Вид с Марса
Холодная ржавая пыльная планета с задорными спутниками, тотальными пылевыми бурями, CO?–гейзерами и вихрями.
Наклон оси 25.2° — есть времена года. Орбита вытянута, расстояние до Солнца колеблется на 20%, поэтому в северном полушарии мягче климат, чем в южном, а весна и лето на четверть дольше осени и зимы. Угловой размер Солнца на 28–40% меньше чем с Земли. Солнечные сутки ("сол") равны 24ч 40мин, год равен 668,6 сол. Гравитация 38% земной (чуть больше чем на Меркурии). Вулканизм отсутствует, но регулярны слабые марсотрясения изредка достигая магнитуды 4. Днем небо оранжевое, во время рассвета и заката — голубое вокруг Солнца и красноватое в остальной части. В безветренную погоду пыль оседает, и небо в зените чернеет.
Атмосфера сильно разрежена. Давление заметно колеблется — до полутора раз на одной точке местности, зависит от времени года, времени суток, высоты поверхности и в среднем равно 1/160 земного. Вода в жидком виде может существовать только в некоторых низменностях, но и там в лучшем случае закипает уже при +10°С. Состав атмосферы: 95.3% CO2, 2.7% азот, 1.6% аргон, 0.145 % O2, присутствуют водяной пар, угарный газ, оксид азота, неон, в очень малых количествах озон и метан. Магнитосфера крайне слаба, вызвана столкновением солнечного ветра с атмосферой (как и у Венеры). Озоновый слой крайне слабый. Эквивалентная радиация на поверхности в 100 раз выше, чем на Земле: космонавт за 3 дня получит столько же облучения, сколько на Земле за год.
Площадь поверхности примерно равна площади всей суши на Земле. Поверхность усеяна камнями и валунами, огромные пространства покрыты песком и пылью. Преобладают красно–оранжевые оттенки из–за обилия ржавчины, также есть оттенки золотого и коричневого, иногда зеленоватого и синего в зависимости от состава минералов. Грунт содержит немало водяного льда (до 5% по весу), но несколько токсичен, присутствуют перхлораты, впрочем, некоторые виды растений и бактерий смогут выжить в нем.
Повсеместны дюны, долины и пустыни, присутствуют пещеры, есть застывшие вулканы и две большие полярные ледниковые шапки. Много ударных кратеров — 43 тысячи диаметром 5 км и выше, преимущественно в южном полушарии. Равнинный Северный полярный бассейн занимает около 40% Марса, площадью примерно равен Евразии. Застывший вулкан Олимп имеет высоту 26 км от основания и его площадь огромна, сравнима с территорией Польши: объезд вокруг него на авто со скоростью 80 км/ч занял бы больше суток. Средний уклон всего 5°, стоя на вершине Олимпа не увидишь его краев, скрывающихся за горизонтом. По краям вулкана идут резкие обрывы до 8 км в высоту. Долины Маринер — огромная система каньонов, длиной 4500 км, шириной 600 км и глубиной до 11 км.
Температуры на планете от ?150 °C на полюсах зимой и до +35° на экваторе в полдень, в среднем ?60°. Из–за разреженной атмосферы суточные перепады температур большие — обычно 50–70°, достигают 100°. На экваторе днем обычно выше 0°, изредка до +30° и выше, но даже здесь ночью сильные морозы: обычно –70°, иногда падая до –120°. Средний ветер на Марсе — 3–10м/с, во время пылевых бурь 20–30 и порой до 100м/с и выше. Разреженные марсианские ветра очень медленно передвигают песок (пара метров в год), а пыль вздымается только в период бурь и от вихрей.
На экваторе тусклые облака из ледяного льда а редкие облака из CO2 располагаются высоко над экватором и низко над полюсами; летом в северном полярном регионе периодически появляется большое облако из водяного льда в виде бублика. Бывают туманы и дымки, осадки очень редки, дожди отсутствуют, а снег очень часто не достигает поверхности, испаряясь. Снег и иней состоят из водяного льда или CO2 в зависимости от местности. Предположительно, в редких случаях, после захода Солнца идут метели со шквалом. Молнии или отсутствуют или крайне редки (возможны в пылевых вихрях или в бурях). Встречаются пыльные вихри (пыльные демоны), образуются очень быстро, поднимают большое количество песка и пыли, создавая нулевую видимость внутри, но приносят пользу, сдувая пыль с солнечных панелей марсоходов. Крупнейшие из вихрей до 10 раз выше (10км) и до 50 раз шире земных аналогов (1км) и уже представляют угрозу для марсоходов и космонавтов.
Есть два небольших бесформенных естественных спутника — Фобос и Деймос. Обращаются близко к Марсу, всегда повернуты одной стороной к нему, как Луна к Земле. Деймос на небе виден как яркая звезда, восходящая каждые 5.32 сол. Фобос ближе к Марсу и настолько быстр, что вращается в 3 раза быстрее вокруг Марса, чем Марс вокруг себя, поэтому Фобос восходит на западе, дважды за сол, каждые 11 часов, проносясь по небу, меняя фазы и свой угловой размер от 8' на горизонте до 12' в зените (1/4 и 1/3 диска Луны на земном небе) и яркостью достигая Луну в фазе первой четверти (–9m). Из–за низкой орбиты Фобос не виден ниже 70° широты а Деймос ниже 82°. Почти всегда марсианской ночью происходит затмение Фобоса Марсом, которое длится около часа, затмение Деймоса намного реже, длится около 2 часов. Частичное затмение Солнца Фобосом случается зимой или в равноденствие.
Венера и Юпитер ярчайшие планеты на небе, а Земля с Луной, как и Венера, видны незадолго перед восходом или после захода Солнца. Бывают полярные сияния, но невидимые невооруженным глазом, так как свечение в ультрафиолете. Периодически наблюдаются метеорные потоки, как и на Земле.
Ледяные шапки на полюсах в сумме содержат водяного льда сравнимо с Гренландским ледяным щитом. Зимой в полярных регионах атмосферный CO2 в огромных количествах вымерзает на поверхность, и шапки сверху прирастают полупрозрачным слоем сухого льда толщиной 1–2 метра; территориально северная шапка разрастается до широт 60°, южная до 45°. Весной солнечный свет сквозь верхний слой сухого льда нагревает подледную поверхность, и в нижней части слоя начинает испаряться CO2, накапливаясь и в конце концов извергаясь гейзером из CO2 вперемешку с песком и пылью, со скоростью до 40–50 м/с. Активные извержения гейзеров и испарения шапок происходят в течение дней и недель, что создает резкое повышение давления на местности, которое провоцирует масштабные перемещения ветров, создающих мощные бури.
В начале лета южного полушария перепад температур между полушариями максимален, и скорость ветров достигает порядка 100 м/с, небо коричневеет. В среднем раз в 3 года бури разрастаются в планетарных масштабах и продолжаются несколько месяцев, и мощнейшие из них полностью скрывают поверхность планеты, включая даже Олимп. Мощные бури понижают дневную температуру, но снижают и суточный перепад температур до 5°. После крупных пылевых бурь наблюдается слабая жёлтая мгла в атмосфере. Несмотря на масштабность пыльных бурь, общая масса поднятых частичек невелика и эквивалентна сплошному слою пыли в несколько микрометров. Бури не представляют угрозы для космонавтов из–за разреженной атмосферы, но сильно затрудняют связь и сильно мешают работе солнечных панелей.