Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить и умереть в зоне сейсмической активности
Этой весной жители прибрежных районов российской Арктики стали свидетелями масштабного вскрытия льда, начавшегося на полмесяца раньше, чем обычно. Огромные ледовые массы устремились вниз по Енисею в сторону Карского моря. Подобная ситуация наблюдалась на территории всей Арктики.
Как правило, наиболее активное таяние льда происходит в конце лета, когда замороженная морская вода возвращается в жидкое состояние. Затем снова начинается формирование льда. В то время как береговой лед остается неподвижен, многолетние льды дрейфуют к северу, по пути значительно наращивая массу и толщину. Благодаря своей толщине и низкой солености многолетний лед полностью не тает в летний период, в то время как более тонкий однолетний лед чаще всего успевает раствориться до наступления холодов.
Этот процесс, обусловленный климатическими условиями региона, неизменно повторялся на протяжении многих десятилетий. Однако из-за повышения температуры в Арктике дрейф льдов теперь начинается раньше, а цикл таяния и замерзания претерпел значительные изменения. Лед отступает быстрее, чем раньше и не успевает восстановиться зимой из-за изменения привычного температурного режима. Согласно многим климатическим моделям, к 2050 г. лед в Арктике полностью исчезнет.
Можно было бы наивно предположить, что Арктика без льда — неплохая перспектива, поскольку отпадает необходимость в ледокольной проводке и использовании специально приспособленных судов. В этой перспективе не было бы ничего страшного, если бы арктические льды не имели такого значения для регионального и глобального климата.
Арктический морской лед служит для нашей планеты «природным холодильником». Льды и снежные покровы Арктики благодаря своей белизне отражают солнечный свет. У морского льда альбедо гораздо выше, чем у воды: он отражает 50–70% энергии падающих на него лучей, тогда как для поверхности океана этот показатель составляет не более 6%.
Отступая, лед обнажает темные воды арктических морей и скрытые ранее территории суши. В результате тепла поглощается больше, чем отражается. Следовательно, с повышением температуры океана рост льда замедляется. Площадь зимнего ледяного покрова сокращается, и линии северных берегов больше не скованы льдом, как прежде. Кроме того, изменения в образовании льда влияют на жизнь арктической фауны: сокращение ледяного покрова имеет значительные последствия для таких видов животных, как белый медведь, морж, нарвал, белуха и пр.
Вечная мерзлота в Арктике быстро реагирует на изменение климата, поэтому арктические государства не должны медлить. Лучший для них способ развить свою сопротивляемость к изменению климата — взять на себя обязательства по его предотвращению в соответствии с режимом Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Такие обязательства должны быть приняты на высочайшем уровне и отражать реальные возможности стран. В любом случае действия государств не могут сводиться к принятию деклараций и стратегий, призванным обеспечить лишь формальное соответствие Парижскому соглашению и целям РКИК ООН по ограничению роста температуры. Предотвращение изменения климата — это общая ответственность, требующая сотрудничества всех сторон. Мировое сообщество должно помнить, что работа, которую страны ведут для предотвращения изменения климата и адаптации к нему, имеет не региональное, а общемировое значение. Эта проблема, очевидно, является предметом общей озабоченности человечества: происходящие сегодня стремительные природные и климатические изменения влияют на ситуацию в каждом уголке планеты.
Установленный РКИК ООН режим глобален и не адаптирован специально для Арктики, поэтому вопрос сопротивляемости к изменению климата должен решаться на региональном уровне. Арктический совет играет важную роль в этом вопросе, поскольку в рамках его рабочих групп и проектов ведется активная работа над стратегиями по предотвращению изменения климата, адаптации к нему и обеспечению устойчивого развития. Однако сопротивляемость изменению климата во многом зависит от политической воли и региональной политики на уровне правительств. Поэтому арктические государства должны работать над совершенствованием методов управления, ориентированных на достижение сопротивляемости, ведь решение этой проблемы должно начинаться с местного уровня. Сопротивляемость к изменению климата обеспечивается путем развития новых возможностей в меняющихся экологических и социальных условиях. Следовательно, должна быть построена более стабильная, устойчивая к изменениям система, которая будет в состоянии противостоять различным ударам и «сохранять свои уникальные характеристики».
