Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Бромо, Булусан, Везувий, Иджен, Йеллоустоун, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Питон-де-ла-Фурнез, Толбачик, Турриальба, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-11-10 21:36

ПСЕНАФА. КОМПЛЕКС МЕОТСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НАЙДЕННЫЙ НА ОКРАИНЕ МАЙКОПА

«Распахнутая земля», «Путешествие в загадочную Скифию», «Курганы рассказывают», «Древнее золото Кубани», многие другие книги, регулярно выходившие в свет во времена СССР, выполняли одну из важных социальных функций - знакомили детей, юношество, а также вполне взрослых граждан, с такой увлекательной наукой как археология.

Но сейчас, к большому сожалению, эта практика основательно подзабыта. Больше на слуху «подвиги» «черных археологов» в СМИ и вынужденное кондотьерство археологов-профессионалов, которым зачастую приходится обслуживать интересы владельцев земельных участков, предназначенных под гостиницы и торговые центры. На чистую науку времени мало - сдал один контракт, бери следующий, статьи и монографии писать почти некогда, какие уж тут «популярные археологические рассказы для детей и взрослых».

Именно поэтому в нашем ВК-сообществе есть регулярная рубрика «Археология Северо-Западного Кавказа», с помощью которой мы пытаемся восполнить этот пробел. В этот раз вашему вниманию будет представлена тема курганных ритуальных площадок («храмы под открытым небом»), которые оставили после себя племена и народы, жившие на Кубани в эпоху раннего железного века...

В 2011-2012 годах, в ходе работ по реконструкции газопровода «Майкоп-Самурская-Сочи», близ хутора Подгорного Майкопского района был исследован памятник меотской культуры - археологический комплекс «Псенафа», получивший свое название от протекающей рядом речки. Время его бытования - с конца IV века до н.э. до I века н.э.

За два полевых сезона, проведенных на северной окраине города Майкопа, археологи «Кавказской археологической экспедиции Государственного музея Востока», работавшие под руководством Владимира Эрлиха, изучили остатки меотского поселка, в котором люди жили на протяжении более 400 лет. Здесь было обнаружено «поселение площадью около 7 000 квадратных метров, синхронное поселению долговременное святилище, включающее около 300 жертвенных комплексов, грунтовый могильник», а на нем - «серия элитных коллективных погребений».

Наиболее интересным по своим находкам было «долговременное святилище», которое античные меоты расположили на вершине древнего кургана эпохи бронзы. Первоначальные хозяева кургана совершили в нем около 10 погребений. Особенно интересны погребения северокавказской культуры под номерами 7 и 19. В первом было обнаружено богатое женское погребение с бронзовыми молоточковидными булавками и ожерельем из бронзовых и стеклянных бус. Второе мужское погребение на деревянных носилках сопровождалось инсигнией (символом власти) - каменной булавой. Подобные погребения для территории Закубанья уникальны.

В верхней части насыпи кургана, на небольшой глубине, «было обнаружено более 250 жертвенных комплексов меотской археологической культуры». Проще говоря, там лежали многочисленные следы ритуальных трапез и жертвоприношений: кости животных - быков и лошадей, груды керамических черепков от сосудов для возлияний, специально разбитых в ходе проведения ритуалов. Кроме этого, здесь нашли и более ценные приношения в святилище, лежавшие отдельно или целыми кучками-скоплениями: оружие, оставленное мужчинами-воинами, - наконечники копий и дротиков, мечи и кинжалы, несколько раз были встречены наконечники стрел и один раз - бронзовый шлем местного производства. С мужским воинским культом были связаны и принесенные в жертву боевые лошади с уздечными принадлежностями.

К каким-то женским ритуалам относятся многочисленные находки зеркал, пряслиц и разнообразных украшений из стекла (бус и подвесок) и драгоценных металлов, среди которых - специально деформированная (ритуально убитая) уникальная золотая брошь с цепочками. Кроме этого о специальных ритуальных действиях свидетельствуют многочисленные остатки дорогой посуды, как керамической (кувшины, канфары), так и бронзовой (котел) и стеклянной (кубки-скифосы малоазийского производства).

Предварительный анализ археологического материала показал, что ритуальные действия на этом святилище производились весь период существования поселения Псенафа, то есть с конца IV в до н.э. по I в. н.э.

Так, например, самым древнейшим оказалось конское жертвоприношение с бронзовыми псалиями в виде лежащей пантеры с подогнутыми задними лапами, а верхнюю дату совершения ритуальных действий дают конские удила с колесовидными псалиями, мечи и кинжалы без перекрестия с черенковыми рукоятями и зеркала-подвески. Судя по всему, на вершине этого кургана, насыпанного еще в эпоху бронзы, помещался сакральный центр меотского поселения, где совершались ритуалы, связанные с жизнью всего коллектива, куда приносились по тому или иному случаю жертвы и подношения божеству.

Рядом с курганом-святилищем был раскопан синхронный ему грунтовый могильник, «открытый на периферии курганной насыпи». Всего здесь было исследовано более 80 погребений, относящихся к меотской эпохе.

Погребенные имели преимущественно южную ориентировку и вытянутое положение. Мужские воинские погребения, насыщенные наконечниками копий, дротиков, мечами и кинжалами, часто сопровождались погребениями лошадей, которые помещались рядом, либо сверху в могильной яме.

Особо стоит выделить группу богатых погребений. В погребении № 70 был встречен золотой налобный венчик, золотые серьги с изображением львиных головок и серебряная брошь-фибула. Аналогичные серьги эллинистического типа были встречены в погребении №76 вместе золотыми бусами и бронзовым перстнем с изображением египетской царицы Арсинои III. Подобные перстни производились в Египте до конца III в. до н.э.

К более позднему времени, к II - I вв. до н.э. относится богатое коллективное погребение №62. В нем был обнаружен железный канделябр, ручка бронзовой сковородки в виде головы барана, золотая гривна, золотой кулон с халцедоновой вставкой, ромбовидная золотая фибула, стеклянный канфар-скифос, ряд других вещей. На сопровождавших эту могилу двух лошадях были обнаружены бронзовые нагрудники с шумящими колокольчиками-привесками.

Как считает руководитель раскопок В.Эрлих, «в целом для меотской элиты не характерен чрезмерно богатый погребальный инвентарь, подобный тому, что встречается в курганах скифской и сарматской аристократии. Наиболее ценные приношения совершались меотами в ритуальных комплексах-святилищах. По своему количеству и качеству они многократно превосходят содержимое могил. Не исключением являются и ритуальные комплексы (приношения в святилище), обнаруженные в кургане № 1 могильника «Псенафа». Такая же система прослеживается в других меотских памятниках Закубанья - Серегинском и Тенгинском могильниках.

В то же время, обнаруженные в элитных погребениях предметы (импортная посуда, украшения из золота и полудрагоценных камней, стекла) свидетельствуют как о высоком статусе погребенных, так и об обширных торговых связях высших слоев местного меотского общества с Македонией, Восточным Средиземноморьем и кельтским миром в эллинистическую эпоху. #Археология_Северо_Западного_Кавказа