Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-11-06 00:35

Последствия глобальной ядерной войны

Глобальная ядерная война

Когда говорят о глобальной ядерной войне между Россией и США, к которой обязательно подключатся другие официальные и неофициальные участники «ядерного клуба», то считают, что это ознаменует конец человечества. Радиационное заражение местности, «ядерная зима», некоторые даже считают, что жизнь будет уничтожена полностью, а планета расколется на части.
Полное уничтожение жизни на Земле, равно как и раскол планеты на части, — настолько абсурдные сценарии, что даже обсуждать их нет смысла. Это было невозможно в середине 80-х годов прошлого века, когда суммарное количество ядерных зарядов на планете превышало 65 тысяч боеголовок, и тем более невозможно сейчас, когда совокупное количество ядерных зарядов у всех стран мира с учётом тактического ядерного оружия (ТЯО) не превышает 15-20 тысяч боеголовок.

Ориентировочное количество ядерного оружия в мире

Споры о возможности наступления «ядерной зимы» ведутся до сих пор. Строятся климатические модели, ведутся дискуссии. Одни склоняются к тому, что «ядерная зима» станет чуть ли не новым ледниковым периодом протяжённостью в десятилетия, другие утверждают, что «ядерная зима» продлится несколько месяцев и приведёт к локальным последствиям, третьи считают, что глобальная ядерная война вообще приведёт к усилению парникового эффекта и глобальному потеплению.
Так что же из этого более реально?

Во-первых, несмотря на глобальный рост компьютерных мощностей, появление нейросетей и совершенствование программного обеспечения, климатологи до сих пор не могут спрогнозировать погоду на срок, превышающий несколько недель, с приемлемой вероятностью. Что уж тут говорить о прогнозировании климата после глобальной ядерной войны?

Во-вторых, в части воздействия ядерного оружия на климат планеты можно провести аналогию с извержением вулканов. Например, 27 августа 1883 произошло извержение вулкана Кракатау, расположенного на архипелаге между островами Ява и Суматра. Считается, что сила взрыва при извержении этого вулкана в 10 тысяч раз превысила силу взрыва при Хиросиме. В воздух было выброшено 18 кубических километров пепла, горящие камни разлетелись по поверхности площадью четыре миллиона квадратных километров. На расстоянии 60 километров от места извержения вулкана у людей разрывались барабанные перепонки, взрывная волна семь раз обогнула Землю. Среднегодовая температура в северном полушарии планеты снизилась на 0,8 градуса.

Во время извержения супервулкана Тамбора на индонезийском острове Сумбава в 1815 году было выброшено около 100 кубических километров пепла. Значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет, глобальная температура упала на 2,5 градуса.

Иллюстрация извержения супервулкана Тамбора в 1815 году

Какой из всего этого можно сделать вывод? Климатические изменения в случае глобальной ядерной войны конечно будут иметь место, но они не будут определяющим фактором, влияющим на выживание человечества, скорее, негативным дополнением к другим факторам.

Глобальная ядерная война не приведёт ни к ядерной зиме, ни к глобальному потеплению, но негативное влияние на климат она обязательно окажет

Вопреки заявлениям политиков и военных о том, что ядерная война может быть «гуманной» и бомбардировке подвергнутся только военные объекты, у автора нет сомнений в том, что глобальная ядерная война будет максимально «людоедской». В тот момент, когда станет ясно, что межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) противника покинули шахты и цели их неизвестны, ответный удар будет нанесён всеми имеющимися силами с целью причинения максимального ущерба противнику. В качестве целей будут выбраны наиболее крупные города и промышленные объекты, важнейшие объекты инфраструктуры, атомные электростанции, гидроэлектростанции, хранилища отработанных ядерных материалов и опасных химических веществ. В ход пойдёт запрещённое «несуществующее» биологическое и химическое оружие.

Хиросима. Так может выглядеть большая часть крупных городов мира после массированного обмена ядерными ударами

Нет сомнений в том, что ни США, ни Россия не допустят того, чтобы кто-то получил шансы на глобальное лидерство в постъядерном мире. Поэтому свою долю ядерных зарядов получат все развитые промышленные страны. Аналогичным образом поступят и другие члены «ядерного клуба»: Северная Корея вдарит по Южной, Китай и Пакистан сцепятся с Индией, Израиль с арабами и так далее.
Несмотря на всё это, конец жизни на Земле не случится. Сложно предсказать, какой процент населения будет уничтожен в ходе глобальной ядерной войны, в любом случае это будут миллиарды жизней. Часть погибнет сразу, часть — в результате радиационного и химического заражения, эпидемий, отсутствия медицинской помощи, голода, холода и других факторов. Можно предположить, что так или иначе погибнет не менее половины населения планеты.

Оставшиеся погрузятся… нет, не в каменный век, но в начало XX века вполне.

Потери и причины

С одной стороны, у разрушенного человечества останется информация о ранее разработанных технологиях, с другой стороны, условия для восстановления будут совсем не те, что, что существовали ранее. Если мы предположим, что человечество откатится к уровню технологического развития, примерно соответствующего концу Первой мировой войны, то можно ожидать, что уже через три десятилетия люди вновь выйдут в космос, вновь создадут ядерное оружие, а через сто лет вернутся в «сегодня».

В реальности будет существовать ряд осложняющих факторов:

1. Высочайшая урбанизация населения. В начале XX века большая часть населения проживала в сельской местности, в домах с индивидуальным отоплением, санитарными удобствами (пусть и в «огороде»), садом и огородом, а теперь больше половины населения планеты проживает в городах. Высокая урбанизация приведёт не только к большим потерям в первые часы ядерного конфликта, но и к последующему вымиранию населения от холода, голода и антисанитарии.