В Парижском соглашении признается, что «существующая потребность в адаптации является значительной и что более высокие уровни предотвращения изменения климата могут снизить потребности в дополнительных усилиях по адаптации». Следовательно, арктические государства должны помнить, что развитие сопротивляемости изменению климата начинается с ответственной работы по его предотвращению.
«До сих пор история человечества не знала случаев, когда летом ледяной покров Арктики полностью исчезал. Похоже, этот момент вот-вот настанет».
Валид Абдалати, бывший главный научный советник НАСА
Этой весной жители прибрежных районов российской Арктики стали свидетелями масштабного вскрытия льда, начавшегося на полмесяца раньше, чем обычно. Огромные ледовые массы устремились вниз по Енисею в сторону Карского моря. Такая же ситуация — раннее вскрытие льда на крупных реках — наблюдалась во всей Арктике.
Как правило, наиболее активное таяние льда происходит в конце лета, когда замороженная морская вода возвращается в привычное ей жидкое состояние. После этого возобновляется процесс формирования льда. В то время как береговой лед остается неподвижен, паковые (многолетние) льды дрейфуют к северу, по пути значительно наращивая массу и толщину. Благодаря своей толщине и низкой солености многолетний лед полностью не тает в летний период, в то время как более тонкий однолетний лед чаще всего успевает раствориться еще до наступления холодов.
Данный процесс, обусловленный климатическими условиями региона, неизменно повторялся на протяжении многих десятилетий. Однако из-за повышения температуры в Арктике дрейф льдов теперь начинается раньше, а цикл таяния и замерзания претерпел значительные изменения. Лед отступает быстрее и не успевает восстановиться зимой из-за изменений в температурных режимах Арктики. Согласно многим климатическим моделям, к 2050 г. лед в Арктике полностью исчезнет.
Можно было бы наивно предположить, что Арктика безо льда — неплохая перспектива, поскольку отпадает необходимость в ледокольной проводке и использовании специально приспособленных судов. В этой перспективе не было бы ничего страшного, если бы арктические льды не имели такого значения для регионального и глобального климата.
Арктический морской лед служит для нашей планеты «природным холодильником». Льды и снежные покровы Арктики благодаря своей белизне отражают солнечный свет. У морского льда альбедо гораздо выше, чем у воды — он отражает до 50–70% энергии падающих на него лучей, тогда как для поверхности океана этот показатель составляет не более 6%.
Отступая, лед обнажает темные воды арктических морей и скрытые ранее территории суши. В этой связи тепла поглощается больше, чем отражается. Следовательно, с повышением температуры океана рост льда замедляется. Происходит сокращение зимнего ледяного покрова, и линии северных берегов больше не скованы льдом, как прежде. Кроме того, изменения в образовании льда влияют на жизнь арктической фауны: сокращение ледяного покрова имеет значительные последствия для таких видов животный, как белый медведь, морж, нарвал, белуха и др.
Еще один печальный результат изменения климата в регионе — таяние вечной мерзлоты. Вечная мерзлота Арктики — это замороженный слой почвы, который на протяжении тысячелетий не претерпевал никаких изменений. Когда мерзлота оттаивает, поверхность земли начинает проваливаться. Этой зимой ученые стали свидетелями небывалых изменений в ландшафте канадской Арктики. Из-за частичного оттаивания мерзлоты под арктической тундрой провалился грунт, в результате чего образовался кратер размером с футбольный стадион — замерзшая почва обратилась в жидкую грязь и ил.
Береговая эрозия и таяние вечной мерзлоты — большая проблема не только потому, что это приводит к изменению ландшафта, но и потому, что это сказывается на жизни населения Арктики. Несколько традиционных поселений инувиалуитов (коренных жителей севера Канады), расположенных на берегу моря Бофорта, пришлось перенести из-за того, что со временем многие дома стало «смывать» в воду. Некоторые арктические территории и вовсе находятся под угрозой исчезновения. Состоящий в основном из мерзлотных почв остров Гершель — единственный остров территории Юкон — в прямом смысле уменьшается: суша отступает примерно на один метр в год. Жители города Уткиагвика (Аляска) вынуждены строить искусственные стены из мешков с песком, так как город находится под угрозой исчезновения из-за резкого сокращения площади ледяного покрова и усилившейся береговой эрозии. Подобные драматические события наблюдаются по всему побережью Арктики.
