Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-11-22 09:37

Белое солнце ледяной пустыни

Как мы осваивали седьмой континент планеты, как живут в Антарктиде наши полярники, каково водить вездеход среди льдов при температуре от -60?С и почему наших мужиков тянет на Крайний Юг еженедельнику «Звезда» поведал механик первой категории, водитель тягача, участник 51 и 53 Российских Антарктических экспедиций Владимир Цыварёв

Белое солнце ледяной пустыни

Открыли континент двести лет назад русские моряки - капитан 2 ранга Фаддей Беллинсгаузен и лейтенант Михаил Лазарев, которым было повелено доказать или опровергнуть существование «Южной Terra Incognita». Учитывая эту нашу заслугу перед мировым сообществом, Советскому Союзу в качестве «приза» было предоставлено место для создания научной станции - Южный геомагнитный полюс Земли. Станцию назвали «Восток» в честь шлюпа, на котором наши мореплаватели под командой Беллинсгаузена открыли Антарктиду. Позже выяснилось, что данная точка Земли является и полюсом её холода - минус 89,2?С - так низко со времени ледникового периода температура не опускалась никогда и нигде на Земле, и потому, как и само открытие ледяного континента, строительство станции на краю земли нашими соотечественниками - похожий на приснившуюся сказку подвиг.

Станцию назвали «Восток» в честь шлюпа, на котором наши мореплаватели под командой Беллинсгаузена открыли Антарктиду.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Станцию назвали «Восток» в честь шлюпа, на котором наши мореплаватели под командой Беллинсгаузена открыли Антарктиду.

«Восток» - дело прехолодное

В 1956 г. руководитель первой Советской Антарктической экспедиции (САЭ) Михаил Сомов со строящейся береговой обсерватории «Мирный» (кстати, «Мирный» - имя второго шлюпа русской экспедиции, которым командовал Лазарев. - Ред.) отправил тракторно-санную колонну запустить континентальный проект «Восток». Пройти предстояло около полутора тысяч километров. Колонна должна была остановиться в той точке маршрута, когда по рации с базы поступит команда: «Здесь!».

Но только спустя год руководивший вторым походом Алексей Трёшников, учтя ошибки предшественников, начал движение, не дожидаясь прихода антарктического лета, и через два месяца пути вступил с колонной на высокогорное плато, где давление атмосферы и нехватка кислорода были как на Эльбрусе - моторы глохли, и горная болезнь начала валить всех. Но Трёшников упорно заставлял идти дальше, даже когда из центра пришла команда остановиться и там ставить станцию. Он искал место стоянки как «Землю Санникова» и только 16 декабря приказал - глуши моторы, мы дома!

Предчувствие ли подсказало ему поставить «Восток» в точке пересечения 105-го меридиана с 77-й южной широтой - загадка, на которую уже никто никогда не даст ответа. Но не дойди мы тогда до этого места пятидесяти километров, или пройди на десять километров дальше, и, возможно, трагическая и героическая летопись освоения нами шестого материка сильно бы изменилась, потому что через тридцать семь лет прямо под станцией, на глубине 3.737 метров было обнаружено огромное глубоководное озеро, в течение нескольких миллионов лет, вероятно, изолированное от поверхности Земли.

Под станцией «Восток», на глубине 3.737 метров, было обнаружено огромное глубоководное озеро, вероятно, в течение нескольких миллионов лет изолированное от поверхности Земли.

© youtube.com

Под станцией «Восток», на глубине 3.737 метров, было обнаружено огромное глубоководное озеро, вероятно, в течение нескольких миллионов лет изолированное от поверхности Земли.

Этот уникальнейший научный объект на сегодняшний день является главным сокровищем закованного в лёд континента. От Крайнего Юга ждали сюрпризов, а получили подарок: если приподнять миллионолетний ледяной щит, Антарктида предстаёт континентом, опутанным сетью рек и озёр, крупнейшее из которых озеро Восток.

