«Распахнутая земля», «Путешествие в загадочную Скифию», «Курганы рассказывают», «Древнее золото Кубани», многие другие книги, регулярно выходившие в свет во времена СССР, выполняли одну из важных социальных функций - знакомили детей, юношество, а также вполне взрослых граждан, с такой увлекательной наукой как археология.
Но сейчас, к большому сожалению, эта практика основательно подзабыта. Больше на слуху «подвиги» «черных археологов» в СМИ и вынужденное кондотьерство археологов-профессионалов, которым зачастую приходится обслуживать интересы владельцев земельных участков, предназначенных под гостиницы и торговые центры. На чистую науку времени мало - сдал один контракт, бери следующий, статьи и монографии писать почти некогда, какие уж тут «популярные археологические рассказы для детей и взрослых».
Именно поэтому в нашем ВК-сообществе есть регулярная рубрика «Археология Северо-Западного Кавказа», с помощью которой мы пытаемся восполнить этот пробел. В этот раз вашему вниманию будет представлена тема курганных ритуальных площадок («храмы под открытым небом»), которые оставили после себя племена и народы, жившие на Кубани в эпоху раннего железного века...
В 2011-2012 годах, в ходе работ по реконструкции газопровода «Майкоп-Самурская-Сочи», близ хутора Подгорного Майкопского района был исследован памятник меотской культуры - археологический комплекс «Псенафа», получивший свое название от протекающей рядом речки. Время его бытования - с конца IV века до н.э. до I века н.э.
За два полевых сезона, проведенных на северной окраине города Майкопа, археологи «Кавказской археологической экспедиции Государственного музея Востока», работавшие под руководством Владимира Эрлиха, изучили остатки меотского поселка, в котором люди жили на протяжении более 400 лет. Здесь было обнаружено «поселение площадью около 7 000 квадратных метров, синхронное поселению долговременное святилище, включающее около 300 жертвенных комплексов, грунтовый могильник», а на нем - «серия элитных коллективных погребений».
Наиболее интересным по своим находкам было «долговременное святилище», которое античные меоты расположили на вершине древнего кургана эпохи бронзы. Первоначальные хозяева кургана совершили в нем около 10 погребений. Особенно интересны погребения северокавказской культуры под номерами 7 и 19. В первом было обнаружено богатое женское погребение с бронзовыми молоточковидными булавками и ожерельем из бронзовых и стеклянных бус. Второе мужское погребение на деревянных носилках сопровождалось инсигнией (символом власти) - каменной булавой. Подобные погребения для территории Закубанья уникальны.
В верхней части насыпи кургана, на небольшой глубине, «было обнаружено более 250 жертвенных комплексов меотской археологической культуры». Проще говоря, там лежали многочисленные следы ритуальных трапез и жертвоприношений: кости животных - быков и лошадей, груды керамических черепков от сосудов для возлияний, специально разбитых в ходе проведения ритуалов. Кроме этого, здесь нашли и более ценные приношения в святилище, лежавшие отдельно или целыми кучками-скоплениями: оружие, оставленное мужчинами-воинами, - наконечники копий и дротиков, мечи и кинжалы, несколько раз были встречены наконечники стрел и один раз - бронзовый шлем местного производства. С мужским воинским культом были связаны и принесенные в жертву боевые лошади с уздечными принадлежностями.
К каким-то женским ритуалам относятся многочисленные находки зеркал, пряслиц и разнообразных украшений из стекла (бус и подвесок) и драгоценных металлов, среди которых - специально деформированная (ритуально убитая) уникальная золотая брошь с цепочками. Кроме этого о специальных ритуальных действиях свидетельствуют многочисленные остатки дорогой посуды, как керамической (кувшины, канфары), так и бронзовой (котел) и стеклянной (кубки-скифосы малоазийского производства).
Предварительный анализ археологического материала показал, что ритуальные действия на этом святилище производились весь период существования поселения Псенафа, то есть с конца IV в до н.э. по I в. н.э.
Так, например, самым древнейшим оказалось конское жертвоприношение с бронзовыми псалиями в виде лежащей пантеры с подогнутыми задними лапами, а верхнюю дату совершения ритуальных действий дают конские удила с колесовидными псалиями, мечи и кинжалы без перекрестия с черенковыми рукоятями и зеркала-подвески. Судя по всему, на вершине этого кургана, насыпанного еще в эпоху бронзы, помещался сакральный центр меотского поселения, где совершались ритуалы, связанные с жизнью всего коллектива, куда приносились по тому или иному случаю жертвы и подношения божеству.
Рядом с курганом-святилищем был раскопан синхронный ему грунтовый могильник, «открытый на периферии курганной насыпи». Всего здесь было исследовано более 80 погребений, относящихся к меотской эпохе.
Погребенные имели преимущественно южную ориентировку и вытянутое положение. Мужские воинские погребения, насыщенные наконечниками копий, дротиков, мечами и кинжалами, часто сопровождались погребениями лошадей, которые помещались рядом, либо сверху в могильной яме.
Особо стоит выделить группу богатых погребений. В погребении № 70 был встречен золотой налобный венчик, золотые серьги с изображением львиных головок и серебряная брошь-фибула. Аналогичные серьги эллинистического типа были встречены в погребении №76 вместе золотыми бусами и бронзовым перстнем с изображением египетской царицы Арсинои III. Подобные перстни производились в Египте до конца III в. до н.э.
К более позднему времени, к II - I вв. до н.э. относится богатое коллективное погребение №62. В нем был обнаружен железный канделябр, ручка бронзовой сковородки в виде головы барана, золотая гривна, золотой кулон с халцедоновой вставкой, ромбовидная золотая фибула, стеклянный канфар-скифос, ряд других вещей. На сопровождавших эту могилу двух лошадях были обнаружены бронзовые нагрудники с шумящими колокольчиками-привесками.
Как считает руководитель раскопок В.Эрлих, «в целом для меотской элиты не характерен чрезмерно богатый погребальный инвентарь, подобный тому, что встречается в курганах скифской и сарматской аристократии. Наиболее ценные приношения совершались меотами в ритуальных комплексах-святилищах. По своему количеству и качеству они многократно превосходят содержимое могил. Не исключением являются и ритуальные комплексы (приношения в святилище), обнаруженные в кургане № 1 могильника «Псенафа». Такая же система прослеживается в других меотских памятниках Закубанья - Серегинском и Тенгинском могильниках.
В то же время, обнаруженные в элитных погребениях предметы (импортная посуда, украшения из золота и полудрагоценных камней, стекла) свидетельствуют как о высоком статусе погребенных, так и об обширных торговых связях высших слоев местного меотского общества с Македонией, Восточным Средиземноморьем и кельтским миром в эллинистическую эпоху. #Археология_Северо_Западного_Кавказа