В марте 2021 года в России запустят пять малых космических аппаратов. С помощью технологии спутникового интернета вещей (IoT) станет возможно определять местоположение людей в непроходимой местности или отслеживать объекты вне зоны доступа мобильной связи или Wi-Fi. Рабочая группа AeroNet 29 октября направила в Минпромторг обновленную дорожную карту с этим предложением, рассказали «Известиям» в Национальной технологической инициативе (НТИ). В дальнейшем использовать спутники для поиска пропавших можно будет с помощью искусственного интеллекта. По снимкам из космоса нейросеть определит местоположение человека по косвенным признакам — оставленным вещам.
Для людей и для вещей
В марте 2021 года компания «Спутникс» (единственное в РФ частное предприятие, которое занимается производством и запуском малых космических аппаратов) запустит с Байконура пять малых космических аппаратов, на которых будут установлены камеры для съемки Земли (дистанционное зондирование, ДЗЗ) и полезная нагрузка интернета вещей. Это позволит определять местонахождение людей в труднодоступной местности и отслеживать движущиеся или стационарные объекты (например, грузовые контейнеры, яхты, автономные метеостанции, дрейфующие буи-измерители).
Предложение о запуске малых космических аппаратов для передачи данных содержится в обновленной дорожной карте «Аэронет 2.0», которую рабочая группа AeroNet 29 октября направила в Минпромторг. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе НТИ.
Фото: Global Look Press/imago stock&people
В Минпромторге «Известиям» подтвердили получение документа. Министрество готовит его к рассылке в заинтересованные ведомства, добавили там.
Ключевыми мероприятиями дорожной карты станут вывод на орбиту малых космических аппаратов (МКА) и создание спутниковых платформ для оказания услуг. На развитие коммерческой космонавтики в ближайшие пять лет планируется направить 7,4 млрд рублей.
Для поиска людей и отслеживания грузов будут использоваться специальные маячки, которые смогут передавать небольшие пакеты данных быстрее и дешевле по сравнению с существующей спутниковой связью, отметили в НТИ. Также можно будет пересылать информацию из труднодоступных мест, где «не ловит» мобильная связь или не проложена оптоволоконная сеть для подключения к Wi-Fi.
В перспективе, предположили в НТИ, искать пропавшего, даже если у него не будет с собой телефона, смогут с помощью искусственного интеллекта. По снимкам, сделанным из космоса, нейросеть сможет определить местоположение человека по косвенным признакам, например, по оставленным им вещам.
Интернет вещей оперирует с малыми объемами данных — передается от 10 до 30 знаков/цифр, объяснил акционер компании «Ка-Интернет» Сергей Пехтерев. Это позволяет использовать очень компактные спутниковые терминалы, по сути, пейджеры. Если в нем будет и GPS/ГЛОНАСС-навигатор, то это устройство позволит определить, где находится объект, а при наличии функции «Попал в беду» — вызвать спасателей и врачей.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
По словам Сергея Пехтерова, туристы смогут брать такое устройство с собой в поход, ведь мобильный телефон имеет ограниченную зону связи, батарейка может разрядиться, телефон может попасть в ручей. С этой точки зрения спутниковый девайс IoT существенно функциональнее, заметил он.
Правда, есть и скептики этой новации. По словам гендиректора ComNews Group Леонида Коника, идея использовать малые космические аппараты на низких орбитах для поиска людей сложна. Спутник не может «видеть» человека — разрешающая способность его фотокамеры заведомо ниже, указал эксперт. Большинство из них способно различать объекты размером в метры, а то и десятки метров. Новейшие военные космические аппараты различают объекты размером около полуметра в монохромном режиме и 1,5 м — в цвете. Но даже с их помощью можно различить разве что лежащего человека и то только на открытом пространстве (в лесу он будет не виден из-за листвы и веток), указал Леонид Коник. Кроме того, больше половины времени поверхность Земли со спутника не видна из-за ночной темноты и облачности, и в таких случаях требуются инфракрасные фотокамеры, а они и более дорогие и менее чувствительные, добавил он.
В коммерцию за идеями
Согласно новой версии дорожной карты, сегмент «Космос 2.0» дополнили проектом «Услуга выведения на орбиту МКА массой до 250 кг». В нее войдет разработка сверхлегкой ракеты-носителя, которая позволит сравнительно быстро выводить спутники в космос, не используя для этого тяжелые «Союзы» или «Протоны».
Основная задача развития сегмента спутниковых систем связи и ДЗЗ — удешевление комплектующих малых космических аппаратов за счет их унификации, а также снижение стоимости вывода МКА на орбиту, сказано в дорожной карте.
«Удешевление МКА за счет перехода на коммерческую компонентную базу может сопровождаться сокращением срока жизни спутниковых группировок в два-три раза, но при этом стоимость уменьшается в 10–15 раз. Этот факт стимулирует появление большого числа проектов, прежде всего низкоорбитальных дешевых спутниковых группировок связи, которые в ближайшие 7–10 лет могут потеснить традиционные системы», — отмечено в документе.
Фото: РИА Новости/Пресс-служба ГК Роскосмос
Дорожная карта не заменяет федеральную космическую программу и программу «Сфера», а дополняет их, указали в пресс-службе НТИ. Наработки «Спутникса» применят и для реализации программы «Сфера». Она должна стать конкурентом зарубежным системам из сотен низкоорбитальных космических аппаратов OneWeb и Starlink Илона Маска. На российский аналог спутниковой системы «Роскосмос» запросил у правительства 1,5 трлн рублей, рассказывал ранее член коллегии Военно-промышленной комиссии России Александр Иванов.
Наиболее важны мероприятия по созданию в России негосударственных предприятий, работающих в аэрокосмической сфере, считает Сергей Пехтерев. По его словам, нужен коренной разворот государственной политики, которая сейчас опирается на корпорации, способные реализовывать сложнейшие проекты, но очень забюрократизированные и неповоротливые. Без «свежей крови», небольших коллективов, подвижных и ориентированных на новые решения, быстрого прогресса в российском космопроме не будет, считает он. Нужен разумный баланс между частным и государственным сектором.
Бизнес уже занимается подобными проектами. Так, в конце октября «Мегафон» анонсировал инвестиции в 6 млрд рублей в разработку системы спутниковой передачи данных. 16 ноября появится компания «МегаФон 1440», которая будет исследовать использование низкоорбитальных спутниковых систем для высокоскоростного интернета.
МТС ранее также объявила о вхождении в инициативную рабочую группу «Роскосмоса» по разработке глобальной низкоорбитальной системы передачи данных интернета вещей «Марафон IoT», составной части подпрограммы «Сфера».
Предполагаемый объем коммерческого российского рынка спутнико- и ракетостроения и пусковых услуг к 2023–2025 годам должен составить более 50 малых космических аппаратов ДЗЗ в год, говорится в дорожной карте. Сейчас доля России на мировом рынке спутникостроения невелика и уменьшается: в 2014 году она составляла 5%, в 2015-м — 2%, а в 2016 году — уже 1%.