С той поры прошло 63 года… Счёт санно-гусеничных поездов перевалил за две сотни. На крепких плечах мужчин с помороженными руками держатся логистические потоки государственной важности, и мало кто из них считает себя героем - это работа. Работа водителем вездехода в Антарктиде одна из самых тяжёлых и опасных на планете. Число не вернувшихся из Антарктиды полярников, к прискорбию, не так мало.

Работа водителем вездехода в Антарктиде одна из самых тяжёлых и опасных на планете.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Работа водителем вездехода в Антарктиде одна из самых тяжёлых и опасных на планете.

«Антарктида дело такое: либо - один раз, и навсегда, либо - один раз, и больше никогда»

- Владимир, Антарктиде вы отдали два года жизни. Что Вас туда позвало?

- Если коротко, я себя спросил, зачем мне оно? И не получил ответа - значит, я прав! А совет дал отец - он работал в Антарктиде с 1972 года, начинал ещё с 17-й Российской Антарктической экспедиции (САЭ). Двадцать шесть лет, четверть века, он отдал Антарктиде, и мне с детства не терпелось узнать, ради чего можно уйти туда на полжизни?  Ну и я пошёл по той же дорожке.

Случайных людей на эту работу не берут. Нас собирали по рекомендациям тех, кто уже ходил в экспедицию - договор в первую очередь заключается с теми, кто пришёл по знакомству (не путать по блату. - Ред.), кто пришёл, как я, по совету. Это значит, что за вас уже поручились, вам не только характеристику дали - вы сами слово дали, за которое в ответе.

Первая экспедиция по коллективу, по народу, по начальникам, по поварам просто запала в душу, поэтому поехал и во вторую - понравилось.

Научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров» у берегов Антарктиды.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Научно-исследовательское судно «Академик Фёдоров» у берегов Антарктиды.

- Антарктида впечатлила? 

- Край действительно удивительный. Антарктида дело такое: либо - один раз, и навсегда, либо - один раз, и больше никогда.

Мы плыли из Петербурга на «Академике Фёдорове», и 30 декабря прибыли в «Мирный». Приплыли в разгар лета, увидели таяние ледников, выходящие из-под снега каменные сопки до горизонта: камень коричневый, белый снег, а в другую сторону, как блестящее покрывало, море, принесшее тебя на эту непонятную землю… «Мирный» одна из самых ветреных станций - 220 дней в году, и когда  скорость  ветра достигает 50 м/с, что означает - меня, при моём весе в 100 килограммов, просто укладывает на землю, я встать не могу!

Так сложилось, что «Фёдоров» приходит в «Мирный» под Новый год. Антарктическая навигация «Фёдорова» длится 180 дней, за которые он обходит все береговые станции, постепенно «худея», оставляя на каждой остановке предназначенные грузы и людей, а на обратном пути собирая возвращающихся зимовщиков, чтобы в середине июня, в разгар зимы, снова прийти в «Мирный», где его с нетерпением ждут последние соскучившиеся по дому полярники.

Отец Владимира Цыварёва - Анатолий Галактионович Цыварёв, заместитель начальника экспедиции по технической части.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Отец Владимира Цыварёва - Анатолий Галактионович Цыварёв, заместитель начальника экспедиции по технической части.

Ко времени второго захода «Фёдорова» в «Мирный» наши вездеходы уже вернулись с «Востока» - так мы первый раз встретились с отцом в Антарктиде. Получилось, он мне её передал из рук в руки…

- Свою машину?

- Он мне передал Антарктиду. С машины он начинал, а на тот момент Анатолий Галактионович Цыварёв был заместителем начальника экспедиции по технической части, водил походы на «Восток». Батей можно было гордиться - когда за плечами 17 походов, понимаешь, что домой он приезжал только погостить.

«Страшно, когда в метели не видно огней впереди идущего»

- И вы «подсели» на санно-гусеничный поезд. Что это?