Таяние вечной мерзлоты на Шпицбергене создает угрозу разрушения домов в городе Лонгйир. Традиционные дома строились на деревянных сваях, но из-за того, что почва стала нестабильной, старые сваи приходится заменять на стальные. Расположенное на острове знаменитое Всемирное семенохранилище также пострадало из-за таяние вечной мерзлоты. Почва под зданием сдвинулась, что привело к многократному затоплению входа. Во избежание дальнейшей эрозии потребовалась искусственная заморозка грунта, так как другие способы оказались менее эффективны.
Кроме того, в результате изменения климата свою самобытность теряют арктические сообщества. Многие из них сильно зависят от природы Арктики — быстрое изменение климата лишает средств к существованию оленеводов, охотников и рыбаков. Ни люди, ни природа не поспевают за изменениями.
На первый взгляд, описанные проблемы имеют в основном локальное значение. Однако таяние вечной мерзлоты в Арктике — беда для всего мира. Высвобождается «неимоверное количество опасных газов», таких как СО2 и метан. Их попадание в атмосферу приводит к ускорению изменения климата, и при нежелательном исходе прогнозные показатели изменения климата, рассчитанные Межправительственной группой экспертов по изменению климата (МГЭИК), могут вырасти в два или даже три раза.
Острая необходимость противодействовать изменению климата широко признается международным сообществом. В частности, МГЭИК подчеркнула важную роль океана и криосферы в сохранении глобального и регионального климата. Кроме того, в докладе группы экспертов подчеркивается, что такие изменения отрицательно влияют на жизнь населения Арктики, поскольку этот регион — не только «ключевая часть глобальной климатической системы», но и родина для многих людей и диких животных. Таким образом, проблема имеет общемировое значение, а это значит, требуется всеобъемлющий подход, учитывающий региональные аспекты. Игнорировать происходящие изменения в Арктике больше нельзя, но и полностью остановить их невозможно. Поэтому адаптация и развитие сопротивляемости к изменению климата являются главными целями для Арктического региона. Основные элементы работы по развитию сопротивляемости в Арктике включают в себя предотвращение изменения климата и его неблагоприятных последствий, а также адаптацию к таким изменениям.
Каким же образом международный режим борьбы с изменением климата способствует достижению этой цели?
Обязательства по смягчению воздействия изменения климата в соответствии с РКИК ООН
Согласно промежуточному отчету о сопротивляемости изменению климата в Арктическом регионе, термин «сопротивляемость» понимается как «способность [систем] противодействовать нарушениям и восстанавливаться таким образом, чтобы сохранять свою основную функцию и уникальные характеристики». Сопротивляемость также подразумевает способность системы трансформироваться вслед за меняющейся средой, адаптируясь к изменениям. Еще проще сопротивляемость можно определить как способность системы адаптироваться и возвращаться в стабильное состояние после временных или постоянных избыточных нагрузок. Изменение климата — это действительно постоянная избыточная нагрузка, которая влияет на жизнь людей и нарушает баланс в экосистемах и биосистемах.
Ученые во всем мире согласны с тем, что «сопротивляемость Арктики к изменению климата в значительной степени зависит от безотлагательных и масштабных мер по сокращению выбросов парниковых газов». Выбросы парниковых газов «являются наиболее значительным фактором» изменения климата во всем мире, и Арктика здесь не исключение.
Принимая это во внимание, международное сообщество взяло на себя обязательство бороться с изменением климата за счет сокращения выбросов парниковых газов. В преамбуле Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) говорится, что «изменение климата Земли и его неблагоприятные последствия являются предметом общей озабоченности человечества», что было также подтверждено в Парижском соглашении. «Общая озабоченность человечества» — это новая, динамично развивающаяся концепция, которая используется в контексте защиты глобальных экологических систем.
