Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Прежде чем приступить к рассказу о настоящих причинах первой войны могикан с ирокезами (могавками), нужно кратко поведать об этапах становления голландской меховой торговли в центре Родины могикан - в верхнем течении Гудзон, там где в него впадает река Могавк.
Могикане и Голландцы
Первый голландский корабль "Полумесяц" под командованием Хенри Хадсона прибыл к могиканам в октябре 1609 года. По возвращению в Нидерланды Хадсон доложил о перспективах меховой торговли в регионе и первая голландская "ласточка" , корабль под названием "Сент-Питер", зафрахтованный "Van Tweenhuysen Company"прибыл к могиканам в 1611 году.
Очевидно, прибыль от продажи мехов превысила все ожидания и 1613 году Компания отправила в Америку еще один корабль " Fortuyn". Экипаж судна соорудил небольшой укрепленный торговый пост на острове, который находился чуть ниже впадения в Северную реку (так голландцы называли будущий Гудзон) притока Норманнс Килл (с голл. Река Северных людей). Факторию назвали в честь штатгальтера Нидерландов - Форт Нассау, а остров получил название Замковый.
Первыми клиентами голландцев стало племя могикан, в окружении чьих земель он и находился. Затем подтянулись могавки (самое восточное из Союза Пяти племен ирокезов), манси и алгонкины с запада Новой Англии*. * Об соседях могикан см. соответствующую статью по ссылке внизу.
В 1614 году группа морских торговцев из Нидерландов объединила свои усилия по скупке и продаже мехов из Нового Света, создав "Компанию Новые Нидерланды"(КНН). Разрешение и соответствующий патент был выдан Генеральными штатами Соединенных провинций.
Разрешение действовало с 1614 по 1618 год, потом торговля перешла в руки независимых торговцев до 1621 года, когда была учреждена Голландская Вест-Индийская компания (далее ВИК), для ведения войны с Испанией в ее американских владениях, дела КНН перешли под управления этой новой компании.
В этот период мало что известно о характере взаимоотношений голландцев и индейцев верхнего Гудзона, за исключением двух эпизодовс насилием, один из которых касался могавков, а другой - неустановленных индейцев. Конкретно о могикано-голландских отношениях неизвестно ничего.
В 1618 году Форт Нассау смыло весенним паводком, он был заброшен и торговцы перебрались в устье Норманнс Килл. В 1624 году на корабле "Nieu Nederlandt"прибыли первые голландские колонисты - 30 протестантов валлонов. С их помощью был сооружен укрепленный торговый пост в 8 км южнее впадения Могавка в Гудзон. Новое поселение получило название Форт Оранж.
Незадолго до постройки Форта Оранж и некоторое время спустя, будущее меховой торговли в Новых Нидерландах (далее Нов.Нид.) оставалось под большим вопросом.
Власти столкнулись с рядом проблем, среди которых были - жалобы индейцев на жестокое обращение со стороны сотрудников ВИК; назревал конфликт между могавками и могиканами; недовольство первых колонистов, ожидавших более благоприятных условий; общее дурное управление из-за злоупотреблений со стороны директора КНД Виллема Ферхульста. В начале 1626 года Ферхульст был арестован и депортирован. Директора заменил его помощник Питер Минуит.
Документы о создании форта Оранж и торговле мехом в верхней части долины Гудзона дают крайне мало информации о могиканах. Следующее событие, привлекшее внимание голландцев и историков, изучающих этот период, было войной, в которую были втянуты могикане, могавки и голландцы примерно с 1626 года.
Война могикан с могавками
Для понимания сути и причин произошедшего конфликта необходимо произвести сравнительную оценку усилий европейцев и аборигенов по достижению своих экономических интересов и последовавшей за ними конкуренции, а также изменение стратегий и адаптации коренных жителей Америки перед лицом европейского присутствия.
В течении многих лет историки считали войну могикан с могавками в середине 1620-х годов, как первый военный конфликт, который велся в качестве прямого ответа на европейскую торговлю мехами.
