Все последние события из жизни вулканологов, сейсмологов
Японцев, Американцев и прочих несчастных, которым повезло родиться, жить
и умереть в зоне сейсмической активности

Стихия

Землетрясение, Извержения вулканов, Ледяной дождь, Лесные пожары, Ливни, Наводнения, Огненный смерч, Паводок, Смерчи (Торнадо), Тайфуны, Тектонический разлом, Ураганы, Цунами, град, ледоход

Вулканы

Авачинский, Безымянный, Бромо, Везувий, Даллол, Иджен, Йеллоустоун, Кальбуко, Карымский, Килауэа, Ключевская Сопка, Мерапи, Мутновский, Невадос-де-Чильян, Ньирагонго, Толбачик, Фуэго, Хурикес, Шивелуч, Этна

Тайфуны

Тайфун Нору

Наводнения

Наводнение в Приморье

Районы вулканической активности

Вулканы Камчатки, Вулканы Мексики, Курилы

Грязевые вулканы и гейзеры

Локбатан

Природа

Вулканы, Изменение климата, Красота природы

Наука

Археология, Вулканология

Наша планета

Живая природа, Спасение животных

Ураганы

Тайфун Мэттью, Ураган Ирма, Ураган Харви, ураган Мария

Районы сейсмической активности

Землетрясение в Италии, Землетрясение в Китае, Землетрясение в Турции

Солнечная система

Венера, Марс, Меркурий, Планета Земля, Плутон, Сатурн, Юпитер

Космос

экзопланеты

Астрономические события

Лунное затмение, Метеориты, Противостояние Марса, Суперлуние

Антропогенные факторы

Климатическое оружие

Землетрясения

Прогноз землетрясений

2020-10-18 08:10

Кости предков порождали душу оружия?

Исследовательница Уппсальского Университета Инг-Мария Бак Даниельсон (Ing-Marie Back Danielsson, Uppsala University) в свой работе "Тело и идентичность в позднем скандинавском Железном веке" (Bodies and Identities in the Scandinavian Late Iron Age) высказывает предположение, что использование костей в Железном веке имело как утилитарное, так и мистическое значение.

Исследовательница обращает внимание на то, что "в захоронениях позднего Железного века археологи установили, что кости "отсутствуют", поскольку количество сожженных костей человека, например, всегда ниже, чем было бы, если бы все человеческое тело были оставлено в слоях кремации. Тело взрослого человека - при кремации даёт от 2 до 2,5 кг обожженных костей (Holck, 1987). Напротив, захоронения из репрезентативных могил (позднего) Железного века в долине озера Меларен, которые, как считается, были одиночными, содержали в среднем 267,9 грамма (Sigvallius 1994: 28). Также бывает, что кремированные животные не всегда полностью помещались в захоронения (например, Iregren 1972; Sigvallius 1994). Это говорит о том, что большое количество сожженных костей - как животных, так и людей - были удалены из кострищ и размещены в другом месте".

Автор предполагает, что "наиболее вероятное объяснение состоит в том, что обгоревшие кости были удалены после кремации для целей, отличных от погребения. И действительно, как мы увидим, обожженные кости

всплывали в других контекстах, например, в связи с обработкой железа и производством керамики. Обожженные кости могли также использоваться при производстве стекла, придавая бусинам беловатый цвет (Sode 199)"

Автор пишет, что когда мягкую и влажную глину смешивали с мелко измельченными костями, а затем придавали форму, то после высыхания преобразующая сила огня, вместе с нужным количеством воздуха, превращала композит в керамический горшок - или порождала новую сущность в семье. При этом есть непроверенное предположение (на основании находок), что такие горшки использовались в качестве погребальных урн для пепла других членов семьи.