Суть этой концепции отражена в следующем ее объяснении, данном учеными-правоведами: «Вопросы, являющиеся предметом общей озабоченности, — это те вопросы, которые неизбежно выходят за рамки сферы ответственности одного государства и требуют коллективных мер» [1]. Сама по себе Арктика не является предметом общей озабоченности человечества; беспокойство вызывают происходящее здесь изменение климата и его неблагоприятные последствия.
Предмет общей озабоченности понимается как проблема, имеющая долгосрочные последствия, которые затронут будущие поколения. Несмотря на то, что РКИК ООН не развивает эту концепцию, в преамбуле подчеркивается, что «глобальный характер изменения климата требует максимально широкого сотрудничества всех стран». Кроме того, конвенция предусматривает инструмент для такого сотрудничества, воплощенный в принципе общей, но дифференцированной ответственности и соответствующих возможностей (ОНДОСВ). Можно сказать, что принцип ОНДОСВ рассматривается как «скрытое теоретическое противоречие» [2] в концепции «общей озабоченности человечества». В тексте РКИК ООН не раскрывается концепция «общей озабоченности», но признается глобальный характер проблемы, требующей действий со стороны всего мирового сообщества. В отличие от РКИК ООН, Парижское соглашение, признавая изменение климата предметом общей озабоченности, увязывает его с другими проблемами, так или иначе связанными с изменением климата, такими как права человека и устойчивое развитие. Оба правовых документа используют принцип ОНДОСВ для поддержания сотрудничества по вопросам изменения климата.
Принцип ОНДОСВ в рамках режима РКИК ООН
Центральная идея режима РКИК ООН заключается в том, что, в отличие от традиционного подхода к международно-правовым инструментам, когда государства берут на себя одинаковый объем обязательств, здесь используется концепция ОНДОСВ — основополагающий принцип международного режима борьбы с изменением климата, установленного РКИК ООН и подтвержденного Парижским соглашением. Главная идея заключается в том, что изменение климата имеет последствия для всех жителей Земли, но не все государства затронуты им в одинаковой степени. Таким образом, существует необходимость дифференцировать ответственность государств, поскольку «не все страны обязаны вносить равный вклад в решение проблемы» [3]. Развитые страны несут большую ответственность за изменение климата, так как они «в большей степени способствовали накоплению выбросов парниковых газов на протяжении истории» [4]. Именно «исторический уровень выбросов» служит основанием для дифференциации объема ответственности. Следовательно, согласно принципу общей, но дифференцированной ответственности, РКИК ООН требует, чтобы развитые страны играли ведущую роль в предотвращении изменения климата. Соответствующие возможности, в свою очередь, определяют положение развитых стран, учитываемое при разделении бремени изменения климата между ними и развивающимися странами. Технологические, административные и финансовые возможности также служат основой для разделения ответственности.
Опираясь на принцип дифференцированных обязательств, РКИК ООН разделяет стороны на три группы. Первая группа перечислена в Приложении I, она объединяет промышленно развитые страны, которые являлись участниками ОЭСР в 1992 г., и страны с переходной экономикой. В Приложении II собраны только члены ОЭСР, включенные в Приложение I. Они обязаны оказывать финансовую поддержку развивающимся странам в их деятельности по сокращению выбросов, предусмотренной РКИК ООН. Вклад этих государств определяется ими самостоятельно. Наконец, в число стран, не включенных в Приложение I, входят развивающиеся страны, которые считаются жертвами изменения климата, поскольку в настоящее время они страдают от последствий экономической деятельности развитых стран, осуществлявшейся в прошлом.
РКИК ООН признает, что некоторые развивающиеся страны более уязвимы перед изменением климата и его неблагоприятными последствиями, в то время как другие развивающиеся страны наиболее уязвимы перед экономическими последствиями, вызванными изменением климата.
Очевидно, что Арктика чувствительна к климатическим изменениям, но при этом арктические государства не входят в группу уязвимых развивающихся стран. Российская Федерация, Норвегия, Дания, США и Канада, перечислены в Приложении I. Кроме того, страны «арктической восьмерки», которая наряду с вышеупомянутыми государствами включает в себя Финляндию, Исландию и Швецию, также представлены в Приложении I. В соответствии с РКИК ООН и Киотским протоколом вышеперечисленные страны ввели общеэкономические ограничения для национальных выбросов ПГ, в то время как страны, не включенные в Приложение I, в основном сосредоточили внимание на конкретных проектах. Такая система не предназначена для оказания специальной поддержки, отвечающей нуждам Арктического региона.
