Далее из книги "Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах», 1915 года Н.И. Веселовского.
"Тем не менее из донесений начальников губерний выяснилось, что попустительство местных властей в деле расхищения каменных баб нанесло русской археологии большой и непоправимый вред. Некоторые донесения очень характерны и на них следует остановиться.
И.д. таганрогского градоначальника писал: «В селениях Мариупольского округа Мангуше, Ялте, Камаре, Улакли, Константинополе и Кургане, находились во многом количестве на могилах или курганах каменные изваяния, называемые в простонародии бабами (по-татарски: Мамаи) с обличием нынешних башкир; во время же проезда, по полуденной России в 1818 г., блаженной памяти императора Александра 1, все мамаи были сняты с курганов и отвезены на почтовую дорогу, ведомства мариупольского греческого суда, где расставлены вместо дорожных знаков, а когда устроены по большой дороге кирпичные знаки, то мамаи зарыты в землю.
При селениях: Малом Янисоли и Новой Каракубе, тоже находились в большом количестве каменные бабы, но в первом из этих селений в 1779 г., а в последнем в 1808 годах, все свезены в те селения на фундамент под церкви. В селении Большой Янисоли также имелись на курганах в степи каменные бабы, но при стройке поселянами домов, оные свезены и часть употреблена на фундаменты, а часть отправлена помещиками в свои имения, состоящия екатеринославской губернии в александрийском уезде».
Далее он доносил, что в Таганрогском округе имеются большею частию разбитые 53 каменные бабы, привезённые с давнего времени из Таврической губернии в г. Мариуполь, а оттуда доставлены на лодках в г. Таганрог на биржу и, по распоряжению, таганрогской городской полиции, привезены на сельских подводах в селения Троицкой волости и поставлены на больших дорогах вместо дорожных знаков.
Больше всего каменных баб оказалось в Екатеринославской губернии — 428, из них только 14 уцелели на курганах.
Самое позднее донесение о каменных бабах поступило из Донской области военному министру, который отношением от 8 ноября 1848 г., сообщил министру вн.дел. Министр Л.А. Перовский своевременно извещал Академию Наук о донесениях касательно каменных баб и вместе с тем уверял её, что им приняты меры к сохранению этих памятников.
Все доставленные сведения списал скромный чиновник м-ва вн.дел А.И. Пискарёв и напечатал, как свою статью, в Записках И.Р.Арх.Общ., т. IIІ, под заглавием: «О местонахождении каменных баб в России». Так эта статья и числится за Пискарёвым до сего дня.
Кто бы мог подумать, что циркуляр м-ра вн.д. губенаторам о каменных бабах, не принеся делу никакой пользы, послужит во вред этим самым статуям. Местные власти, встревоженные запросом и боясь ответственности за недосмотр, поспешили распоряжением водворить каменные бабы на прежнее место, и понятно, что они попадали не туда, куда следовало.
В некоторых местах низшие чины администрации прямо приказывали уничтожать эти изваяния, чтобы донести начальству, что в их районе подобных статуй не имеется. Это узнали наши археологи, вскоре затем начавшие раскопки курганов в южной России.
Как погибали каменные бабы, можно судить по одному случаю, зарегистрированному печатью.
В одном донесении священника преосвященному Иакову саратовскому о курганах говорится о каменном болване, найденном на участке жителя села Старой Яблонки. Он стоял на небольшом кургане между сёл Окатного и Посёлка, в 5 верстах от р. Терешки; близ него не в дальнем расстоянии находился другой, представлявший женщину. Его взял с места губернский землемер Грузинов и поручил крестьянину доставить в Саратов. Но крестьяне, при переправе через мост р. Терешки, бросили болвана в воду, сказав, что он сам выпрыгнул из телеги.
Д.И. Эварницкий сообщил, как один исправник в Новомосковском уезде Екатеринославской губ. построил у себя погреб, воспользовавшись для этого каменными бабами. Каменныя бабы шли на фундаменты церквей и других зданий."(!)