Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-11-07 15:27

Как уничтожались в 19 веке каменные бабы в Российской империи.

археологические раскопки 2021

Далее из книги "Современное состояние вопроса о «Каменных бабах» или «Балбалах», 1915 года Н.И. Веселовского.

"Тем не менее из донесений начальников губерний выяснилось, что попустительство местных властей в деле расхищения каменных баб нанесло русской археологии большой и непоправимый вред. Некоторые донесения очень характерны и на них следует остановиться.

И.д. таганрогского градоначальника писал: «В селениях Мариупольского округа Мангуше, Ялте, Камаре, Улакли, Константинополе и Кургане, находились во многом количестве на могилах или курганах каменные изваяния, называемые в простонародии бабами (по-татарски: Мамаи) с обличием нынешних башкир; во время же проезда, по полуденной России в 1818 г., блаженной памяти императора Александра 1, все мамаи были сняты с курганов и отвезены на почтовую дорогу, ведомства мариупольского греческого суда, где расставлены вместо дорожных знаков, а когда устроены по большой дороге кирпичные знаки, то мамаи зарыты в землю.

При селениях: Малом Янисоли и Новой Каракубе, тоже находились в большом количестве каменные бабы, но в первом из этих селений в 1779 г., а в последнем в 1808 годах, все свезены в те селения на фундамент под церкви. В селении Большой Янисоли также имелись на курганах в степи каменные бабы, но при стройке поселянами домов, оные свезены и часть употреблена на фундаменты, а часть отправлена помещиками в свои имения, состоящия екатеринославской губернии в александрийском уезде».

Далее он доносил, что в Таганрогском округе имеются большею частию разбитые 53 каменные бабы, привезённые с давнего времени из Таврической губернии в г. Мариуполь, а оттуда доставлены на лодках в г. Таганрог на биржу и, по распоряжению, таганрогской городской полиции, привезены на сельских подводах в селения Троицкой волости и поставлены на больших дорогах вместо дорожных знаков.

Больше всего каменных баб оказалось в Екатеринославской губернии — 428, из них только 14 уцелели на курганах.

Самое позднее донесение о каменных бабах поступило из Донской области военному министру, который отношением от 8 ноября 1848 г., сообщил министру вн.дел. Министр Л.А. Перовский своевременно извещал Академию Наук о донесениях касательно каменных баб и вместе с тем уверял её, что им приняты меры к сохранению этих памятников.

Все доставленные сведения списал скромный чиновник м-ва вн.дел А.И. Пискарёв и напечатал, как свою статью, в Записках И.Р.Арх.Общ., т. IIІ, под заглавием: «О местонахождении каменных баб в России». Так эта статья и числится за Пискарёвым до сего дня.

Кто бы мог подумать, что циркуляр м-ра вн.д. губенаторам о каменных бабах, не принеся делу никакой пользы, послужит во вред этим самым статуям. Местные власти, встревоженные запросом и боясь ответственности за недосмотр, поспешили распоряжением водворить каменные бабы на прежнее место, и понятно, что они попадали не туда, куда следовало.

В некоторых местах низшие чины администрации прямо приказывали уничтожать эти изваяния, чтобы донести начальству, что в их районе подобных статуй не имеется. Это узнали наши археологи, вскоре затем начавшие раскопки курганов в южной России.

Как погибали каменные бабы, можно судить по одному случаю, зарегистрированному печатью.

В одном донесении священника преосвященному Иакову саратовскому о курганах говорится о каменном болване, найденном на участке жителя села Старой Яблонки. Он стоял на небольшом кургане между сёл Окатного и Посёлка, в 5 верстах от р. Терешки; близ него не в дальнем расстоянии находился другой, представлявший женщину. Его взял с места губернский землемер Грузинов и поручил крестьянину доставить в Саратов. Но крестьяне, при переправе через мост р. Терешки, бросили болвана в воду, сказав, что он сам выпрыгнул из телеги.

Д.И. Эварницкий сообщил, как один исправник в Новомосковском уезде Екатеринославской губ. построил у себя погреб, воспользовавшись для этого каменными бабами. Каменныя бабы шли на фундаменты церквей и других зданий."(!)