах неандертальцев.
Еще одним показательным признаком регулярных сражений являются трещины в костях предплечья и кисти. Такие специфичные защитные травмы появляются, когда человек отбивает наносимый удар.
Чаще всего травмы встречаются на костях молодых неандертальцев. Умирали они тоже чаще. Конечно, некоторые травмы могли быть получены и в ходе охоты, но гораздо лучше они совпадают с травмами племен, которые ведут продолжительные войны друг с другом с малым количеством больших битв, зато большим количеством регулярных набегов.
Сопротивление неандертальцев
К сожалению, война не оставляет таких явных следов о границах территорий.
Самым прочным доказательством того, что неандертальцы действительно воевали с H.sapiens, является то, что при встрече с нами они удержали свои территории еще на 100 000 лет.
Иначе бы H.sapiens гораздо быстрее вышли бы из Африки и отправились захватывать остальной мир. Вряд ли нас испугал холод севера. Скорее, нам мешали воинственные неандертальцы, прочно осевшие в Европе и Азии. Маловероятно, что мы сумели жить мирно. Рост населения неизбежно бы привел к войнам за территории.
Тысячи лет мы проигрывали неандертальцам, которые лучше нас знали свои территории и их особенности.
Да и в самих битвах неандертальцы были сильнее нас. Они были массивнее и мускулистее. В ближнем бою они легко могли завалить более мелких H.sapiens. И большие глаза, вероятно, давали им преимущество в условиях слабой освещенности.
Победа H.sapiens
Каким-то образом мы все же победили. Возможно, мы изобрели более эффективное оружие дальнего боя: луки, устройства для метания копья, метательные дубины и т.д.
А возможно, улучшились наши навыки охоты и собирательства, увеличилась численность, и мы взяли неандертальцев количеством.
Homo sapiens вырвались из Африки 200 000 лет назад. Более 150 000 лет у нас ушло на то, чтобы заселить все земли неандертальцев.
В общем, наше наступление на неандертальцев не была молниеносным, как многие считают. Неандертальцы были умелыми воинами, и поэтому наша с ними борьба длилась долгие тысячелетия.
Материал написан по статье Николаса Р. Лонгрича, главного лектора Еволюционной биологии и палеонтологии в Университете Бата. Читайте оригинальную статью на сайте The Conversation.