Говорят, что могавки напали на могикан по следующим причинам:
принудительно пробить коридор к фактории Форта Оранж, поскольку у могавков не было прямого доступа к европейским товарам до 1610 года и лишь ограниченный доступ до победы над могиканами в 1628 году;
желание контролировать и ограничивать доступ окрестных племен к Форту Оранж, а также поставить под контроль трафик мехов, которые племена с рек Гудзон и Коннектикут несли французам в долину Св. Лаврентия, т.е. попросту грабить или обирать шедших с мехами индейцев.
По мимо этого, утверждалось, что дипломатическая, военная и экономическая стратегии, использованные ирокезами в этой войне, предвосхитили или заложили основы схемы успеха ирокезов в разрушительных Бобровых войнах середины XVII века.
Несмотря на любое из этих утверждений, историк Уильям Старна (чей книгой для описания истории могикан я пользуюсь Ф.Д.З.), считает, что действия могикан и могавков были всего лишь продолжение вражды, которая существовала задолго до прихода европейцев и была лишь частично связана с любыми экономическими проблемами торговли мехом.
Ряд сомнительных допущений
Ряд сомнительных допущений, лежащих в основе вышеперечисленных утверждений, стоит внимательно рассмотреть. Первое касается начала срока доступа могавков к европейским товарам.
Недавние археологические исследования показали, что такие товары впервые появились в месте обитания ирокезов после 1525 года, в основном это были медные котелки и железные топоры. Примерно к 1580 году ассортимент найденных товаров белого человека расширяется, но все же находиться в скромных пределах.
Историк Дональд Лениг пришел к выводу, что эти товары были получены от французских торговцев из Тадуссака или из других торговых точек долины Святого Лаврентия. В своей книге «Местные и новички» Брюс Триггер меняет собственную точку зрения, первоначально занятую в статье 1971 года о войне могавков-могикан, предполагая, что индейцы могли торговать с французами, которые стали торговать западнее Тадуссака после 1580 года.
Голландский источник начала 17 века подтверждает, что французы действительно торговали с ирокезами в устье реки Святого Лаврентия и вероятно такая торговля продолжалась в течении нескольких лет. На карте Новых Нидерландов 1614 года, чье создание приписывается морскому капитану Андриану Блоку, есть приписка:
Из сообщений и объяснений макуасов [могавков] можно понять, что французские шлюпы приходят в верхнюю часть своей страны, чтобы торговать с ними .
Как упоминалось выше, голландцы активно торговали на Гудзоне с 1610 или 1611 года. С момента основания Форта Нассау торговые сделки приобрели постоянный характер. Форт был открыт для всех индейцев региона, в т.ч. и для могавков, живших в 2-х днях пути на запад. По сообщения голландцев могавки и могикане вместе торговать где-то с 1616 года.
Таким образом, разбой и грабеж на транзитных путях меховой торговли, возможно, и были одним из средств, с помощью которых могавки приобретали шкурки для торговли с европейцами, они, безусловно, были не единственными и не обязательно самыми распространенными.
Второе предположение, которое в значительной степени опровергается приведенным выше примерами, состоит в том, что могавки не имели выхода к морю или иным образом были отрезаны от голландцев, и что это обстоятельство ограничивало их участие в меховой торговле.
Опровергая эту точку зрения, историк Фрэнсис Дженнингс отмечает, что от деревень могавков, простирающихся на запад от долины Могавка до региона Фингер-Лейкс..
ирокезы могли путешествовать относительно легко и быстро практически в любом направлении... В течение нескольких десятилетий семнадцатого века могавки, которые были наиболее близки к Олбани, эксплуатировали свое выгодное местоположение даже за счет других ирокезских народов .
Брюс Триггер делает уточнение, отмечая, что могикане не монополизировали торговлю в фортах Нассаау и Оранж и что могавки могли свободно посещать голландцев, впрочем как и другие индейцы.
В 1624 году Ван Вассенаер описал, откуда в Форт Оранж прибывали индейцы:
В глубине страны живет много макуасов [могавков]. В 50 лигах выше находятся многочисленные деревни других [ирокезов], которые приходят издалека к этой реке [Гудзону], чтобы торговать.
Многие историки утверждают, что могикане заставили могавков «платить дань в обмен на привилегию доступа к торговому посту», и что торговля в форте Оранж «зависела от готовности могикан пропустить могавков через свою страну ( и готовность ирокезов проявить такую ??же вежливость к членам четырех более западных племен Лиги)».