Обязательства по предотвращению изменения климата в соответствии с Парижским соглашением
Стремясь к достижению конечной цели РКИК ООН, Парижское соглашение 2015 г. подтверждает приверженность основополагающим принципам, установленным Конвенцией. Так, в качестве ее руководящего принципа принята ОНДОСВ, однако с добавлением оговорки «в свете различных национальных условий». Для достижения конечной цели, которая заключается в удержании роста температуры «намного ниже 2°С сверх доиндустриальных уровней», Парижское соглашение обязывает государства «подготавливать, сообщать и сохранять последовательные определяемые на национальном уровне вклады, которых они намереваются достичь». Основой Парижского соглашения являются определяемые на национальном уровне вклады (ОНУВ), поскольку они отражают национальные стратегии предотвращения изменения климата.
Идея, лежащая в основе ОНУВ, заключается в том, что все стороны Парижского соглашения должны вносить свой вклад в достижение конечной цели РКИК ООН вне зависимости от того, являются ли они развивающимися или развитыми странами. Важной особенностью Парижского соглашения и его системы ОНУВ является сохранение привилегии суверенной самостоятельности [5], поскольку государствам разрешается определять свои обязательства в соответствии с национальными условиями. Несмотря на отсутствие определенного объема вкладов, объявленные национальные вклады должны отражать «как можно более высокую амбициозность» каждого государства. Стороны Парижского соглашения обязаны сообщать свои ОНУВ каждые пять лет. Уведомляя о своих вкладах, они также должны предоставить «информацию, необходимую для обеспечения ясности, транспарентности и понимания». Кроме того, ОНУВ регистрируются в публичном реестре, и подлежат отслеживанию прогресса, причем каждый последующий ОНУВ должен быть более амбициозным, чем текущий.
Арктические государства уже передали в реестр свои первые ОНУВ. Россия, Дания и Норвегия используют в качестве точки отсчета 1990 год, в то время как Канада и США принимают за такую точку 2005 год. Дания стремится сократить выбросы ПГ к 2050 г. на 80–95% по сравнению с уровнем 2005 г. Норвегия ставит своей целью сократить выбросы ПГ на 50–55% к 2030 г., что еще более амбициозно, чем цель Дании, поскольку на выполнение норвежского плана отводится на 20 лет меньше. Канада ставит перед собой более реалистичную цель — сократить выбросы ПГ к 2030 г. на 30% по сравнению с уровнем 2005 года. Любопытная ситуация складывается с США и Россией. Последняя окончательно ратифицировала Парижское соглашение в 2019 г. и, следовательно, приняла на себя обязательства в отношении ОНУВ. Цель, указанная в ОНУВ России, заключается в сокращении выбросов ПГ до показателей ниже уровня 1990 г. к 2030 г., однако сама цель сформулирована довольно расплывчато. Большинство экспертов сходятся во мнении, что Россия, скорее всего, достигнет своих целевых показателей по выбросам ПГ за счет их изначальной мягкости. В качестве меры по предотвращению изменения климата Россия в основном рассчитывает на поглощающую способность лесов. Лесные пожары приводят к выбросам больших объемов ПГ, поэтому Россия «начала масштабную кампанию против» таких пожаров, чтобы выполнить свои обязательства в рамках Парижского соглашения. Тем не менее, в стране все также распространена практика массовых палов прошлогодней травы, которые нередко приводят к крупномасштабным неконтролируемым пожарам.
При администрации Б. Обамы США взяли на себя обязательства по достижению долгосрочной цели сократить выбросы ПГ на 80% к 2050 г. и на 26–28% к 2025 г. Однако в 2017 г. администрация Трампа объявила, о «намерении выйти» из Парижского соглашения; соответствующий документ вступит в силу 4 ноября 2020 г. Это решение было обосновано «несправедливой экономической нагрузкой» на американских налогоплательщиков. Несмотря на то, что окончательно будущее Парижского соглашения будет определено после выборов, Д. Трамп уже «сократил объем финансирования, выделяемого из федерального бюджета на разработку стратегии в области изменения климата» и климатические исследования. Ученые прогнозируют, что последствия этого решения ощутит на себе все мировое сообщество.