Вторым способом возвращения предков было, возможно, кузнечное дело. Дело в том, что большая часть железа, используемого в Скандинавии - местное болотное железо. Болотные бактерии окисляют следовые количества железа для получения энергии и, таким образом, концентрируют металл, позволяя его собирать. Однако получаемое железо нечистое и мягкое, что было большой проблемой при изготовлении оружия и орудий.

Решался этот вопрос получением стали, представляющей собой сплав железа и углерода, для чего требовалось много угля (т.е. того самого углерода). Исландские саги нередко упоминают работу углежогов (одна из причин того, что остров лишился леса).

Автор указывает, что вокруг кузниц находили кости людей и животных, видимо, кузнецы использовали их в той или иной мере для карбонизации железа. Сжигая кости в среде с низким содержанием кислорода, древние кузнецы производили костный уголь почти так же, как при сжигании дерева - древесный. Использование костного угля в процессе карбонизации известно по крайней мере с раннего Железного века (около 400 г. до н.э. - 400 г. н.э.). Исследователи проводили эксперименты, воссоздающие процесс ковки меча из болотного железа и костного угля. Углерод из костей может проникать в болотное железо на глубину до 3 миллиметров, что позволяет значительно укрепить будущий клинок.

Автор предполагает, что для людей Железного века процесс мог быть сосредоточен на его глубоком символическом значении. Смешение мягкого железа с костями предков и / или животных (где кости животных также могли указывать на предания рода или некие качества), а затем огненный процесс карбонизации и ковки в кузнице, в конечном итоге приводил к рождению, например, меча, что нёс силу и характеристики выбранных родичей; новая сущность буквально выковывалось и в кузнице рождалось новое существо, связанное с духом предка, зверя или великого воина - а не просто мёртвое оружие или инструмент.

Никаких письменных свидетельств этого процесса нет. Однако исследовательница указывает, что "благодаря археологическим раскопкам становится очевидным, что курганы вскрывались вскоре после их возведения […] в период от нескольких лет до десятилетий после первоначального захоронения. Терье Гансум (Terje Gansum) […] предположил, что эти повторные раскопки курганов были предназначены для целенаправленного извлечения костей. Таким образом, сила предков была бы в буквальном смысле использована для таких случаев, как карбонизация железа, когда костный уголь был необходимым ингредиентом. Брендалсмо (Brendalsmo) и Рётхе (R?the) [...] интерпретировали эти повторные раскопки как возможное извлечение предметов с магической силой и тех, которые связаны с некромантией ".

В статье приводятся указания, что у англо-саксов урна воспринималась как новое тело умершего, ссылки на христианский закон Скандинавии, запрещавший раскапывать курганы и сидеть на них ради прорицаний, и на то, что в курганах делались входы (обычно ориентированные на юго-запад). Ссылается автор и на слова А.Гуревича, что что живые и мертвые для людей того времени не жили в двух разных мирах, а фактически сосуществовали в одном мире, где прошлое, настоящее и будущее были переплетены в единую ткань.

Не стоит забывать, конечно, что данное построение пока умозрительно. И могилы могли вскрывать ради сокровищ (не только грабители, но и потомки - ради родовых реликвий, в том числе и прославленных мечей), и указаний на целенаправленное использование именно костей предков для создания одушевлённых предметов тоже нет, а все приводимые в статье аналогии относятся не к индоевропейским народам.

Но предположение интересное и, как кажется, всё же не противоречащая духу скандинавского язычества с его культом курганов, пророчащими умершими и памятью про обладающее магией оружие и волшебных кузнецов.

И среди не приведённых автором аналогий можно бы вспомнить большую роль ритуальных хлебных печей на славянском святилище г. Богит (р. Збруч и Збручанский идол), тоже связанных с костями и человеческими жертвоприношениями (см. Русанова, Тимощук. Святилища древних славян). Хоть контекст и не обязательно тот же самый, но...

P.S.Приведённые иллюстрации меча, погребальных урн и металлургической печи эпохи не относятся к доказательствами вышеупомянутых практик.