Однако, никаких доказательств подтверждающих это утверждение не представлен. Соответственно, можно сделать только один вывод: в отличие от других индейцев региона, ирокезы торговали везде, куда их могли донести ноги, а иногда и каноэ.
Третье предположение состоит в том, что голландцы считали ирокезов никудышными исполнителями, чтобы блюсти их экономические интересы в вместо долины Могавка на западе, смотрели на север, откуда можно было получить пушнину лучшего качества.
Утверждение того, что меха из Новой Франции, и особенно мех бобра, превосходили по качеству меха добытые на юге, часто связывают с "отцом канадской экономической истории" Гарольдом Иннисом. Это утверждение, как признанный факт, обычно повторяется историками колониального периода.
Вера в превосходство северных мехов возросла по мере того, как историки пытались определить экономические мотивы Бобровых войн. В течение многих лет ученые спорили, а был ли в какой-то момент времени полностью истреблен бобр во владениях ирокезов.
«Но вся эта дискуссия не сильно относится к делу, - пишет Даниэль Рихтер, - потому что самые лучшие шкурки добывали в холодных регионах далеко к северу от земли ирокезов, к 1640-м годам пять наций просто не могли получить достаточно бобров нужного вида со своих собственных земель.»
Дональд Лениг отвергал любое такое утверждение, отметив, что нет ни археологических, ни исторических свидетельств, подтверждающих качество северных мехов. Несмотря на это, существует несколько ранних французских сообщений, в которых упоминается превосходство мехов с «севера» по сравнению с теми, которые доступны в неуказанном, но явно отдаленном южном регионе.
Тем не менее, попытки найти какое либо доказательство того, что голландцы или ирокезы признавали разницу в мехах, связанную с географическим или экологическим регионом, оказались безуспешными*.
* Лично я в своих поисках материала для статей наткнулся однажды на информацию о бухгалтерской книге английского торговца мехами из Массачусетса Джона Пинчон. По мимо прихода-расхода, он вставлял в нее любопытные замечания. В одном из них о жаловался на минхеров (голландцев), которые скупают весь объем "ирокезского бобра", который гораздо лучше того, что приносят индейцы Новой Англии.
Более того, в научной литературе нет ничего, что подтвердило бы какие-либо существенные или качественные различия между шкурами бобров, полученными из восточного Онтарио / Квебека и прилегающих к ним американских штатов. Вопрос о количестве пушнины, доступной в разных регионах по состоянию на 17 век, нельзя решить опытным путем, к тому же он не подтверждается ни в каких первичных документах.
Четвертое предположение, заключается в том, что голландская активная торговля мехом из северных регионов могла нанести потенциальный вред могавкам, что рассматривалось этим племенем с мрачным подозрением, если не с тревогой.
В качестве доказательств этой теории приводятся предполагаемые мотивы нападения могавков на объединенный могикано-голландский отряд в 1626 году и письмо, написанное, написанное недавно назначенным секретарем ННК Исааком де Расьером директорам Амстердамской палаты Вест-Индийской компании.
В июля 1626 года воины-могикане в сопровождении нескольких голландцев во главе с командиром форта Оранж Даниэлем ван Крикенбеком выступили против могавков. На небольшом расстоянии от форта они попали в засаду могавков. Сам Ван Крикенбек, трое его людей и неизвестное количество могикан были убиты.
В самом раннем очерке о меховой торговле в Новой Франции и Новой Голландии историк Джин Элизабет Мюррей (1901-81) писала, что нападение могикан на могавков было разработано «вероятно, в надежде расчистить путь для регулярной торговли с северными индейцами».
Через два месяца после столкновения Де Расьер осудил «безрассудное приключение» Ван Крикенбека, однако, по словам Мюррей, Де Расьер «хотел прогнать могавков, если только они не дадут французским индейцам свободный проход через свою страну для торговли с голландцами.»
Интерпретация событий Мюррей полностью основана на разгроме отряда Ван Крикенбека и письме де Расьера. С тех пор эта версия повторялась каждым историком, изучающим Новую Францию и Новые Нидерланды. Уильям Старна (чью книгу я использую для описания истории могикан - Ф.Д.З.) считает, что такая интерпретация ошибочна и в значительной степени искажает историю этого периода.