В целом политика арктических государств в области сокращения выбросов ПГ пока характеризуется специалистами как недостаточно активная, особенно с учетом позиции России и решения США избавить себя от бремени экологических обязательств. Очевидно, что для сохранения Арктики необходимо более ответственное отношение окружающих ее государств к реализации мер, призванных предотвратить изменение климата.
Сопротивляемость Арктики к изменению климата как проблема местного значения. Адаптация в рамках Парижского соглашения
Цель Парижского соглашения заключается в «повышении способности адаптироваться к неблагоприятным воздействиям изменения климата и содействии сопротивляемости к изменению климата». Таким образом, в документе признается необходимость адаптации для повышения сопротивляемости, поскольку невозможно повернуть время вспять и полностью вернуться к доиндустриальному состоянию окружающей среды. В то же время в Парижском соглашении подчеркивается, что адаптация представляет собой «глобальный вызов, стоящий перед всеми в местном, субнациональном, региональном и международном измерениях» и поэтому требует сотрудничества на всех уровнях. Иными словами адаптация относится к существующим ресурсам и их сохранению. В свете Парижского соглашения она должна опираться на инициативу стран и основываться с одной стороны на наилучших научных знаниях, а с другой — на традиционных знаниях и знаниях коренных народов. Последнее уточнение очень важно для Арктического региона, поскольку коренное население составляет примерно 9% от общей численности его населения.
Парижское соглашение обязывает государства применять меры по адаптации. Подобная работа может принимать форму «разработки или укрепления соответствующих планов, политики и/или вкладов». Этот перечень — не исчерпывающий, поэтому стороны могут включать в него и другие соответствующие мероприятия. Страны обязаны представлять и в дальнейшем обновлять сообщения по вопросам адаптации.
Сообщения по вопросам адаптации должны отражать приоритеты стран и планы их осуществления, а также служить для поддержки их потребностей, дальнейших планов действий. Примечательно, что Парижское соглашение подчеркивает необходимость предоставлять непрерывную и расширенную международную поддержку развивающимся странам, однако арктические государства не входят в их список. Парижским соглашением предусмотрено, что страны должны укреплять действия по адаптации путем сотрудничества. Таким образом, адаптационная политика арктических государств полностью зависит от индивидуальных действий каждого из них и желания объединить совместные усилия.
Цикл адаптации в рамках режима борьбы с изменением климата, предусмотренного РКИК ООН и Парижским соглашением, может быть представлен следующим образом.
Во-первых, страны должны провести оценку факторов уязвимости и рисков и определить приоритетность тех или иных действий, уделяя особое внимание наиболее уязвимым народам, местам и экосистемам. Во-вторых, предполагается, что страны будут разрабатывать и осуществлять национальные планы адаптации и меры по адаптации, соответствующие этим планам. Наконец, страны должны осуществлять мониторинг и оценку таких мер (по адаптации), включая планы, стратегии, программы и действия.
Помимо индивидуальных обязательств арктических государств, меры по адаптации принимает и Арктический совет. Совет взял на себя обязательства в отношении содействия адаптации посредством различных программ мониторинга, оценки и предоставления рекомендаций, которые могут быть в равной степени реализованы как арктическими государствами, так и на международном уровне. Например, Платформа тематических исследований по воздействию технического углерода в Арктике и проект «Тундра» изучают решения в области экологически чистой энергии и занимаются дальнейшим внедрением этих решений в местных сообществах. Рабочая группа по устойчивому развитию (РГУР) работает по различным направлениям, таким как природа Арктики, экономическое и социальное развитие, а также здоровье и культурное наследие коренных народов. Деятельность РГУР распределена между несколькими тематическими задачами, однако все они направлены на устойчивое развитие региона. Под эгидой РГУР осуществляется ряд тематических проектов, включая проект «Биоэкономика водных ресурсов в Арктике». Этот проект ориентирован на рациональное потребление живых морских ресурсов и использование возобновляемых водных природных ресурсов. Другими словами, он направлен на предоставление устойчивых бизнес-решений для региона.
