интересный космос
1. «Хаббл» сделал фантастический снимок рождения звезд
Космический телескоп Хаббл, увеличив масштаб изображения небольшого уголка облака на расстоянии 7500 световых лет от нас, обнаружил захватывающую картину рождения молодых звезд.
Формирование звезд — загадочный процесс, и у нас появился шанс рассмотреть его во всей красе.
Объект, который нас интересует, называется J025157.5 + 600606. Это просто крошечная (по космическим меркам) выпуклость в колоссальной туманности «Душа» в созвездии Кассиопеи. Но, хотя эта часть облака и кажется незначительной, для ученых она стала отличным местом для поиска интереснейшей информации о рождении новых звезд.
Крошечная область туманности «Душа»
Все потому, что внутри J025157.5 + 600606 обнаружены другие объекты со странным названием: FrEGGs — свободно плавающие испаряющиеся газовые глобулы. Их нашли совсем недавно, и для существования таких глобул требуется определенный набор условий.
Звезды в больших облаках (можете считать их «яслями») образуются из холодных сгустков плотного молекулярного водорода, которые коллапсируют под действием собственной гравитации. Поэтому звезды рождаются лишь в по-настоящему плотных молекулярных облаках.
Когда очень массивная горячая звезда начинает светиться, ее интенсивное ультрафиолетовое излучение ионизирует облако, в котором та родилась, создавая большой горячий пузырь ионизированного газа, называемый сферой Стремгрена.
FrEGG — это плотные сгустки более холодного газа, сгруппированные в сфере Стремгрена, и многие из них активно образуют собственные звезды. Граница между FrEGG и сферой видна на фотографии Хаббла как светящаяся пурпурная область, поскольку тепло от горячей звезды фотоиспаряет внешний слой газа.
Эта потеря плотности означает, что мы можем заглянуть внутрь и увидеть рождающиеся молодые звезды. Поскольку сами FrEGG все еще очень плотны, этот процесс не останавливает звездообразование, происходящее внутри. Но в конечном итоге он все же мешает ему, ограничивая подачу газа, который питал бы процесс формирования звезд.
По этой причине звезды, рожденные внутри FrEGG, имеют относительно низкую массу по сравнению с гораздо более массивными звездами O- и B-типов. Но это не обязательно плохо. Меньшие и более холодные звезды имеют гораздо большую продолжительность жизни, чем их более «цепкие» братья и сестры. Возможно, миллиарды лет назад так родилось и наше Солнце.
2. Как белые карлики пожирают газовых гигантов
Если вглядеться в угасающее сияние умирающей звезды, то можно увидеть, как в нем растворяются каменистые останки бывших планет. Астрономы уже наблюдали, как коллапсирующая звезда разрывает на части нечто гораздо более крупное, чем она сама.
Существует звездная система, совершенно непохожая на известные современной науке аналоги. Исследователи из Великобритании, Чили и Германии наблюдали за планетой, подобной Урану, находящейся на орбите так близко к белому карлику WD J0914 + 1914, что она буквально разлеталась на части под воздействием звезды.
Белые карлики — это конечный этап жизни звезды. Как только запас топлива истощается, эти космические светила разрушаются под действием собственной силы тяжести, вытесняя всю массу раскаленных газов в сферу размером с Землю.
Тела таких звезд остаются достаточно горячими, чтобы излучать тепло в течение сотен миллиардов лет. Это сияние может дать астрономам достаточно информации о химическом составе белого карлика. Нередко в них встречаются намеки на металлы — свидетельство каменистых планет, испаряющихся в жарком пламени умирающей звезды.
Однако для того, чтобы это произошло, звездная система должна пребывать в некотором беспорядке. Планеты должны быть достаточно близко к белому карлику, что обычно указывает на «встряску», вызванную находящимся поблизости объектом с большой массой — например очень крупной планеты.
При ближайшем рассмотрении в спектре звезды наблюдаются явные признаки кислорода с оттенками серы. Смесь воды и сероводорода позволяет предположить, что это газовая планета, похожая по составу на наших собственных колоссов (таких как Нептун и Уран), которая теряет свою атмосферу. Колебания соотношения водорода и кислорода были достаточно странными, что побудило исследователей использовать специальный инструмент в Очень Большом Телескопе Европейской Южной Обсерватории, называемый спектрографом X-Shooter.
Чтобы космический гигант испарился таким образом, он должен быть как можно ближе к белому карлику. По оценкам исследователей, расстояние составляло около 15 солнечных радиусов — или около 10 миллионов километров — с орбитой всего десять земных дней. Для сравнения, орбита Меркурия приближает его к нашему Солнцу на расстояние не менее 46 миллионов километров.
Даже с учетом того факта, что газовый гигант находится на орбите вокруг белого карлика, неясно, является ли он аномалией или нам просто неизвестны похожие примеры. Однако отметим, что при тщательной проверке примерно 7000 других белых карликов в банках данных SDSS не удалось найти ничего похожего на WD J0914 + 1914.
3. Звeздa VFTS 102 в гaлaктикe Большое Магелланово облако.
Звезда очень быстро вращается вокруг своей оси: скорость движения на экваторе VFTS 102 превышает 500 км/с (наше Солнце вращается в 100 раз медленнее). Такое вращение сжимает светило с полюсов. На настоящий момент это рекордный показатель скорости вращения, и из всех известных объектов быстрее оборачиваются вокруг своей оси только нейтронные звёзды.
В качестве причины такого быстрого вращения астрономы называют слияние двух звёзд в одну: по мере сближения двух компонентов звёздной системы скорость их обращения вокруг друг друга увеличивалась согласно закону сохранения момента импульса, и в какой-то момент образовалась одна быстро вращающаяся звезда.
4. Красные гейзеры
В 2016 году ученые из Университета Токио выяснили, почему некоторые галактики ведут себя не так, как ожидается: в них не образуются звезды.
Оказалось, это происходит из-за того, что сверхмассивные черные дыры в центре галактик выбрасывают конические пучки газа — "красные гейзеры". Они разогревают газ, делая его слишком горячим для конденсации. Этот процесс открыли раньше гейзеров, но механизмы его образования не были ясны.
Существование "красных гейзеров" помогает разобраться в механизмах эволюции Вселенной. В таких галактиках новые звезды будут появляться только после того, как все остальные галактики погаснут.
5. Скопление Волос Вероники
Скопление Волос Вероники (другие названия: Скопление Кома, Abell 1656) — крупное скопление галактик, расположенное приблизительно на расстоянии 99 мегапарсек. На наблюдаемом небе скопление имеет угловой размер около 12°, оно находится на небесной сфере вблизи северного полюса нашей Галактики. Диаметр скопления около 17 мегапарсек. Вместе со скоплением Льва и несколькими меньшими скоплениями галактик составляет сверхскопление Волос Вероники, ближайшее сверхскопление галактик к нашему сверхскоплению Девы.