Самуэлю де Шамплейну, де-факто губернатору Новой Франции, сообщили о неудавшейся экспедиции против могавков 26 июля 1626 года. В начале 1627 года ему донесли о конкретной причине нападения, которая, очевидно, была связана со старой межплеменной враждой:
Могикане не хотели позволить им [могавкам] свободно проходить и вести войну против нации, называемой волками, с которой могавки были враждебны.
«Волки», или лупы (фр. loup), как их часто называли французы и другие европейцы, были, по всей вероятности сококами, алгонкиноязычным племенем, занимающим верхнюю часть долины Коннектикута. Судя по всему у могикан были крепкие родственные связи с "волками", т.к. один из диалектов верхнего Коннектикута "Loup B" имеет много общего с могиканским языком*.
Не было найдено никаких доказательств, подтверждающих версию о том, что военные действия между могиканами и могавками были вызваны попытками одной из сторон захватить контроль над торговлей мехом в Форте Оранж.
Письмо Расьера
Вопрос с письмом де Расьера и его трактовкой историками несколько сложнее. В соответствующем разделе своего письма де Расьер отмечал, что «торговля в форте Оранж стала очень плохой из-за войны между Крикенбеком и минквасами [т.е. « макуасами » или « могавками»] » . Затем он пишет:
Я должен когда-нибудь выступить, пройдя вверх по реке, чтобы посмотреть смогу ли я заставить минкавас [могавков] договориться с французскими индейцами*, чтобы они могли навсегда получить свободный проход через их страну.
После этого я надеюсь осуществить свой замысел по обретению озера Шамплейн, и, если это не может быть достигнуто мирным путем, я прошу ваши милости разрешить мне отправиться вместе с 50- 60 солдатами в экспедицию против них, чтобы изгнать их, что в конце концов придется сделать в любом случае, так как они очень мстительны. Я получу от этого огромное удовольствие.
*французские индейцы - племена алгонкинов нижней Канады в долинах рек Св. Лаврентия и Оттавы.
Мюррей, Аллен Трелас, Триггер и другие историки трактуют этот отрывок письма , чтобы намерение Де Расьера поехать к могавкам, чтобы попросить их договориться с французскими индейцами, о предоставлении им свободного прохода через территорию, контролируемую ирокезами, а оттуда в форт Оранж для торговли с голландцами.
Эти же историки объясняют запрос Де Расьера разрешения на поход с большим отрядом голландских войск, как экспедицию против могавков, которые, очевидно, находились около озера Шамплейн, блокируя или иным образом препятствуя проходу французских индейцев, пытающихся добраться до голландцев.
Однако, синтаксис а, следовательно, и смысл слов де Расьера предельно ясен. Местоимения «они» и «их» в предложении, начинающемся с «я должен когда-нибудь выступить», относятся к могавкам, а не к французским индейцам.
Местоимения «них» и «их» в предложении, начинающемся с «после этого», относятся либо к французским индейцам, либо к каким то другим, но только не к могавкам. Де Расьер полагал, что именно могавкам следует искать «свободного прохода» у французских индейцев, и для этой же цели стоит «обрести озеро Шамплейн.»
Торговля голландцев с индейцами из Канады
Выше описанный отрывок письма подтверждает, что французские индейцы имели торговые сношения с голландцами через Форт Оранж. Сам де Расьер позже подтверждает этот факт в одном из писем директорам ВИК:
Я полагаю, ваши милости послали их [медные котлы] сюда для французских индейцев. Однако, они не хотят от нас таких товаров, потому что могут достать их гораздо ближе у французов., и потому что они слишком тяжелы при переноске.
Они приходя к нам лишь по одной причине, чтобы достать вампум, который французы не могут получить, если только не обменяют его у наших индейцев у себя на севере. По этой же причине броунисты8 из Плимута приближаются к нашим владениям, чтобы получить вампум для обмена.
*броунисты -английские "раскольники" 16-17 века, первые колонисты, прибывшие в Плимутскую бухту на Мэйфлауэре в 1620 году.