Еще одним примером планирования мер по адаптации, обеспечивающих благополучие и устойчивое развитие арктических прибрежных сообществ, является проект GRID-Arendal. Кроме того, многие международные компании и НПО участвуют в планировании мер по адаптации для Арктики, которые варьируются от технологий интеграции IT-решений до программ адаптации для местных сообществ, новых возможностей для получения образования и обновления систем здравоохранения.
Таким образом, меры по адаптации могут принимать весьма разнообразные формы, и ни одно из положений режима борьбы с изменением климата не мешает арктическим государствам разрабатывать новые решения для адаптации, принимая во внимание наиболее успешные существующие практики.
Сопротивляемость Арктики изменению климата в будущем
Арктическим сообществам нельзя терять «почву под ногами» в прямом и переносном смысле. Международный режим борьбы с изменением климата предоставляет необходимые инструменты для повышения сопротивляемости Арктики к изменению климата. Текущие обязательства по предотвращению изменения климата и адаптации к нему, установленные Парижским соглашением, являются важнейшими элементами формирования успешной сопротивляемости, однако их недостаточно для того, чтобы арктические экосистемы и местные народы могли пережить изменения и успешно завершить процесс трансформации.
Вечная мерзлота в Арктике быстро реагирует на изменение климата, и арктические государства также не должны медлить. Лучший способ развить сопротивляемость к изменению климата — взять на себя реальные обязательства по его предотвращению в соответствии с режимом Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН). Такие обязательства должны быть приняты на высшем уровне и отражать реальные возможности стран. В любом случае действия государств не должны сводиться к принятию номинальных деклараций и стратегий, призванных обеспечить лишь формальное соответствие Парижскому соглашению и целям РКИК ООН по ограничению роста температуры. Предотвращение изменения климата — это общая ответственность, требующая участия всех сторон. Мировое сообщество должно помнить, что работа, которую страны ведут для предотвращения изменения климата и адаптации к нему, имеет не региональное, а общемировое значение.
Однако установленный РКИК ООН режим глобален и не адаптирован специально для Арктики, поэтому решение вопроса о сопротивляемости изменению климата должно начинаться на региональном уровне. Арктический совет играет важную роль в этом вопросе, поскольку в рамках его рабочих групп и проектов ведется активная работа над стратегиями по предотвращению изменения климата, адаптации к нему и обеспечению устойчивого развития. Вместе с тем сопротивляемость изменению климата во многом зависит от политической воли и региональной политики на уровне правительств. Поэтому арктические государства должны работать над совершенствованием методов управления, ориентированных на достижение сопротивляемости. Сопротивляемость к изменению климата обеспечивается путем развития новых возможностей в меняющихся экологических и социальных условиях. Следовательно, должна быть построена более стабильная, устойчивая к изменениям система, которая будет в состоянии противостоять различным ударам и «сохранять свои уникальные характеристики».
В Парижском соглашении признается, что «существующая потребность в адаптации является значительной и что более высокие уровни предотвращения изменения климата могут снизить потребности в дополнительных усилиях по адаптации». В этой связи арктические государства должны помнить, что развитие сопротивляемости к изменению климата начинается с ответственной работы по его предотвращению. Государствам предстоит еще пройти долгий путь, прежде чем мы получим устойчивую Арктику, способную к климатической сопротивляемости.
1. Dinah Shelton, Common Concern of Humanity, Environmental Law and Policy 39/2 (2009), P. 83.
2. Daniel Bodansky, Jutta Brunn?e, Lavanya Rajamani International Climate Change Law, (OUP) 2017, P. 52.
3. Daniel Bodansky, Jutta Brunn?e, Lavanya Rajamani International Climate Change Law, (OUP) 2017, P. 124.
4. Ibid, P. 124
5. Daniel Bodansky, Jutta Brunn?e, Lavanya Rajamani International Climate Change Law, (OUP) 2017, P. 212.