- Помните, был советский фильм «Битва в пути» - я в этой битве побывал дважды, и нисколько не жалею о тех сумасшедших днях, я ими горжусь!

Начну с того, что ещё за пару дней до выхода на маршрут мы переселялись в балки на тягачах, как в раковины, чтоб в них обжиться. Провожали нас всем личным составом станции, и мы по одному покидали «Мирный», выстраиваясь цепочкой. Санно-гусеничный поезд - это пара «Харьковчанок», и семь-восемь АТТ-шек и «Витязей».

«За пару дней до выхода на маршрут мы переселялись в балки на тягачах, как в раковины, чтоб в них обжиться».

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

«За пару дней до выхода на маршрут мы переселялись в балки на тягачах, как в раковины, чтоб в них обжиться».

- Это ваши вездеходы? Каковы они?

Альфой и омегой антарктических вездеходов были и почти пятьдесят лет оставались «Харьковчанки» - харьковские военные артиллерийские тягачи АТ-Т, построенные на шасси среднего танка Т-54 и полностью приспособленные под суровый антарктический климат. «Харьковчанка» позволяет в походе восстановить силы, когда двенадцать часов ты принадлежишь машине со всеми её фокусами, которую необходимо на морозе не только вести, но и чинить, да и водителям надо отдыхать? Чистая «Харьковчанка» - маленькая мобильная антарктическая станция. В походе она бесценна. «Танк» с удлинённой базой для лучшей проходимости, широкими, не проваливающимися и практически не буксующими гусеницами, везёт на себе настоящий дом.

Их было выпущено Харьковским заводом имени Малышева всего несколько машин. Мы ходили уже на «Харьковчанках-2», у которых жилой блок устанавливается непосредственно на тягач АТ-Т. В обслуживании - обыкновенный тягач, на котором мы меняли и коробки, и двигатели прямо на свежем, до -80?С, воздухе. Чтобы до них добраться, надо снимать кабину, отстёгивать радиаторы, трубопроводы, подгонять кран. Потом, как вы знаете, ситуация с Украиной поменялась, и Харьков перестал поставлять машины. И тогда в Башкирии, в городке Ишимбай, придумали неплохую замену харьковским машинам - «ДТ-30 Витязь» - новые вездеходы, их стали звать «Ишимбаями», - высокоскоростные, выносливые, манёвренные, они чуть сложней в обслуживании, чем АТ-Т или «Харьковчанка», но все плюсы с лихвой покрывают минусы - с удовольствием на них поездил.

Короткий привал во время похода.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Короткий привал во время похода.

- Весь Большой поход занимает три месяца: два из них вы «вскарабкиваетесь» на четырёхкилометровую высоту «Востока»?

- Каждая из машин тянула в гору 60 тонн, проходя весь маршрут на первой передаче со скоростью не более четырёх-пяти километров в час - это значит, за сутки мы пробивались километров на пятьдесят, но бывали дни, когда мы проходили не более пяти-десяти километров. По мере удаления от «Мирного» и подъёма на высоту нашей проблемой становились и шквалистый ветер, и сыпучий снег, и то, что на высоте двигатели почти не тянули. Не говоря о нашем самочувствии - это «первые дни в невесомости», которые ты идёшь в промёрзшей кабине с поднятым лобовым стеклом с закаменевшими на рычагах пальцами. Спасают цыпки с мозолями - с ними уже как-то не думается ни о высоте, ни о кислороде, да и машина скучать не даёт. Главное - не бояться. Хотя бывали моменты, когда становилось действительно страшно. Например, если в метели не видно огней впереди идущего, появлялась возможность потеряться.

Антарктическая метель.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Антарктическая метель.

«У нас жизнь зависит от того парня, который рядом»

- А какой Вы увидели саму станцию, или её ощущение - ведь к моменту Вашей высадки на неё, она ушла под снег?