Не позже 1621 года, но не раньше ноября 1624 года Йоханнес де Лаэт, директор ВИК, сообщал, что «наши шкиперы уверяют нас, что туземцы приезжают в форт с этой реки, а также из Квебека и Тадуссака». "Форт" это Форт-Оранж, а "река" это Св.Лаврентий.
В записи от ноября 1626 года, которая следует за описанием поражения Ван Крикенбека, Ван Вассенаер отмечает:
Самые отдаленные народы отсюда [остров Манхэттен], известные торговцам, - это индейцы из французской Канады. Рядом находятся оранкоксы, ачкоксы и другие, как мужчины, так и женщины. При входе в реку [Гудзон], если они приводят с собой женщин, это признак того, что они друзья, если они приплывают без них, каждый должен быть начеку.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что канадские индейцы имели свободный доступ к голландским товарам и версия контроля Форта Нассау/Оранж каким либо одним племенем выглядит не состоятельной.
Долгожданный мир
Из источников можно почерпнуть еще одну интерпретацию произошедшего конфликта, которая более точно отражает события времени. В 1622 году Шамплейн сообщил:
Некоторое время назад наши дикари вступили в переговоры о мире со своими врагами ирокезами [могавками], но до настоящего времени этому всегда что-то мешало из-за недоверия, существующего с обеих сторон.
Мир это всегда хорошо, особенно для меховой торговли, не только из-за переориентации индейских воинов в трапперов, но и из-за открытия новых охотничьих угодий, ведь индейские охотники «которые отправляются на поиски бобров, не осмеливаются идти в определенные места, где его много, так как они боятся своих врагов.»
Поэтому Шамплейен с охотой предложил канадским индейцам свое посредничество в мирном процессе. Неформальные переговоры состоялись в Трехречье (фр. Труа-Ривьер) 6 июня,1622 года, с прибытием туда двух могавков.
Неясно, была ли эта инициатива со стороны могавков или они отвечали на мирные предложения французских индейцев. Начались долгие индейские переговоры, во время которых обе враждующие стороны «взяли на себя обязательство не причинять вреда своим врагам и не мешать им охотиться в любой точке страны».
Удовлетворенный таким поворотом событий, Шамплейн предложил своим союзникам направить к могавкам посла с инструкциями пригласить их делегацию в Квебек для окончательного урегулирования мирного договора.
Однако, задача собрать всех представителей враждующих сторон в одном месте затянулась еще на два года. Только в июне 1624 года было заключено официальное соглашение, но Шамплейн в это время отсутствовал, поэтому в его трудах не упоминается об этом событии.
Враги или друзья-соседи
Утверждается, что война могавков и могикан началась в 1624 году, почти сразу после заключения мира в Квебеке, но исторические документы не подтверждают выбор этого удобного момента для начала войны.Де Лаэт, писавший в начале 1620-х годов, просто отмечал, что могавки и могикане были «врагами», но спустя десятилетие Килиан ван Ренсселер, основатель патроната Ренсселерсвейк, утверждал, что до войны эти индейцы были «друзьями и соседями.»
Кроме того, первым полностью задокументированным признаком начала прямой агрессии является нападение на могавков объединенного могикано-голландского отряда в июле 1626 года, т.е. через 2 года после Квебекского мира, о котором могавки и канадские индейцы сами договаривались пару лет.
Поэтому трудно напрямую связать с этим соглашением возникновение военных действий между могавками и могиканами. В отсутствие доказательств еще сложнее предположить, что эта война возникла из-за намерений могавков взять под контроль торговлю в Форте Оранж. Наиболее правдоподобным объяснением этого конфликта является отказ могикан разрешить военным отрядам проходить через свою территорию для набегов против сококи.
Под прикрытием мира
Мир 1622–24 действительно достиг своей цели. Шамплейн узнал, что французские индейцы «устали от войн, которые продолжались более пятидесяти лет». Ранее индейцы не предпринимали серьезных попыток положить конец боевым действиям, «из-за желания отомстить за убитых родственников и друзей».
Ничего не было сказано о торговле или конкуренции за охотничьи угодья, как движущей силы войны. Тем не менее, мир подтвердил намерение сторон, сделанные в 1622 году во время неформальных переговоров в Труа-Ривьер, одно из которых заключалось в том, чтобы «охотиться в любой точке страны».
