Этруски
Искусство этрусков, соседей западных греков и тоже переселенцев с востока, имело древневосточные корни. Они появились в Италии чуть ли не в XII в. до н. э., когда, по древним источникам, был основан город расписных гробниц – будущие Тарквинии. Собственно история искусства этрусков начинается с VIII в. до н. э. и известна нам только по гробницам с их предназначенными для погребений дарами. На месте их поселений ныне стоят города современной Италии. Этрусский культ мертвых – всепоглощающ, он не уступал по авторитету египетскому.
Уже в архаический период, самый блистательный у этрусков, больших высот достигает бронзолитейное дело, позднее развившееся в одну из виднейших отраслей античной пластики. В римское время этрусские бронзы войдут в моду, становясь предметом коллекционирования.
От храмов с их своеобразной планировкой – трехнефные, с подходом только с одной торцевой стороны, с глиняными фигурами не во фронтонах, а на коньках и гребнях крыш, – дошли в основном антефиксы. Во второй половине VI в. до н.э. этруски производили керамику, подобную бронзам с тисненым рельефом. У нее массивные стенки – это так называемое толстое буккеро, сменившее прежнее тонкое и среднее. Наряду с местными "жанрами" вроде сосудов импасто и буккеро развивалась и расписная керамика, для которой, как и для всех западных греков, образцом для подражания служили греческие вазы. Только в последней четверти VI в. до н.э. формируется своя чернофигурная вазопись. Внешнее сходство с образами греков не лишает этрусские мифы собственного лица. Имена их богов созвучны греческим и римским, но связанные с ними мифы не понимаются в эллинском ключе; за ними стоит иной пласт представлений, пока практически не известный науке. Этруски оставили множество надписей, собранных в Testomonia Linguae Etruscae, но наше представление об их словарном запасе ограничивается сведениями о ритуале погребения и текстах эпитафий. Крупная гидрия демонстрирует линию псевдокраснофигурной вазописи V в. до н.э., практически не имевшую развития в Элладе: красные фигуры нанесены краской по черному фону, тогда как у греков они – в цвете глины. Сюжет с тремя мужами на тулове и с двумя сфингами на плечиках не воспринимается как некое нарративное целое – композиция разомкнута, центр действия отсутствует.
Этрусские гравированные зеркала давно получили всемирную славу. В XIX в. немец Эдуард Герхард собрал основные памятники в прорисовках, издав в четырех томах. Возникнув в VI в. до н. э., в последующие столетия гравированные зеркала, предназначенные для погребений, стали одним из важнейших разделов искусства Этрурии, выделяясь мифологическими сюжетами, хорошо построенными композициями, богатым, сложным рисунком. Есть мифы, понимаемые в греческом ключе, как зеркало с Эос / Тхесан (Москва, ГМИИ), но большинство остается для нас tabula rasa . К концу IV в. до н. э. качество рисунков начало снижаться, и к началу II в. до н. э. зеркала сошли на нет.
С IV в. до н. э. – времени падения независимых этрусских городов – распространились каменные саркофаги с рельефами, в III–I вв. до н. э. уступившие место более дешевым терракотовым урнам со сценами мифов. Такие урны заполняли гробницы на протяжении столетий, собирая всех членов рода. Урна из Клузия (Москва, ГМИИ) представляет собой образец этого типа памятников: на крышке возлежит умерший-жрец с фиалой, на ящике представлен поединок Этеокла и Полиника, двух сыновей Эдипа, за царский трон. Подталкиваемые злобными богинями, они убивают друг друга. Греки и римляне, вдохновлявшиеся эллинской иконографией, никогда не применяли таких сюжетов, но у этрусков был свой взгляд на "переход".
Английский писатель Дэвид Лоуренс посетил в начале XX в. музей в Вольтерре. Он был поражен видом этрусских урн, с несовпадением размеров ящиков и крышек, которые, как он справедливо полагал, покупались отдельно. Казалось бы, это были ремесленные памятники, не смевшие соперничать с общепризнанными греческими шедеврами. Но он открыл в них то, что задевает душу, – "дыхание природы", которое утратили памятники вроде "переваренного" Парфенона.
Акимова Людмила Ивановна. Этруски: зеркальный мир