- «Восток» - это…  Вот, если в «Мирном» смотришь в одну сторону - там море до горизонта, в другую - до горизонта белый лёд, то на «Востоке» всё панорамно-белое, и поначалу даже в голове не укладывается эта бесконечность, это безмолвие, не по Джеку Лондону, как-то, по-своему… Мы пришли в разгар лета, на улице минус тридцать, и полное безветрие, что при наличии сухого воздуха, стирает ощущение мороза. Можно прогуляться по станции в одной рубашке, даже не ощутив этот минус. Зато в июльскую «стужу» нос как у Гоголя - чужой, что-то лишнее, и хочется и его убрать в рукавицу. Вы про «Клуб-200» слышали?

- Расскажите.

- Это, когда зимовщики на «Востоке» дожидаются падения температуры на улице до -80?. Сауна для троих нагревается до +120?, таким образом разница в температурах - двести градусов. Кто это прошёл, становится членом клуба, но даже на «Востоке» не все после такой сауны в снег, как на амбразуру, могут лечь!

Не все после сауны в снег, как на амбразуру могут лечь!

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Не все после сауны в снег, как на амбразуру могут лечь!

- Владимир, в Антарктиде часто болеют?

- Когда один врач на всю станцию, лучше не болеть. Но в Антарктиде мы ещё и изолированы от широкого общения, а значит и от вирусов и инфекций. И когда вся Земля окутывается эпидемией, мы не болеем, вирусы у нас мрут от холода и от отсутствия общения.

- А чем водитель тягача занимается на Крайнем Юге, если он не в пути?

- В «Мирном» в моё время зимовало до 40 человек, у каждого своя комната, условия неплохие. Работа механика-водителя заключается в том, что надо сходить в один единственный поход на «Восток», иногда их больше, - это наша работа. До похода готовим технику перебираем дизеля, ходовую, обтягиваем, шприцуем, ремонтируем сани, чтобы «боевые машины полярников» были максимально к нему готовы.

Владимир Цыварёв на ледяном покрове Антарктиды.

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Владимир Цыварёв на ледяном покрове Антарктиды.

Нас было 12 водителей вездеходов, плюс зампотех, пятеро дизелистов - жили одной дружной компанией в общем доме, и все мероприятия проводили вместе. С «наукой» мы, конечно, тоже общались, но не так тесно. На станции всем работы хватало. Тех, кто посвободней, брали в авралы. Скажем, механики не успевают машины «переобуть», а знать дизель тут не надо, тому кувалду в руки - и вперёд. Кто? Биолог, сисадмин, доктор - марш! У нас жизнь зависит от того парня, который рядом. Мы умеем сдерживать нервы, и лишний раз думаем, что сказать.

- И всё же вы оставили Юг и ушли на Север. Почему?

- Антарктида испытывает на прочность не только нас, но и наши семьи - из 53-го похода меня жена не дождалась. Сейчас я снова женат, нас уже четверо, и я считаю это «подарком» Антарктиды.  Рисковать больше не имею права. Я поменял Антарктику на Арктику - мне Север ближе, но я поддерживаю связь с ребятами, которые вернулись с Юга, или собираются туда, мы с ними встречаемся на Северах. Недавно они улетали в Хатангу, и я узнал, что сейчас закупается много новой техники для Антарктиды, необходимой для строительства станции «Восток», которое вот-вот начнётся.

Солнце встает на «Востоке».

© Фото из личного архива Владимира Цыварёва

Солнце встает на «Востоке».

Ну, что ещё рассказать - я полюбил эту землю, хоть и не вернусь туда снова, в моём сердце, как на карте земли, она не белое пятно - на ней живут все, кто хоть раз на неё ступал.

А вы знаете, я всё-таки свою чашку чая из озера Восток выпил: кусочек керна был растоплен, заварен, - на вкус он был обыкновенный, антарктический, но я понимал, что пью многомиллионолетний!


Источник: zvezdaweekly.ru