Проблема, однако, заключалась в свободном использовании этого права. Де Лаэт, Ван Вассенаер и Де Расьер сообщают, что начиная с середины 1624 года и до конца 1626 года французские индейцы торговали с голландцами в Форте Оранж. То, что эта торговля была новым направлением, потребовавшим изменение маркетинга, подтверждает де Расьер:
Я узнаю, как получить вампум и снабдить Форт Оранж таким образом, чтобы французские индейцы никогда больше не приходили туда напрасно, как это было до сих пор, согласно отчетам местных обитателей. Это вопрос, который испортил бы хорошее начало, потому что индейцы были бы обескуражены, приходя так далеко, и это совершенно ни к чему.
Все факты указывают на то, что до 1622-24 годов французские индейцы не могли, не опасаясь за свою безопасность, путешествовать по реке Ришелье через озеро Шамплейн к волоку на реку Гудзон к голландцам. Ведь у них шла многолетняя война с могавками. Заключенный мир, по замыслу или по умолчанию, открыл для французских индейцев путь к новым охотничьим угодьям и голландским товарам.
От голландцев канадские индейцы могли получить вампум, товар, который был недоступен французам. Всеобщий мир позволял охотиться «в любой точке страны», то есть свободно передвигаться по региону. Судя по всему, французские индейцы в полной мере воспользовались этой возможностью, а может быть, и некоторыми.другими.
Что мир 1622–24 обеспечил могавкам после прекращения военных действий? Они уже имели доступ к голландским товарам в 2-х днях пути на восток и им не нужно было срочно налаживать торговые связи с французами.
Если бы могавки испытывали желание поехать со своими мехами куда-то еще, то была хорошая возможность отвезти их к английским торговцам, работающим в юго-восточной Новой Англии и дальше на север вдоль побережья, хотя формально торговля с англичанами началась намного позже.
Возможно, могавки хотели оказать свою поддержку голландцам и поддержать начало торговли с французскими индейцами. Потенциальная выгода от такого кульбита со вчерашними врагами могла состоять в том,чтобы канадские индейцы покинули французов.
Это сделало бы последних более уязвимыми для рейдов ирокезов, не забывшим, как в войнах 1609-1610 годов французы воевали на стороне канадских индейцев. Если бы французы ушли из долины Св.Лаврентия, то можно было бы переключится на старого врага - алгонкинов.
Как не парадоксально, установившийся между могавками и французскими индейцами мир, привел к обострению отношений из-за охотничьих угодий. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что сразу после мира индейцы из Канады заняли охотничьи угодья могавков вдоль Ришелье и в горах Адирондак, при этом препятствуя появлению в регионе ирокезов.
Это было очень удобно для французских индейцев, богатые угодья и голландский торговый пост, где их можно было обменять на столь желанный вампум, были рядом. Могавки, скорее всего, не ожидали такого сценария развития событий, но готовы были терпеть некоторое время, пока их политические цели не принесут результаты.
В любом случае мир был недолгим. Очевидно, обе стороны не устроили результаты мирного сосуществования и военные действия возобновились в 1627 году.
P.S. Про волков. Французы называли сококи, а также ряд других индейцев Новой Англии, а иногда и могиканцев, «Loups» - Волки. Однако, Шамплейн называл могикан «Maganathicois», а в одном случае заметил, что их имя означает «нация волков».
Если вас заинтересовала история племени могикан, то вы можете прочитать другие статьи этого цикла: 1 Часть - Ландшафт и окружающая среда // 2 Часть - Первый контакт. Впечатления сторон// 3 Часть - Впервые на карте// 4 Часть - Где и в чем жили могикане// 5 Часть - Численность и эпидемии.// 6 Часть - Соседи. 7 Часть - Этнография без выдумок// 8 Часть - Бобровая война не из-за бобров. Часть 1// Бобровая война не из-за бобров. Часть 2// 10 Часть - Продажа Родины// 11 Часть - Война Кифта// 12 Часть - Профессиональные переговорщики и пушки для ирокезов// 13 Часть - Война Эзопус.// 14 Часть - Вторая война с Ирокезами. Начало//15 Часть - Война с ирокезами. Поражение // 16 Часть - 17-ый век заканчивается