Увеличение доли городского населения в мире

Урбанизация населения привела к тому, что заброшенными оказались десятки и даже тысячи деревень

2. Вымиранию населения будет способствовать общее ослабление здоровья, которое возникло в ходе ослабления естественного отбора: благодаря успехам медицины сейчас выживают те, чья смерть сто лет назад была неизбежна. Не стоит это воспринимать как призыв к возврату к семьям, в которых была дюжина детей, но половина, а то и две трети из них не доживали до совершеннолетия, но факт остаётся фактом. В случае глобальной войны без доступа к лекарствам многие погибнут, рождаемость снизится, а материнская смертность возрастёт из-за отсутствия квалифицированной помощи при родах.
3. Ухудшению ситуации будет способствовать и ориентация стран на постиндустриальный мир. Когда говорилось о постиндустриальном мире, то под этим, конечно, не подразумевался постъядерный мир с уничтоженной промышленностью. Дело даже не в адвокатах, финансистах, менеджерах и других аналогичных профессиях, востребованных в наше время, а в том, что во многом изменилось производство и промышленность. Там, где раньше требовались 1000 рабочих и 500 станков, сейчас достаточно 10 станков с ЧПУ и 5 наладчиков к ним. Станки с ЧПУ требуют сложного технического обслуживания, специфичных расходных материалов и качественных заготовок для своей работы. В случае глобальной ядерной войны, даже если высокотехнологичное оборудование не выйдет из строя сразу, оно может стать непригодным в течение нескольких последующих месяцев.

Даже если найдутся старые станки, то пять условных операторов станков с ЧПУ никак не смогут заменить 1000 квалифицированных рабочих. А их нет, поскольку они не востребованы и их больше не обучают. В результате многие профессии придётся осваивать с нуля.

Современное производство вряд ли выживет в постъядерном мире

То же самое и в бытовом плане. Многие ли сейчас могу пошить себе одежду или хотя бы починить её? В школах уроки труда зачастую заменяют на уроки этикета или религии.
Постепенно сокращается количество тех, кто может что-то вырастить руками, а в некоторых цивилизованных странах выращивание продуктовых растений без лицензии карается штрафами. Странно, что за выращивание укропа и картошки ещё не сажают в тюрьму.

4. Дополнительно усложнит возрождение постъядерной промышленности глобализация техпроцессов. В мире не осталось стран, имеющих полные производственные цепочки во всех отраслях промышленности. Даже у США и КНР нет всех необходимых технологий и ресурсов, что-то обязательно приходится закупать в других странах. В России после развала СССР ситуация гораздо хуже: зависимость от иностранных комплектующих колоссальная. Если промышленность не выпускает транзисторы и конденсаторы, то проблема не только в их отсутствии, но и в отсутствии специалистов, представляющих, как их надо производить.

5. По сравнению с миром начала XX века в постъядерном мире существенно усложнится добыча ресурсов. Многие доступные месторождения исчерпаны, а те ресурсы, что есть, находятся далеко и требуют высокотехнологичного оборудования для извлечения: глубоко залегающие северные нефть и газ, сланцевые месторождения, выработанные медные и урановые рудники.

Сделать «экологическое» топливо в достаточных количествах тоже вряд ли получится – хватило бы на еду. Вторичное использование металлов из разрушенных городов будет затруднено из-за наведённой в них радиации.

Выращивание сырья для биотоплива может стать непомерной роскошью для постъядерного мира

Таким образом, энергетический и ресурсный голод для постъядерного мира станет огромной проблемой.
6. Радиационное заражение местности дополнительно затруднит и без того сложную добычу ресурсов и перемещение по местности. Наиболее крупные источники ресурсов сами, скорее всего, будут подвергнуты ядерной бомбардировке, и останутся радиоактивными несколько десятков-сотен лет – ресурсов на их дезактивацию не будет. Ещё большие проблемы могут создать взорванные АЭС, которые с высокой вероятностью будут разрушены в глобальной войне. Десятки «чернобылей» не только усугубят проблемы, изложенные в п. 2, но и создадут огромные загрязнённые зоны, препятствующие перемещению через них и жизни людей на их территории.

Взрыв на Чернобыльской АЭС привёл к глобальной экологической катастрофе. Последствия от разрушения десятков АЭС по всему миру вкупе с ядерными ударами могут быть на порядок серьёзнее

7. Наконец, существенной проблемой окажется разрушение государственного устройства во многих странах мира, повальный сепаратизм, вплоть до уровня отдельных населённых пунктов. Даже если руководители отдельных стран мира и выживут, то далеко не факт, что им удастся удержать власть и взять ситуацию в своей стране под контроль.
Все вышеперечисленные проблемы характерны не только для России, как можно подумать, но и почти для всех стран мира.

Вывод

Человечество отличается высочайшей живучестью, способностью приспосабливаться к самым тяжёлым условиям. Можно не сомневаться, что даже в случае глобального ядерного конфликта человечество выживет и продолжит своё развитие.

В сочетании все семь вышеперечисленных пунктов могут оказать синергетический эффект, который замедлит возвращение человеческой цивилизации к текущему уровню развития на несколько сотен лет. Несомненно только одно: даже после самого губительного ядерного конфликта войны на планете не прекратятся.

Об оружии и вооружениях, которые могут использоваться в постъядерном мире, поговорим в другом материале.


Источник: topwar.ru