К сожалению, науке до этого еще очень далеко. Мы еще не возродили даже мамонтов, хотя это гораздо проще.
Во-первых, последние мамонты жили не очень давно: на острове Врангеля живые мамонты гуляли всего-навсего 4000 лет назад! В вечной мерзлоте сохранились замороженные останки мамонтов, из которых можно извлечь ДНК. Геном мамонта уже прочтен (то есть уже известна последовательность букв-нуклеотидов в геноме мамонта, в которой зашифрована программа развития мамонта из оплодотворенной яйцеклетки). Более того, из замороженных тканей мамонтов можно извлечь целые клеточные ядра и пересадить их в яйцеклетку другого млекопитающего. Такие эксперименты уже проводились с яйцеклетками мышей. При этом клеточные ядра мамонта даже проявляют слабые признаки жизни (K. Yamagata et al., 2019. Signs of biological activities of 28,000-year-old mammoth nuclei in mouse oocytes visualized by live-cell imaging)!
Во-вторых, у нас есть живые очень близкие родственники мамонтов — слоны. Поэтому в общем понятно, кто мог бы выносить мамонтенка, который разовьется из слоновьей яйцеклетки с внедренным в нее геномом мамонта: слониха могла бы. Но осталось еще много технических проблем, которые в принципе решаемы, но до полного их решения науке еще надо долго развиваться.
С динозаврами всё намного хуже. Первая трудность — отсутствие живых близких родственников вымерших динозавров. Конечно, если не считать птиц, которые не только произошли от динозавров, но и сами условно считаются динозаврами (по современным формальным правилам биологической классификации). Но ведь нас интересуют не птицы, а «настоящие», древние нелетающие динозавры вроде диплодока или тираннозавра.
Впрочем, биотехнологии развиваются сейчас так быстро, что мы вообще-то вполне можем надеяться, что в обозримом будущем ученые научатся выращивать, например, гусят в курином яйце. А там уже и до динозаврят недалеко. Так что проблема «суррогатных матерей» (или «суррогатных яиц») не выглядит совершенно непреодолимой.
Гораздо хуже дела обстоят с другой проблемой. У нас нет ни геномов, ни, тем более, живых клеток динозавров. Последние настоящие («нептичьи») динозавры вымерли 66 миллионов лет назад. Так долго ДНК сохраняться не может. По крайней мере, сегодня ученые почти уверены, что не может. Если даже нам невероятно повезет и мы всё-таки найдем исключительно хорошо сохранившиеся ископаемые остатки динозавров, в которых сохранились кусочки древней динозавровой ДНК, эти кусочки наверняка будут очень маленькими и немногочисленными. Полный геном динозавра мы из них точно никогда не соберем. Это и есть главная трудность.
На первый взгляд она кажется непреодолимой. Но не стоит недооценивать возможности науки! Можно поискать обходные пути. Сейчас очень быстро развивается сравнительная геномика — наука об устройстве и эволюции геномов. Она уже сегодня позволяет кое-что сказать о геномах давно вымерших животных на основе имеющихся знаний о геномах их современных потомков. Например, имея геномы современных птиц, в принципе можно восстановить (пусть пока лишь частично и очень приблизительно) последовательность букв-нуклеотидов в геноме их последнего общего предка — той примитивной мезозойской птицы, от которой все современные птицы произошли.
Другая быстро развивающаяся наука — эволюционная биология развития — пытается разобраться в том, как разные гены влияют на развитие организма и как эволюционные изменения генов приводят к изменениям в строении организма.
Есть надежда, что вместе эти две науки (конечно, если всё будет хорошо и они продолжат быстро развиваться еще несколько столетий) разработают методы проектирования геномов и искусственного выращивания животных, которых сегодня не существует на Земле. Это могут быть в том числе и животные, похожие на вымерших динозавров. Хотя, конечно, по-настоящему воскресить какого-то конкретного «нептичьего» динозавра, не оставившего живых потомков, таким способом, скорее всего, никогда не удастся. Потому что мы никогда не узнаем точную последовательность нуклеотидов в его геноме. Но искусственно спроектированные животные, напоминающие динозавров, возможно, когда-нибудь и появятся на свет.
Ответил Александр Марков
Рисунок Екатерины Волович